Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Внешнеторговая деятельность связана с перемещением товаров и транспортных средств юридических и физических лиц через таможенную границу. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Различные ситуации, отношения и контакты, возникающие во внешней торговле или посредством внешней торговли, предусмотрены в соответствующих законодательных и нормативных актах. Эффективность таможенной проверки заключается в обеспечении того, чтобы движение товаров к таможенным границам Российской Федерации соответствовало нормам и нормативным актам, предусмотренным таможенным законодательством. Только при достаточном прохождении всей таможенной проверки можно обеспечить соблюдение этих норм при перевозке товаров.
В современном мире идет процесс либерализации международной торговли, и страны заключают различные договоры и соглашения в этой области. Конечно, это помогает улучшить экономические отношения и увеличить разнообразие продуктов, поступающих на рынок. Активное осуществление внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности осуществляется через развитие интеграционных процессов между различными странами. Процесс интеграции обеспечивает более тесное сотрудничество между его участниками и использует преимущества национальной экономики каждой страны, тем самым снижая потенциальные риски, связанные с конкретными условиями технологии производства и экономического развития страны.
В настоящее время внешняя экономика Российской Федерации претерпевает существенные изменения, касающиеся структуры торгового оборота страны, списка ее основных торговых партнеров, а также списка декларируемых товаров, происходящие в результате мирового финансово-экономического кризиса, санкционных мероприятий европейских стран и интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза.
На данном этапе развития таможенные органы формулируют и обновляют задачи по совершенствованию сборов и нормативных требований.
Целью работы является анализ порядка практического применения таможенных процедур «уничтожение» и «отказ в пользу государства».
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть сущность таможенной процедуры «уничтожение»;
2. проанализировать содержание таможенной процедуры «отказ в пользу государства»;
3. провести сравнительный анализ таможенных процедур «уничтожение» и «отказ в пользу государства»;
4. определить проблемы и перспективные направления развития законодательства в части регулирования таможенных процедур.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в результате таможенных процедур «уничтожение» и «отказ в пользу государства».
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты правовое регулирование и формы совершенствования таможенных процедур «уничтожение» и «отказ в пользу государства».
Для того чтобы максимально грамотно и эффективно решать поставленные задачи, в работе использовались общие методы научных исследований. В основе разработанности темы работы лежат труды Е.В. Трунина, М.Д. Давыдова, А.Н. Шашкина, М.В. Достовалова, И.А. Базарова и других, посвященные изучению специфики проведения таможенной проверки.
В структуру работы входит введение, две главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР «УНИЧТОЖЕНИЕ» И «ОТКАЗ В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА»
1.1. Сущность таможенной процедуры «уничтожение»
В литературе, посвященной таможенной деятельности существует три толкования «уничтожения» :
в качестве процедуры уничтожения выступает таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты импортных пошлин и налогов и применения нетарифных мер регулирования;
под уничтожением товара как актом понимается нейтрализация, полное уничтожение или иное уменьшение количества товара, в результате чего он частично или полностью утрачивает свое потребительское и/или иное свойство и не может быть экономически восстановлен;
как событие, это непоправимая потеря товара в результате разрушения, несчастного случая или форс-мажорных обстоятельств.
По классификатору вида таможенной процедуры процедуре уничтожения присваивается код 93. Размещение товаров под таможенными процедурами уничтожения предусмотрено главой ТК ЕАЭС , а также иными актами ЕАЭС и ведомственными документами таможенных органов, изданными на основании норм ТК ЕАЭС.
В большинстве случаев таможенные процедуры уничтожения применяются, если товары, пересекающие таможенную границу, теряют потребительские качества при транспортировке или имеют истекший срок хранения/годности. Такая негативная ситуация может возникнуть у декларанта из-за чрезмерных задержек в перевозке товаров или их длительного размещения на складах временного хранения. Есть также случаи, когда по какой-либо причине импортные товары не могут свободно распространяться, продаваться или использоваться в стране. В этом случае уничтожение товара под контролем таможенников позволяет избежать затрат на возврат товара из страны. Кроме того, нет необходимости платить таможенные пошлины, налоги и сборы, поскольку товары не производятся для внутреннего потребления .
