Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время налоги являются неотъемлемой частью финансовой системы большинства стран мира. Возникновение и развитие налогов восходит к глубокой древности.
Считается, что налоги являются производными от появления такого явления в общественной жизни, как государство. С ним, его развитием и трансформацией многие мыслители связывали и продолжают связывать появление такой важной экономической категории, как «налог», основной функцией которого изначально было обеспечение государства необходимыми ресурсами.
На Западе налоговые вопросы и юридические вопросы с налоговыми бюджетами и роялти давно занимают почетное место в корпоративном финансовом планировании. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия.
Следовательно, учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами является одним из важнейших направлений в хозяйственной деятельности предприятия. Главной задачей хозяйственной деятельности предприятия является, получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственников имущества предприятия.
Однако получение и использование прибыли по собственному усмотрению возможно только после расчетов c бюджетом и государственными целевыми бюджетными фондами по налогам и целевым сборам. Расчеты с бюджетом являются частью финансовых операций организации по выполнению обязательств перед государством.
Для этого требуется достоверное определение налоговой базы и суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, в соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации. За несвоевременный и неправильный исчисление и уплату налога руководство организации привлекается к административной и уголовной ответственности.
Актуальность темы курса обусловлена важностью точного и своевременного расчета предприятия с бюджетом налогов и сборов, плательщиком которых является данное предприятие.
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов правил бухгалтерского учета с бюджетами и их документами.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность и значение бухгалтерского учета расчетов с бюджетом;
- исследовать нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с бюджетом;
- дать краткую организационно-экономическую характеристику ООО «Тверьстроймаш»;
- проанализировать документальное оформление расчетов с бюджетом на примере ООО «Тверьстроймащ»;
-исследовать синтетический и аналитический учет расчетов с бюджетом на примере ООО «Тверьстроймаш».
Предмет исследования курсовой работы - существующие подходы к организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом.
Объект исследования курсовой работы - действующая система бухгалтерского учета с бюджетом в ООО «Тверьстроймаш».
Методы исследования курсовой работы: метод анализа, системный подход, метод классификации, метод контент-анализа, метод сравнения.
При написании работы использовались труды таких авторов, как Дорофеева Н.А., Косарева Т.Е., Лозовой А.М., нормативные документы и материалы из сети Интернет.
1. Правовое и теоретическое обоснование организации учета расчетов с бюджетом.
1.1 Сущность и классификация учета расчетов с бюджетом
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетный фонд является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей - отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д. Бюджет исполняет следующие функции:
-образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);
-использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);
-контроль использования бюджетного фонда.
Бюджетные доходы включают в себя налоги, в т.ч. акцизы, таможенные сборы, доходы от государственной собственности, доходы от эмиссии бумажных денег. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития страны.
Бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов . Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления, составляющие 90% всех доходов бюджета.
Поэтому очень важно обеспечить полноту и достоверность исчисления и согласования налогов с бюджетом при формировании бюджета всех уровней. Бюджетирование – одна из самых важных и сложных тем в бухгалтерском учете. Просчеты часто приводят к серьезным финансовым потерям для организации. Бюджетирование в бухгалтерском учете понимается как отражение в бухгалтерском учете задолженности организации, возникшей в процессе хозяйственной деятельности, по этим налогам, сборам и погашению задолженности.
Основной задачей учетно-расчетной работы с бюджетом является обеспечение полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет. Выполнение этой задачи, имеющей важное значение для государства, с другой стороны весьма важно и для предприятия-налогоплательщика, поскольку обеспечивает невозможность применения со стороны фискальных органов штрафных санкций за неполное и несвоевременное перечисление платежей в бюджет, что обеспечивает более высокий уровень чистой прибыли предприятия.
Также важной задачей учета расчетов с бюджетом является организация оперативного взаимодействия финансовой и бухгалтерской служб предприятия с налоговыми органами, которые и осуществляют контроль своевременности и полноты перечисления налогов и сборов.
В этих целях налоговая инспекция по месту нахождения предприятия открывает на каждое предприятие, организацию, индивидуального предпринимателя лицевой счет, в котором отражается вся информация по начисленным налогам и сборам на основе поданных налогоплательщиком налоговых деклараций и расчетов авансовых платежей по налогам и сборам.
