Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В 988 году произошло событие, существенно повлиявшее на дальнейшее развитие Киевской Руси, коснувшись многих сфер ее жизни. Таким событием явилось введение правителем государства Владимиром Великим христианства как единой государственной религии. Этот шаг оказал существенное влияние на такие сферы жизни государства как: духовная жизнь, развитие культуры и искусства, внешнеполитические ориентации, экономику и т.д.
Принятие христианства имело для Руси огромное значение. Укреплялся новый феодальный порядок. В идеологии множество местных культов заменялось культом единого Бога. Централизованная организация священнослужителей – церковь, подчиненная властям великого князя, служила укреплению его положения неограниченного монарха. Единство религии с другими европейскими странами делало Киевскую Русь частью мирового христианского общества. Несмотря на политические противоречия, христианство сблизило Русь с Византией – самым развитым феодальным государством с передовой культурой. Принятие христианства сказалось на всей духовной жизни общества, привело к значительному его обогащению.
Более широкое содержание этого события состоит в том, что с этого момента Русь уже навсегда стала связана с христианским Западом больше, чем с мусульманским востоком. Эта связь влекла за собой колоссальные исторические, политические и культурные сдвиги. Не менее важным остается тот момент, что христианство пришло на Русь из Константинополя, а не из Рима. Таким образом, проблема введения христианства на Руси как единой религии не теряет своей актуальности, ведь это событие не только заложило фундамент дальнейшего развития Киевского государства, но и существенно повлияло на современный образ российского государства.
Таким образом, объектом данного исследования является христианство.
Предметом исследования является введение христианства на Руси как единой религии.
Хронологические границы исследования охватывают период от IX в., Рассматривая предпосылки и существование христианства у восточных славян в этот период до начала XI в., Рассматривая окончательное введение христианства Владимиром Великим, его укоренения и последствия связаны с его принятием.
Географические границы исследования охватывают территории Киевской Руси и государств, входивших в ее состав, а именно, границы современной Украины, Польши, Белоруссии, России, Латвии, Литвы и др.), Византии (территоры современной Турции) и их ближайших соседей.
Цель работы – описать процесс введения христианства на территории Киевской Руси.
Задачей работы является исследование этапов введения христианства в Киевской Руси. А именно, рассмотреть предпосылки возникновения и распространения христианства как религии, рассмотреть вопрос о религии, которая существовала до прихода христианства (язычество), попытки введения христианства в Древнерусском государстве и их успешность, рассмотреть ситуацию борьбы язычества и христианства и окончательное закрепление христианства как государственной религии. Древней Руси. Практическое значение данного исследования заключается в том, что оно поможет объяснить основы политической ориентации нашего государства, возникновение и развитие его культурных ценностей, традиций и свет на некоторые события в истории.
Проблемы социокультурного развития Киевской Руси нашли свое отражение в греческих источниках, в частности это энциклика (окружное послание) патриарха Фотия, где отражена христианизация Руси в 60-е годы IX в. Распространение христианства у восточных славян в IX-X вв. удостоверено и в арабских источниках. В частности, это труды Ибн-Хордадбега (автор конца IX в.).
В дальнейшем проблемы социокультурного развития Киевской Руси, в частности, древние верования восточных славян, впервые заинтересовали ученых уже в конце XVIII - начале XIX в.
Едва ли не лучшим трудом, написанным уже во второй половине XIX в. с применением элементов критической обработки материала, есть трехтомник А. Афанасьева "Поэтические взгляды славян на природу" (М., 1865-1869).
В начале ХХ ст. был подготовлен ряд исследований, в которых указанная проблематика в той или иной степени нашла свое отражение. В частности, о дохристианских верованиях славян и введении на Руси христианства говорилось в обобщающем труде Е.Голубинского "История русской церкви" (М., 1901), монографическом исследовании М.Гальковского "Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси" , Харьков 1916. – Т.1,2), статьи Е.Аничкова "Язычество и Древняя Русь" (1914) и др.
В советской историографии проблематика дохристианских верований славян и история православной церкви в целом находились на периферии научных интересов отечественных медиевистов. Тем не менее, за более чем полвека развития советской историографии представителям тогдашней исторической науки удалось выйти за узкие рамки официально задекларированных подходов.
Среди тех, кому все же удалось это сделать, следует назвать труды М. Никольского "Дохристианские верования и культы днепровских славян" (М., 1929) и Б.Рыбакова "Язычество древних славян" (М., 1981).
Своеобразный перелом в подходах к изучению истории древнерусской церкви знаменовали собой труды Я.Щапова "Церковь в системе государственной власти Древней Руси / Древнерусское государство и его международное значение" (М.,1965), "Церковь и становление древнерусской государственности" ("Вопросы истории", 1969), "Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI-XIV вв." (М., 1972) и др. В них ученый в весьма толерантной форме, беспристрастно и объективно исследовал проблемы возникновения и развития церковно-административного устройства Киевской Руси, места и роли православной церковной организации в экономической жизни и т.д.
Празднование тысячелетнего юбилея крещения Руси дало новый толчок к активизации научных студий этой проблемы.
Достаточно основательный взгляд на проблему внедрения христианского вероучения в Киевской Руси высказал в это время украинский историк Михаил Брайчевский, опубликовавший в 1988 г. труд "Утверждение христианства на Руси". В ней ученый предложил собственную концепцию утверждения христианства в Киевской Руси.
Однако, многочисленные исследования историков показывают, что тема введения христианства на Руси не так проста как кажется и требует более детального исследования. Да, необходимо обратить внимание на сроки принятия христианства, которые не смогли ограничиться одним годом, причины христианизации государства, последствия принятия веры для народа и самое главное – на то, каким образом происходил переход в сознании человека от одной картины мира к другой.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении была актуальность проблемы исследования; определены объект, предмет и цель исследования, формулируются задачи исследования, определяются его этапы. В основной части работы поэтапно рассмотрена проблема введения христианства в Киевской Руси, основные аспекты проблемы, обстоятельства и значение этого события.