Обычно таможенные процедуры уничтожения товаров также могут применяться на различных площадках. При этом цена перевозки товара в страну отправления может быть выше его стоимости. Наиболее разумным выходом в этом случае может стать их уничтожение или передача в собственность государства.
Участники внешней торговли, ввозящие эти товары на территорию ЕАЭС, просто не имеют возможности хранить их на территории, так как они ввозятся и имеют обязательства по реэкспорту. Отсутствие экспорта может повлечь за собой обязательство уплатить таможенные пошлины и налоги. Законной возможностью избежать таких расходов может стать представление в таможенный орган правильно составленного документа, подтверждающего уничтожение товара под контролем таможенника .
Кроме того, если владелец товара не имеет возможности или коммерческой целесообразности продавать товар на внутреннем рынке страны, могут использоваться таможенные процедуры уничтожения. Это также может произойти, если представитель бизнеса не имеет возможности оплатить начисленную ему таможенную пошлину. В некоторых случаях процесс перевозки груза может занять длительное время, а тарифная ставка при перевозке может значительно возрасти. Значительное повышение уровня оплаты делает товары неконкурентоспособными по сравнению с отечественными товарами . Условия размещения товаров под таможенными процедурами уничтожения:
1. Помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения допускается на основании заключения компетентного государственного органа, выданного в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС, о возможности уничтожения, в котором указываются порядок и место уничтожения. Заключение не требуется, если товар безвозвратно утерян в результате несчастного случая или форс-мажорных обстоятельств. Для того чтобы такие товары попали под таможенную процедуру уничтожения, необходимо предоставить документы, подтверждающие безвозвратную утрату товаров в результате несчастного случая или форс-мажорных обстоятельств.
2. Следующие категории товаров не могут подпадать под таможенную процедуру уничтожения:
культурные, археологические и исторические ценности;
животные и растения, относящиеся к видам, охраняемым законодательством государств-членов ЕАЭС и (или) международными договорами их частей и производных, за исключением случаев, когда их уничтожение необходимо для борьбы с эпидемиями и эпизодами и для распространения карантинных объектов;
товары, которые таможенные органы могут использовать в качестве залога, за исключением случаев, когда их уничтожение необходимо для борьбы с эпидемиями и эпидемиями и распространения карантинных объектов;
конфискованные товары или товары, подлежащие конфискации, в том числе вещественные доказательства, в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС;
другие товары.
Уничтожение товаров не допускается:
оно может нанести вред окружающей среде или создать угрозу жизни и здоровью людей;
оно производится путем потребления товаров в соответствии с их обычным назначением;
оно может повлечь за собой расходы для органов государственной власти государств-членов Таможенного союза.
2. Уничтожение товаров осуществляется за счет заявителя, прошедшего процедуру таможенного уничтожения.
3. Уничтожение товаров осуществляется в сроки, установленные таможенным органом, исходя из времени, необходимого для фактического уничтожения этих товаров, характера и места их уничтожения.
К операциям по уничтожению товаров относятся :
термическое, химическое, механическое или иное воздействие (горение, разрушение, захоронение и др.) на товары, в результате которого происходит уничтожение этих товаров.);
разборка, демонтаж и последующее механическое повреждение всех полученных деталей, включая отверстия, поломки, другие повреждения, при условии, что такие повреждения исключают возможность последующего восстановления товара и его первоначального использование для потребления животных товаров, изначально предназначенных для потребления человеком, например, для кормления крупного рогатого скота товарами (продуктами питания);
переработка товаров: сборка, разборка, адаптация к другим товарам, фактическая переработка товаров, демонтаж товаров, включая восстановление и ввод в эксплуатацию товаров, производство переработанных товаров, включая использование товаров в качестве вспомогательных продуктов переработки, эти продукты потребляются полностью или частично в процессе переработки.
Условия проведения операций по фактическому уничтожению товаров должны исключать возможность изъятия или изменения состояния (хищения, сокрытия, потребления, замены, утилизации) уничтоженных товаров в местах их хранения, по пути к месту их уничтожения и в местах проведения операций по уничтожению (до их проведения) .