Предприятие становится налогоплательщиком с момента государственной регистрации. Это означает, что он должен платить налоги, акцизы, роялти и другие обязательные отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды. Нарушение данной обязанности влечет за собой административную ответственность компании и ее руководителей в виде штрафов.
Кроме того, российское уголовное законодательство предусматривает санкции за различные виды налоговых правонарушений. Чтобы открыть счет в банке, т.е. начать вести реальную хозяйственную деятельность, необходимо предоставить документ, подтверждающий регистрацию компании в налоговых органах. Также необходимо уведомить налоговый орган об открытии банковского счета и его реквизитах. В результате налоговые органы могут контролировать своевременность и правильность уплаты налогов компанией.
Система сбора налогов Российской Федерации включает федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги, а также специальные налоговые режимы. Под налогом понимается обязательный и безвозмездный сбор для организаций и физических лиц в форме передачи денежных средств, находящихся в их собственности на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежными средствами, для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления отражена в таблице 1.1
Таблица 1.1 Классификация налогов
Уровень установления Налоги
Федеральные • Налог на добавленную стоимость;
• Акцизы;
• Налог на доходы физических лиц;
• Налог на прибыль организаций;
• Налог на добычу полезных ископаемых;
• Водный налог;
• Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
• Налог УСН
• Налог ЕСХН
Региональные • Налог на имущество организаций;
• Транспортный налог;
• Налог на игорный бизнес.
• Патент
Местные • Земельный налог;
• Налог на имущество физических лиц.
1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с бюджетом
Основа налоговой системы Российской Федерации была сформирована в октябре-декабре 1991 г. Законами Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. предусмотрено зачисление налогов и сборов на имущество в дорожный фонд. 6-7 декабря 1991 г. был принят Закон о налоге на добавленную стоимость, специальном налоге на потребление и подоходном налоге с населения.
Принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В 1992 году было создано Главное управление по налогам и сборам при Государственной налоговой службе РСФСР, реорганизованной через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере контроля за сбором налогов - Федеральная служба налоговой полиции России. 1998 г.
Правительство приняло первую часть Налогового кодекса Российской Федерации, в 2000 году — часть вторую главу. В настоящее время продолжается работа по доработке налогового законодательства Российской Федерации: принимаются новые главы Налогового кодекса Российской Федерации, заменяющие устаревшие налоговые законы 1991 года. В июне 2003 года Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции по борьбе с налоговыми преступлениями были переданы новому Управлению по расследованию налоговых и экономических преступлений Министерства финансов Российской Федерации.
В марте 2004 г. в связи с общим изменением структуры федеральных органов исполнительной власти упразднено Министерство по налогам и сборам Российской Федерации. Функции стратегического формирования государственной политики в налоговой сфере и формирования налогового законодательства возложены на Министерство финансов Российской Федерации. А функции контроля и контроля за применением налогового законодательства переданы вновь созданной Федеральной налоговой службе, деятельность которой курирует Минфин России.
Бюджетный процесс - регулируемая законодательством Российской Федерации деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, вести бюджетный учет, готовить, внешне проверять, проверять и утверждать бюджетные отчеты. (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Основные положения, регулирующие учет и оформление бюджетных и внебюджетных сумм:
1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ( в ред от 05.12.22)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
3. Положение о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Российской Федерации. Утверждены приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н с последующими изменениями и дополнениями.
4. План счетов финансово-хозяйственной деятельности организации и руководство по применению. Утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет и исчисление налога на прибыль организаций» - ПБУ18/02. Утверждены приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.
Налоговые процедуры в Российской Федерации регулируются следующей правовой базой:
1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе Налоговый кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.
2. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.
3. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
Налоговый кодекс содержит основные положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, обеспечению мер по их выполнению, ведению учета поступающих финансовых ресурсов, привлечению налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий должностных лиц государственных налоговых органов.
Налог является обязательным платежом государства за физических и юридических лиц в бюджет, выделяемым в порядке, порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.
Сбор является обязательным взносом юридических и физических лиц, в случае его неуплаты государство не будет принимать необходимые им юридически значимые меры. Например, регистрация брака или нотариальное заверение договора.
