Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Христианство представляет собой самую распространенную мировую религию. К началу третьего тысячелетия она была самой многочисленной религией мира. Христианство встречается на всех континентах, на некоторых даже господствует.
Являясь собирательным термином для характеристики основных своих направлений – православия, католицизма и протестантизма, - христианство в реальности почти никогда не являло собой единую организацию. Например, в многочисленных провинциях Римской империи оно приспосабливалось к условиям, местной культуре, обычаям, традициям каждого региона и приобретало тем самым свою специфику.
Тема данной курсовой работы – «Раскол христианства на восточное и западное» - является актуальной. Актуальность ее обусловлена тем, что знание причин, предпосылок и условий раскола одной мировой религии на два главных направления – православие и католицизм – дает важное представление о формировании современного общества, помогает нам лучше понять основные процессы на пути становления религии. Также актуальность данной темы в эпоху глобализации и отчуждения от церкви современного общества подтверждается и продолжающимися спорами церквей и конфессий.
Целью курсовой работы является изучение причин, сущности и последствий раскола христианства на восточное и западное направления. Для достижения поставленной цели автором курсового сочинения были решены следующие задачи:
- проанализированы причины, приведшие христианство первой половины XI века к расколу;
- рассмотрена сущность конфликта, способствовавшего церковному расколу;
- выявлены и проанализированы последствия раскола христианства на два направления.
Предметом исследования в работе выступило христианство IX-XI веков, а объектом – его раскол на западную и восточную ветви.
Структурно курсовое исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе мы рассмотрели вопросы общественно-политической жизни, способствовавшие расколу христианства. Вторая глава посвящена непосредственно расколу и событиям начала – середины XI века. В ней также говорится о последствиях этого сложного общественно-политического явления.
1. ПРИЧИНЫ РАСКОЛА ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ
1.1. Обрядово-догматические разногласия
Сегодня в мире существует множество различных религиозных течений, наиболее распространенными из которых являются мировые религии. Каждая из них весьма неоднородна. Разветвление единой религии - процесс вполне закономерный, лежащий в рамках закона исторического развития. Поддерживать и сохранять один и тот же тип мышления, один и тот же тип культа на той огромной территории, на которую со временем распространилось христианство, было практически невозможно. Процесс разделения религии всегда является очень болезненным, поскольку иногда такое разветвление ставит бывших единоверцев по разные стороны. Данное историческое явление не обошло стороной и христианство.
Претерпев гонения и преодолев различные препятствия, выстояв и окрепнув среди многочисленных варваров, христианская религия вступила в средневековье. Как и любой институт, христианская церковь в своем развитии время от времени приходила к кризису. Одним из них был мощнейший кризис идеологических разногласий и политических раздоров, случившийся с ней в средние века. Церкви не удалось его преодолеть. Кризис привел к разделению единой христианской религии на два направления. Какие события способствовали этому глубокому процессу?
Разногласия в духовной жизни тесно связаны с разделением Римской империи на восточную и западную. Это привело к формированию определенных различий, которые к X веку уже установились окончательно. С самого начала обрядовые и догматические различия были незначительными: ими могли быть, например, возникшие по ряду причин мелкие отступления от постановлений Вселенских соборов.
Одним из самых сильных расхождений в догматах Римской и Константинопольской христианских церквей было различие в Символе веры.
Символ веры — строгая догматическая формула вероисповедания, утвержденная на IV Вселенском соборе и раскрывающая учение о Троице. Одной из причин раскола стало добавление к утвержденному ранее тексту в VI веке в Испании, а затем и в Риме слов «и от Сына» (filioque). Документально первое появление непосредственно в самом Символе веры Filioque датируется 681 годом на 12-м Толедском соборе. В VIII веке это дополнение нашло ревностного последователя в лице императора Карла Великого. Он предложил сначала Ахенскому собору, а затем и папе Льву III внести в Символ веры новое учение. Но никто не согласился на это предложение. Более того, Папа Лев III для последующего сохранения всего текста Никео-Константинопольского Символа повелел изобразить его на двух серебряных досках на греческом и латинском языках и поместить в Соборе святого Петра.
Надпись, сделанная на этих досках, свидетельствовала о том, что они были поставлены Львом III из любви и ревности к православной вере, установленной Вселенскими соборами. Несмотря на это, Карл не послушал папу и приказал в своих церквах петь Символ с добавлением . После смерти Карла значимость этого лжедогмата начала снижаться. Вполне возможно, что он стал бы вовсе неактуальным, если бы на него не обратили внимание во время споров между патриархами западной и восточной церквей в IX веке. Патриарх Фотий в споре с папой Николаем I впервые упомянул о дополнении к Символу веры, которого не было на Востоке, как о ложном.
Это обстоятельство уязвило самолюбие Николая I. Он направил послание Фотия Реймскому архиепископу Гинкмару с просьбой ответить на возражение константинопольского патриарха. Папа полагался на то, что дополнение «filioque» изначально стало гласным в этой части латинского Запада, и поэтому основания, на которых оно было утверждено, должны быть там лучше известны. От имени Гинкмара ученый монах Ратрамн написал ответ на все возражения греков . С тех пор учение о сошествии Святого Духа и от Сына получило силу догмата в западной церкви и стало одной из главных причин разделения церквей на восточную и западную. Некоторые из последующих пап, хоть и не считали западное толкование Символа веры правильным, уже ничего не могли с этим поделать.
Важным несоответствием была и дата празднования Пасхи. Этот вопрос возник еще в середине II века и не раз поднимался на Соборах. Несовпадение этой даты влекло за собой как другие неточности в церковном календаре, так и несовпадение церковного года в целом. Это различие, естественно, мешало развитию нормальных отношений между церквями.