В заключительной части даны основные выводы по теме исследования, определены дальнейшие пути разработки проблемы.
Глава 1. Борьба христианства и язычества на протяжении Х века
Процесс христианизации Руси был сложным и длительным. Далеко не сразу новая религия была воспринята народом и преодолела старое, отжившее язычество. Еще в ХІІ ст. на Руси существовали уголки, куда официально утвержденная вера еще не пробила себе путь. Проблема "доверия", якобы существовавшего на Руси почти до самого Батыева нашествия, требует специального рассмотрения. Однако совершенно очевидно, что окончательное провозглашение христианства государственной религией в 988г. не сразу привело к ликвидации языческих пережитков.
Население Киевской Руси с самого момента его образования было разнонародным. Большому количеству племен и народностей соответствовало и множество верований, культур и ритуалов. Хотя и принято считать, что основой мировоззрения древних славян было язычество, не стоит воспринимать его за религию. «Язычество, – пишет А. В. Воронин, – это лишь объединение большого количества хаотических религиозных обрядов, культов, верований различных народов».
Исследование древнеславянского язычества осложняется скудностью первоначальных исторических свидетельств. Можно выделить несколько источников.
Во-первых, следует назвать свидетельства византийских историков, которые начиная с IV века вспоминают о быте и нравах славян. Во-вторых, арабских географов VII-XII веков. Третью группу составляют рассказы западноевропейских авторов – католических миссионеров – о религии славянских племен на границах с немецкими землями. В-четвертых, есть русские летописи и поучения против язычества XI-XIV веков. К ним прилагаются польские русские записи XV-XVII веков, авторы которых значительно отдалены от открытого хозяйствования язычества и наблюдали пережиточные обрядовые формы этнографического порядка.
Очень важным разделом исследования является фольклор славянских народов, где в обрядовых песнях часто упоминаются имена собственных богов персонификационных природных явлений. Этот исторический материал не раз рассматривался исследователями, начиная с конца XVIII века.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Арсланов Р.А., Керов В.В. И др. История России с древних времен до конца XX века. Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: высш. шк., 2007., – 784 с.
2. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергей. Статья "Значение миссии святых Кирилла и Мефодия" - \\http:\\www.samara.orthodoxy.ru\Arhrey\Statya\07.html
3. Багрянородый К. Об управлении империей. – М., Наука, 1991
4. Белей Л. Статья «Действительно ли огнем и мечом крестили наших предков?» - \\http:\\www.zn.kiev.ua\nn\show\566\51351\
5. Бойко О. Д. История Украины: Учебное пособие для студентов ВУЗов. Издание 3-е. – М.: Академиздатель, 2008. – 688 с.
6. Боровский Я.Е.Мировоззрение древних киевлян. – К., 1992
7. Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси. – К., 1988
8. Биданов В. Заведение христианства. – К., 1993
9. Голубинский Е. История русской церкви. – М., 1901. – Т.1. – Ч.1.4
10. Грушевский М. История Украины-Русы. – К., 1992 – Т.2
11. Истрин В.А. Развитие письма. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1961. – 396 с.
12. Ибн-Хордадбех. Книга путей и государств Пер. Из арабского, коммент., исследова., указатели и карты Наили Велихановой. – Баку: «Элм», 1986. – 428 с.
13. Ипатьевская летопись \\ ПСРЛ. – 1962. – Т.2.
14. История России. Вот древних славян к Петру Великому. Энциклопедия для детей. – изд. «Аванта+», – 2007.
15. Карамзин Н.М. Предания столыть. Сказания, легенды и его рассказы из «Истории государства Российского». – М., изд. "Правда", 1988.
16. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М, 1994.
17. Литвин В.М. История России (на 2-х компакт-дисках) – К., Издательство ООО «3 Медиа», 2007.
18. Малышевский И. Статья «Святые Кириллы и Мефодии» http://www.dugward.ru\library\malyshevskiy\malishevskiy-sv-kirill-i-mefodiy.html
19. Моця О., Рычко В. Киевская Русь: от язычества к христианству. – К., 2010.
20. Митрополит Макарий (Михаил Петрович Булгаков) – История Русской Церкви. – СПб.: Тип. Имп. Аккад. Наука, 1857-1883.
21. Насонов А.Н. Русская земля и образование территории Древнерусского государства: Историко-географическое исследование. – М., 1951.
22. Никитенко Н.М. Новые данные по истории крещения Руси. – К., 1991.
23. Никоновская летопись. – М., 1965.
24. Огниенко И.И. Украинская церковь. – М.: Украина, 2009.
25. Полонская-Василенко Н.История Украины. – Т.1-2. –К., 1995.
26. Платонов. Сочинения по русской истории. Санкт-Петербург., изд. "Стройместпечать", 2009.
27. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. – М., 1963.
28. Рыбаков Б.А. Начальные века российской истории. – М., 1984.
29. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. – М., 1964.
30. Рыбаков Б.А. Язычество старых славян. – М., 1981.
31. Субтельный О. Украина. История. – К.: Лыбидь, 1994. – 736 с.
32. Тахиаос А. Святые братья Кирилла и Мефодия просветители славян. – Свято-Троицкая Лавра, 2010. – 391 с.
33. Федоров К. Религиозно-нравственное мировоззрение древнерусского языческого народа и его влияние на усвоение русским народом христианства. Сергей. Должность., 1994.
34. Флория Б. Сказания о начале славянской письменности. – СПб.: Алетейя, 2000. – 384 с.