В отличие от налогов, пошлины и сборы предполагают выгоды для плательщика.
В современных условиях налоги выполняют три основные функции: финансовую, регулирующую и распределительную.
Финансовая функция налогов заключается в том, что с их помощью формируются финансовые источники государства, то есть доходная часть бюджета, внебюджетных фондов и т. д.
Характер регулирования - налогообложение является одним из основных инструментов государственной экономической политики.
Распределительная функция налогов проявляется в том, что с их помощью государство воздействует на распределение и перераспределение продукции воспроизводства.
С 2023 года большинство налогов и взносов уплачиваются один раз в единую дату платежа — 28 числа. Однако в отношении налогов и взносов, уплаченных до истечения срока подачи или расчета , а также срок уплаты которых отличается от установленного, например, косвенные налоги, уведомление должно быть подано до 25 числа налогового месяца.
Таким образом, уведомление должно быть подано до оплаты:
- НДС
- Налог на прибыль
-подоходный налог, исчисляемый и оплачиваемый работодателем с заработной платы работников
-оплата страховых взносов работодателя за первый и второй месяцы квартала,
-аванс УСН,
-уплата налога на имущество
-транспортный налог
-предоплата в ЕСХН и т.д.
2. Налоговая система РФ, виды налогов и сборов и их функции
2.1 Расчеты по налогу на добавленную стоимость
НДС (налог на добавленную стоимость) можно назвать налогом на потребление: экономика страны производит товары, и потребители платят надбавку, чтобы получить эти льготы.
Именно эта надбавка, зависящая от цены, будет перечисляться в бюджет, поэтому этот налог называется косвенным. НДС перечисляется в федеральный бюджет. Объекты налогообложения при исчислении НДС указаны в ст. 146, 149 НК РФ.
Суммы НДС, фактически полученные от покупателей за проданные им товары, продукцию и отражаются по кредиту счета 68 субсчет «Расчеты по НДС» и уменьшаются на суммы налога по приобретенным ценностям, учитываемым по дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям».
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода. Сумма налога к уплате – это общая сумма налога (в том числе восстановленного) за минусом суммы налоговых вычетов.
Освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ):
– организация, получившая статус в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре Сколково» в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта;
– предприятия, реализующие и производящие товары, имеющие в штате более 50 % работающих инвалидов.
Лица, имеющие право на особый налоговый режим, должны уплачивать НДС в бюджет при ввозе товаров в Россию.
Объектами налогообложения являются:
– реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе безвозмездно;
- поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) в личных целях, стоимость которых не принимается к вычету при исчислении налога на прибыль;
– выполнение строительно-монтажных работ для потребления;
– ввоз товаров на таможенную территорию России.
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав, сумм налога к вычету. Выставленные и полученные счета-фактуры собирают в журнал учета хозяйственной жизни по НДС .
Налогоплательщик (в том числе являющийся налоговым агентом) обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж.
В практике предприятий возникают также ситуации по НДС, когда величина принятых к зачету сумм по итогам отчетного периода превышает сумму налога, рассчитанную в налоговой декларации. В таких случаях зачет или возврат образовавшейся отрицательной разницы осуществляется в особом порядке. В течение трех месяцев, следующих за месяцем, в котором образовалась разница, налоговая инспекция имела право самостоятельно зачесть ее в счет уплаты обществом НДС, подлежащих зачислению в федеральный бюджет.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Конституция Российской Федерации
2.Налоговый Кодекс РФ (часть 1 и 2)
3.Болатаева, А.А. Налоговая система РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы [Текст] // Научные Известия. 2019. № 6. С. 41-45.
4. Бухгалтерский учет и налогообложение финансовых результатов в системе управления организаций. Учебное пособие / А.И. Нечитайло и др. - М.: Феникс, 2019. - 288 c.
5. Голик, Е. Н. Налог и косвенное налогообложение. Учебное пособие / Е.Н. Голик. - М.: Мини Тайп, 2018. - 224 c.
6. Дорофеева, Н.А. Налоговое администрирование. Учебник / Н.А. Дорофеева. - М.: Дашков и К°, 2020. - 195 c.