Еще одним отличием, возникшим уже на ранних этапах разделения церквей, был язык. На Западе латинский язык изначально использовался как общецерковный в богослужении. На Востоке богослужения велись исключительно на греческом языке. Возможно, так называемое разделение языков привело и к богословскому разделению.
Принятый на Западе обычай употреблять в литургии пресный хлеб (опресноки) давал основания для расхождения в обряде с восточной церковью, использовавшей исключительно квасной хлеб.
На Востоке не ставшие монахами священники могли жениться. На Западе для всего духовенства был установлен обет безбрачия или целибат . Были и совсем незначительные отличия. Например, правильно ли на Западе поститься в субботу? Можно ли священникам брить бороды: на Востоке священнослужители были обязаны носить бороду, а на Западе священники могли бриться. Такие незначительные несоответствия часто вызывали ожесточенные споры и приводили к крупным конфликтам. Если изначально такие разногласия и конфликты из-за них носили довольно безобидный характер, то в дальнейшем ситуация изменилась.
1.2. Политические разночтения
Если говорить о политических предпосылках раскола, то его предвестники появились еще в IV веке и были заложены самими римскими императорами. Уже в то время Запад был противопоставлен Востоку из-за введения раздельного управления частями империи. Это не могло не отразиться на церкви. Постепенно наметившиеся ритуально-догматические различия потихоньку начали приобретать политическую окраску. Позже они стали лишь ширмой для более значительных политических притязаний.
Соперничество, прежде всего территориальное, всегда существовало между римской и византийской кафедрами. Престолы регулярно боролись за подчинение себе новых территорий. Именно на этой основе к середине XI века возник ряд серьезных конфликтов.
Основной спорной территорией была находившаяся под властью Византии, но не связанная с ней экономически южная Италия. В этих землях происходило постепенное вытеснение всего греческого зарождающейся итальянской народностью. Для сохранения за собой территории южной Италии византийское правительство стремилось отделить население Апулии и Калабри от населения других итальянских регионов и закрепить здесь греческий обряд. Все духовенство южной Италии подчинялось константинопольскому патриарху. Византия использовала религиозную рознь для укрепления своего политического господства .
В первой половине XI века нормандские рыцари напали на византийские владения. Византийцы потерпели поражение. Сначала папы не особо препятствовали продвижению нормандских рыцарей – таким образом они надеялись способствовать падению восточной власти в итальянских землях, а вместе с ней и восточного обряда в церкви. Однако совсем скоро ситуация изменилась, и норманны начали нападать и на владения римской церкви. Тогда папа стал врагом норманнов и начал сотрудничать с Византией.
Также в это время шла активная борьба между церквами за славянские земли, за господство в далматинских городах и в Истрии.
Так в союз с западными феодалами в интересах укрепления внутренней власти вступило Хорватское королевство. Хорватский король Томислав на Сплитском соборе в 925 году закрепил в своей стране господство латинского обряда и Римской церкви. Следствием этого стало то, что романский патрициат в далматинских городах получил активную поддержку со стороны латинской церкви, которая распространила свое влияние на все романское население. Латинская церковь Хорватии, в свою очередь, искала политическую поддержку на Западе и нашла ее в Венецианской республике.
Несмотря на то, что Венеция в то время считалась формально византийским владением, фактически это была независимая республика. Чтобы оторвать ее от церковного подчинения Константинополю, Римский папа стал считать венецианского архиепископа «патриархом Градо». Союз между правящими кругами Венеции и римской курией был крепок. Во всех спорах между Римом и Константинополем венецианская церковь была на стороне папы. Римская церковь закрепила влияние Венеции в далматинских городах. Венеция, наряду с распространением своего политического и экономического могущества, стремилась укрепить церковную власть патриарха Градо в Далмации, заменив греческие и славянские обряды латинскими.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Болотов, В.В. Лекции по истории древней Церкви: В 4 т. / В.В. Болотов. - Киев: Изд-во им. Святителя Льва, папы Римского, 2007.
2. Всеобщая история религий мира. - М.: Эксмо,2007. - 736с.
3. Горбацкий, А.А. Христианство: в 3 ч. : курс лекций / А.А. Горбацкий. - Брест: Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2008. - Ч. 1. - 298с.
4. Каждан, А. П. Возникновение и сущность православия / А.П. Каждан. - М: Издательство «Знание»,1968. - 48с.
5. Католичество / Автор-составитель А. А. Грицанов. - Минск: Книжный Дом,2006. - 386с. - (Религии мира)
6. Мень, А. История религии. В 2х кн. Кн. 2я: Пути христианства: Учеб. пособие / А. Мень. - М.: Издательская группа «ФОРУМ-ИНФРА-М»,1997. - 224с.
7. Поснов, М.Э. История христианской церкви / М.Э. Поснов. - Киев: Издательство «Жизнь с Богом»,1991. - 614с.
8. Рудаков, А. Краткая история христианской церкви / А. Рудаков. - Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры,1999.
9. Санников, С.В. Двадцать веков христианства: учеб. пособие в 2т. Т.1-первое тысячелетие / С.В. Санников. - Одесса, С-Пб, 2002. - 667с.
10. Сюзюмов, М.Я. «Разделение церквей» в 1054году // Вопросы истории. - 1956. - №8 - с.44-57
11. Тальберг, Н.Д. История христианской церкви / Н.Д. Тальберг. - Киев: Изд-во им. Святителя Льва, папы Римского, 2005. - 950с.
12. Янг, Дж. Христианство / пер. с англ. К. Савельева. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 384с.