Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность.
Режиссура предполагает буквально «передачу надлежащего направления». Режиссером является человек, кто дает надлежащее направление драматургическому материалу при помощи актера.
Перед будущими сценаристами-режиссерами стоят задачи, для выполнения которых просто необходимо максимально развивать и воспитывать способность к созданию и принятию новых оригинальных идей. Поэтому, основополагающие элементы комбинированного мышления – креативное мышление, творческое воображение, драматургическая логика, формирование и развитие которых является неотъемлемой частью на пути к успеху в профессии сценариста-режиссера театрализованных представлений и праздников . На сегодняшний день театрализация проникла во все сферы человеческого бытия: политическую, социальную, художественную. Чаще всего слово театрализация употребляется в словосочетании театрализация социальной жизни. Этот феномен известен еще со времен Петра Первого. В тот период в России формировалась парадная царская жизнь. Примером являются знаменитые Петровские ассамблеи, организуемые и проводимые по указанию русского правителя.
Чаще всего под театрализацией понимают привнесение художественности в нетеатральную реальность. Д. М. Генкин в своей работе «Массовые праздники» рассматривает праздник как социальное и художественное явление. Изучая основные механизмы театрализации, автор предостерегает режиссеров от упрощенного подхода к ней – как к иллюстрации. Театрализация и иллюстрация – это разные сущностные понятия.
Театрализованная церемония интересна тем, что сочетает в себе развлечение с нравственными и эстетическими задачами. Воспитательная роль театрализованной церемонии тесно связана с веселым зрелищем. Именно церемония, с присущими ей средствами художественной выразительности, утверждает правду жизни, ценности справедливости и добра, способствует духовному развитию личности, формирует эстетический вкус.
Театрализованная церемония, как форма театрализованного представления, актуальна в разнообразных праздниках. Поэтому рассматриваемая тема является необходимой.
Целью данной работы является рассмотрение приемов театрализации в церемониальной культуре.
1.1. Понятие «церемония». Виды церемоний
Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат.
Церемония связана с обрядом и ритуалом.
Феномен ритуала давно привлекает внимание исследователей в русле различных социальных наук: истории, антропологии, религиоведения, философии и др. Предпринимаются попытки проанализировать ритуал, его функции, роль и значение в обществе, символизм различных ритуальных форм, трансформацию ритуала в иные формы стереотипизации поведения. Такое внимание объясняется тем, что ритуал являлся неотъемлемым элементом жизни любого человека и древнего общества в целом, а, кроме того, продолжает играть большую роль сегодня в традиционной культуре.
Под термином «ритуал» (от лат. ritualis – «обрядовый», «ритуальный», от лат. Ritus – «торжественная церемония», «обряд», «ритуал»), как правило, понимают традиционный порядок обрядовых действий, совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт. При этом чаще всего, термин «ритуал» используется как синоним термина «обряд».
Современные исследователи нередко пытаются объяснить ритуал через приемы формальной логики, материальную, внешнюю сторону, практичность и утилитарные подходы. Однако ритуал конструируется совершенно в ином пространстве и контексте, носителями культуры с иными механизмами и принципами мышления. Соответственно, понимание ритуала может быть выведено только на основании самой же традиции.
Создатели ритуала обладали мифотворческим сознанием, для которого характерен собственный уникальный набор принципов: образность, символизм, метафоричность, полисемия, семантические оппозиции, отражавшие социальные реалии («сакральный-профанный», «свой–чужой» и др.), смешение реального и мифологического. Соблюдением ритуальных установок человек пытался компенсировать возможную ошибочность умозаключений мифотворческого сознания . Тем не менее, подобное мифологическое мышление, несомненно, выходило за рамки исключительно стандартных упрощенных формул.
Многовариантность толкования ритуала отражается в многочисленных теориях и классификациях его функций, среди которых, как правило, отмечаются следующие:
1) мировоззренческая функция: формирование модели мира, адаптация к окружающему миру;
2) информационная функция: аккумуляция и передача культурного опыта, знаний и представлений об окружающем мире;
3) интегрирующая функция: утверждение и обновление единства общества, осознания солидарности и взаимосвязанности его членов;
4) психотерапевтическая функция: создание психологически комфортных условий социального существования;
5) социальные функции: стереотипизация поведения, кооперирование деятельности путем включения в систему социальных институтов, интериоризация групповых ценностей и др.
Все указанные функции были взаимосвязаны в сознании создателей ритуала и не могут быть отделены друг от друга, как не может быть выделена какая-либо «главная» функция ритуала.
Повседневная жизнь древних обществ была немыслима без ежедневных обрядов и ритуалов. По сути, многие исследователи отмечают, что вся жизнь человека состояла из двух компонентов: ритуальной действительности и повседневной жизни «между ритуалами» . Сакральный компонент и ритуалы в том числе охватывают все виды человеческой деятельности.
Прежде всего, в дописьменных обществах ритуал аккумулировал в себе многообразный культурный опыт, знания и представления об окружающем мире, которые передавались исключительно посредством устной традиции. Таким образом, ритуал, наряду с обычаями, мифами и преданиями, иными знаковыми средствами (к примеру, географическими объектами) можно назвать частью той семиотической системы, которая была предназначена для фиксации и передачи информации.