7. Ерофеева, В. А. Бухгалтерская (финансовая) и налоговая отчетность коммерческой организации / В.А. Ерофеева, Г.В. Клушанцева. - М.: Высшее образование, 2021. - 368 c.
8.Имыкшенова, Е.А. Налоги и сборы: некоторые вопросы классификации / Е.А. Имыкшенова [Текст] // Налоговед. 2019. № 9. С. 2-5.
9.Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018-19 год (предварительные итоги) [Электронный ресурс] / URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/03/main/Ipolnenie_federalnogo_budzheta.pdf (дата обращения: 15.10.2022)
10. Казакова, О.Б. Инфраструктурное обеспечение инновационного развития экономики [Текст]: монография // Казакова О.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: Палеотип, 2019.— 164 c.
11. Козлова, Е. В. Основы социального и пенсионного страхования в России. Учебное пособие / Е.В. Козлова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 256 c.
12. Косарева, Т. Е. Налогообложение организаций и физических лиц / Т.Е. Косарева, Л.А. Юринова, Л.Г. Баранова. - М.: Бизнес-пресса, 2019. - 240 c.
13. Крохина, Ю. А. Налоговое право : учебник для бакалавров [Текст] / Ю. А. Крохина. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 495 с.
14. Лозовой, А. М. Налоги и налогообложение. Конспект лекций / А.М. Лозовой, Э.А. Челышева. - М.: Феникс, 2019. - 288 c.
15. Миронов, О. А. Налоговое администрирование (+ CD-ROM) / О.А. Миронов, Ф.Ф. Ханафеев. - М.: Омега-Л, 2017. - 288 c.
16. Налоги и налогообложение. - М.: Питер, 2021. - 256 c.
17. Налоги. Практика налогообложения. - М.: Инфра-М, Финансы и статистика, 2018. - 368 c.
18. Налоговая политика. Теория и практика. - М.: Юнити-Дана, 2020. - 520 c.
19. Налоговые системы. Методология развития. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 464 c.
20. Налогообложение некоммерческих организаций. Учебное пособие / Л.И. Гончаренко и др. - М.: КноРус, 2019. - 272 c.
21. Нестеров, Г.Г. Налогообложение организаций финансового сектора экономики / Г.Г. Нестеров. - М.: Рид Групп, 2021. - 351 c.
22. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика / В.Г. Пансков. - М.: Юрайт, 2021. - 688 c.
23. Перов, А. В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. - М.: Юрайт-Издат, 2021. - 800 c
24. Пономарев, А.И., Топоров, И.В. «Экономический и налоговый потенциал налоговой системы РФ» [Текст] // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 1 (56) С. 47-51
25. Попова, Людмила Владимировна Налоговый аудит. Учебно-методическое пособие / Попова Людмила Владимировна. - М.: Дело и сервис (ДиС), 2018. - 687 c.
26. Специальные налоговые режимы / Л.В. Попова и др. - М.: Дело и сервис, 2021. - 288 c.
27. Суглобов, А. Е. Основы налогового планирования / А.Е. Суглобов, М.И. Мигунова. - М.: Юнити-Дана, 2021. - 248 c.
28. Теория и история налогообложения / Л.В. Попова и др. - М.: Дело и сервис, 2017. - 368 c.
29. Теория и практика налогообложения / Под редакцией Н.И. Малис. - М.: Инфра-М, Магистр, 2018. - 384 c.
30. Толкушкин, А. В. Налоги и налогообложение / А.В. Толкушкин, А.В. Перов. - М.: Юрайт, 2020. - 672 c.
31. Худяков, А.И., Бродский, Г.М. Основы налогообложения [Текст]: Учеб. пособие. СПб.: Европейский Дом, 2019. — 432 с.
32. Цветова, Г. В. Налоги и налогообложение : практикум / Г. В. Цветова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 78 c. — ISBN 978-5-4486-0058-6. — Текст : электронный // Электроннобиблиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70270.html
33. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. - некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс.
34. https://www.garant.ru/ - информационно-правовой портал Гарант.ру
35. https://www.minfin.ru/ru/- официальный сайт Министерства финансов РФ
36. ЭБС «Университетская библиотека онлайн» - http://biblioclub.ru
37. Научная электронная библиотека e-library – www.elibrary.ru