Для получения разрешения на размещение товара в соответствии с процедурами таможенного уничтожения лицо, являющееся декларантом товара, может подать письменное заявление, в котором указываются наименование товара, цена, место, планируемый способ, место и дата уничтожения внешнеэкономической деятельности, а также краткая информация о причинах изъятия товара из обращения декларантом. Разрешение на процедуру уничтожения подписывается уполномоченным должностным лицом таможенного органа. Бланк разрешения приведен в Приложении .
Таким образом, процедура таможенного уничтожения занимает особое место в таможенном законодательстве ЕАЭС. Поначалу кажется, что эта процедура таможенного уничтожения не имеет практического смысла и не применяется. Но бывают случаи, когда уничтожение импортных товаров действительно целесообразно. Нетарифные меры регулирования не применяются к уничтоженным товарам. Под уничтожением таможенное право подразумевает приведение их в непригодное для дальнейшего использования состояние. Уничтожение товаров должно быть необратимым, то есть их восстановление не должно быть экономически оправданным.
1.2 Содержание таможенной процедуры «отказ в пользу государства»
Отказ в пользу государства - это таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства-члена ЕАЭС без уплаты пошлин и мер нетарифного регулирования. Иностранные товары могут быть включены в процедуру отказа в таможенной процедуре в пользу государства, за исключением товаров, ввоз которых на таможенную территорию ЕАЭС запрещен, а также товаров, оборот которых
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение к Договору о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. 12.04.2017. Ратифицирован Федеральным законом от 14.11.2017 № 317-ФЗ.
2. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция) Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] /Компания «Консультант плюс».
3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.08.2018
4. Бекяшев, К. Таможенное право: учебнное пособие. - 3-е издание, переработанное и дополненное. / К. Бекяшев, Е. Моисеев. - М.: Проспект, 2018. – 336 с.
5. Боков, К. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства России: монография. / К. Боков. - М.: Проспект, 2017. – 172 с.
6. Борисов, С.М. Таможенный союз: совместное взимание ввозных таможенных пошлин / С.М. Борисов. // Деньги и кредит. 2018. – № 8. – с. 33-36.
7. Бородавко, Е. Контроль таможенной стоимости как фактор сдерживания либерализации внешней торговли стран-членов единого экономического пространства / Е. Бородавко. // Теория и практика таможенного дела и внешнеэкономической деятельности. 2018. – № 1.– с. 108-121.
8. Буваева, Н. Международное таможенное право: учебное пособие / Н. Буваева. - М.: Юрайт, 2018. – 376 с.
9. Буваева, Н. Э. Международное таможенное право: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач ; под общ. ред. А. В. Зубача. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 298 с.
10. Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук ; под ред. Г. П. Геращенко. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 234 с.
11. Карагодин, В. П. Таможенная экспертиза: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. П. Карагодин, С. В. Золотова ; под ред. В. П. Карагодина. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 208 с.
12. Коник, Н. Таможенное дело: учебное пособие. - 2-е издание, стереотипное. / Н. Коник, Е. Невешкина. - М.: Омега-Л, 2018. – 206 с.
13. Крюкова, Н.И. Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 221 с.
14. Новиков, В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учебное пособие / В. Новиков В. Ревин, М. Цветинский. - М.: Бином, Лаборатория знаний, 2018. – 328 с.
15. Новикова, С. А. Таможенное дело: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 302 с.
16. Оразалиев, А.А. Особенности и проблемы взимания таможенных и иных платежей таможенными органами России на современном этапе Евразийской интеграции / А.А. Оразалиев. // Управление экономическими системами. – №5. – 2018. – с. 12-20.
17. Остроумов, Н.В. Правовой статус таможенно-тарифного регулирования [Текст] / Н.В. Остроумов. // Юридическая наука. - 2018. – №1. – с. 58-61.
18. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин ; под ред. Е. Ф. Прокушева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 450 с.
19. Сафина, Д.И. Динамика и структура поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации с момента вступления России в ВТО [Текст] / Д.И. Сафина, М.И. Коновалова. // Вестник томского политехнического университета. 2018. – № 1. – с. 262-267.
20. Шевченко, Ж. Д. О понятиях «таможенные операции» и «таможенные процедуры» в таможенном законодательстве ЕАЭС / Ж. Д. Шевченко, А. А. Гудзенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 202-205.