Ритуал являлся альтернативой хаосу и неупорядоченности. Посредством ритуала устанавливались различного рода правила и схемы.
В первую очередь, как отмечают исследователи, эти правила касались системы родства и брачных отношений, т.е. ритуал обращался к тем сферам, в неизменности которых «виделся залог благополучия человека и коллектива» . Ритуал устанавливал существующий порядок жизни, те правила и нормы, которые задавали сами основы социальной и политической организации общества, экономического уклада, этики.
Так, к примеру, в Авесте земледелие признается делом, угодным богу Ахуре Мазде (Видевдат 3, 4) и доставляющим страдания дэвам, т.е. силам зла (Видевдат 3, 32). Тем самым хозяйственная деятельность вписывается в систему религиозных представлений.
Немаловажно, что именно принадлежность к определенному религиозному учению, т.е. в том числе проведение соответствующих «правильных» ритуалов, выступала в качестве основного критерия при определении «своих» и «чужих».
Помимо этого ритуал также регламентировал ежедневную жизнь обычного человека, рядового члена общины в мельчайших ее проявлениях, создавал различные стереотипы, формы
Фрагмент для ознакомления
3
1) Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов [Текст] / А.К. Байбурин. – СПб.: Наука, 1993. – 240 с.
2) Березин А. И. Театрализация: сущностные понятийные основы// IX ЛАЗАРЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ РЕЖИССЕРА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПРАЗДНИКА. Ссборник научных трудов всероссийской конференции. 2020. С. 16-20
3) Богданов И.А., Виноградский И.А. Драматургия эстрадного представления: Учебник. – СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2009. – 424 с.
4) Вершковский, Э.В. Режиссура массовых клубных представлении: учебное пособие / Э.В. Вершковский. СПб.: 1981. 54 с.
5) Вершковский, Э.В. Режиссура театрализованных представлений / Э.В. Вершковский. – Санкт-Петербург : Нестор-История, 2017. – 88 с.
6) Виноградов-Мамонт, Н.Г. Красноармейское чудо / Н.Г. Виноградов-Мамонт. – Ленинград, 1972. – 130 с
7) Гавдис, С.И. Основы сценарного мастерства: учебное пособие /C.И. Гавдис. Орёл: ООО «Горизонт», 2017. 221 с.
8) Генкин Д.М. Массовые праздники: учеб. пособие для ин-тов культуры / Д. М. Генкин. – Москва: Просвещение, 1975. – 140 с.
9) Дьяконов, И.М. Архаические мифы Востока и Запада [Текст] /И.М. Дьяконов. – М.: Наука, 1990. – 247 с.
10) Захарова О. Ю. Светские церемониалы в России XVIII – начала XX вв. М. : Центрополиграф, 2001.
11) Катышева Д.Н. Литературный театр / Д.Н. Катышева – М.: Сов. Россия, 1982. – 144 с.
12) Квятковский, А. Поэтический словарь / А. Квятковский. – Москва, 1966. – 376 с.
13) Кирилюк И.Р. Символ, аллегория, метафора как иносказательные средства выразительности в режиссуре представлений и праздников// КУЛЬТУРНЫЕ ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИСТОКОВ К КУЛЬТУРНЫМ ИННОВАЦИЯМ. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 5-ти томах. Том 3. 2019. С. 293-296
14) Массарский С.М. Проблемы драматургии театрализации и пути стимулирования сценарного творчества // Театрализация как творческий метод культурно-просветительной рабаты: сб. науч. тр. – Ленинград: ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1982. – С. 61–73
15) Миксюк А.С. Ритуал как регулятор отношений в традиционном обществе// Традиционные общества: неизвестное прошлое [Текст]: материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф., 20–21 мая 2020 г., г. Челябинск / редколлегия: П.Б. Уваров (гл. ред.), Д.В. Чарыков, Н.И. Тахиров. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. унта, 2020. С. 48-52
16) Мосиенко С.В. К вопросу определения признака театра масс как особого вида театрального искусства//ВЕСТНИК КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ. 2020. № 3. С. 66-73
17) Пушкарева И. М. Роль государственного церемониала России в формировании современной культурной идентичности//ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Ч.Б. Далецкого, А.Ю. Платко. 2019. С. 163-168
18) Соколов Д. Д., Соколова Е. В. Режиссура публицистического представления // Universum: филология и искусствоведение. – 2019. – No4 (61). – С. 10–22.
19) Уортман Р. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии от Петра Великого до смерти Николая I. М. : ОГИ, 2002. Т 1.
20) Хоботова А. А., Гавдис С. И. Метафора как средство выразительности праздничных форм//ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД. Материалы Всероссийской (с международным участием) научнопрактической конференции. 2020. С. 112-117
21) Цивьян, Т.В. К семантике пространственных показателей в фольклоре [Текст] / Т.В. Цивьян // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. – Тарту: Издательство Тартуского университета, 1973. – С. 13–17.
22) Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учеб. для студентов высш. театр. учеб. Заведений/И.Г Шароев. М.: Просвещение, 1986. 463 с
23) Элиаде, М. Аспекты мифа [Текст] / М. Элиаде. – М.: Академический проект, 2010. – 251 с.