Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. 8-я Конституционная комиссия, состоящая из представителей всех партий, начала заседать в Национальном собрании 4 марта 1919 года, когда рабочие Рура, Берлина и Средней Германии активно работали над защитой своих революционных интересов. В течение трех с половиной месяцев Национальное собрание работало над проектом конституции в полной тайне, без прямого контакта с народом. Четвертый проект конституции, разработанный Конституционной комиссией, состоял из 165 статей в тексте и 16 статей, включающих "переходные и окончательные определения ".
Веймарская конституция состояла из двух частей. Часть 1: "Структура и цели рейха". В этой части всеми разделах рассматривались структура государства, организация высших органов власти, законодательство, управление и судопроизводство. Часть 2: Основные права и обязанности немецкого народа. В этой части пять разделов посвящены индивидуальным правам и обязанностям, общественной жизни, статусу школ и церквей, а также экономической жизни. Проект конституции иллюстрировал необычную внутреннюю и внешнюю ситуацию, характерную для Германии в середине 1919 года. Волны революционного спада периодически возникали в разных частях страны и были на грани того, чтобы слиться в один поток. Последствия Версальского мира также были тяжелыми для Германии, что неизбежно привело к обнищанию и эксплуатации рабочих. Среди правящего класса усилились конфликты между партиями и группами за влияние и власть: отставка Германской демократической партии от власти в июне 1919 года значительно ослабила социал-демократов по отношению к их главному партнеру, партии Центра. Кроме того, поддержка социал-демократов катастрофически падала, и крупные капиталисты хотели перенести центр тяжести на другие партии.
Поэтому проект конституции был по своей сути противоречивым и полным компромиссов и неопределенностей. В частности, остались нерешенными такие вопросы, как территориальное переустройство Германии, положение церквей и школ, "социализация" и советская интеграция. Из-за перехода правых партий в оппозицию, 31 июля 1919 года в Национальном собрании за Конституцию было подано всего 262 голоса; более 80 депутатов отсутствовали, а 75 голосовали против; 11 августа 1919 года Веймарская конституция была подписана президентом Эбертом, промульгирована и вступила в силу 14 августа 1919 года.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие история государства и права Веймарской республики.
Предметом исследования настоящей работы являются вопросы истории государства и права Веймарской республики.
Целью исследования является исследовать проблемы истории возникновения и развития государства и права Веймарской республики.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть исторические аспекты проблемы объединения Германии, разработка основных положений Веймарской Конституции;
2.проанализировать государственное устройство Веймарской республики согласно принятой Конституции;
3.исследовать развитие права в период Веймарской республики;
4.определить основные направления социальной политики Германии в период Веймарской республики;
5.рассмотреть проблемы борьбы в период Веймарской республики за индексацию требований, обесценившихся вследствие инфляции ;
6.исследовать особенности расширенного применения принципа добросовестности как общеправового принципа судопроизводства.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды ученых, такие как: Ворожцов С.А., Дружинина А.С., Кирюхин В.В., Овчинникова Я.С., Нам К.В., Нойнер Й., Трефилов А.А., Туманова А.С., Богатырев Г.Т. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем история государства и права Веймарской республики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании история государства и права Веймарской республики.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка источников и литературы. Содержание работы изложено на 26 страницах машинописного текста. Библиографический список состоит из 10 источников.
Глава 1. Исторические особенности государственного образования и развития Веймарской республики
1.1. Исторический аспект проблемы объединения Германии, разработка основных положений Веймарской Конституции
Вопрос о национальной интеграции Германии является историческим. Еще в средние века экономическая изоляция немецких государств была связана с политической раздробленностью. Два крупных государства, Пруссия и Австрия, поглотили множество мелких государств в ходе династических конфликтов, но Германия в середине XIX века все еще состояла из более чем трех десятков государств. Революция 1848-1849 гг. не решила проблему объединения Германии, и идея национального единства не была решена вплоть до середины XIX века. Ее возглавил прусский милитарист Юнкер, а исполнителем стал Отто фон Бисмарк. Маркс и Энгельс зашли так далеко, что заявили: "То, что Германия сначала обрела единство в прусских казармах, является наказанием, которого она заслуживает", поскольку в 1918 году рабочий класс, требовавший единой, неразделенной Германии путем подрыва основ бисмарковской конституции, встретил сопротивление реакционных сил. Рабочий класс выступал не только против конституции Бисмарка, но и против либеральной буржуазии .
Позицию либеральной буржуазии поэтому вопросу сформулировал М.Вебер. Он отметил, что при выборе между унитарной или федеративной системой в вопросе государственного устройства первостепенное значение имеет экономическая организация будущего государства.
Капиталистическая экономическая система может гармонично сочетаться с федеративным устройством. Фридрих Энгельс говорил, что "с одной стороны, необходимо покончить с разделением на мелкие государства, а с другой стороны, Пруссия должна исчезнуть... Тогда некоторые прусскости должны перестать тяготить Германию", - прокомментировал он .
Несмотря на различные взгляды на вопрос объединения Германии, многие партии были едины в своем опасении, что радикальные перемены усилят натиск прогрессивных сил на основы существующей системы. Только пролетарские революционеры были заинтересованы в полной демократизации Германии и считали, что республика должна строиться на основе широкой автономии демократически избранных местных и региональных властей. Таким образом, с самого начала конституционных дебатов вопрос о государственном устройстве и территориальном делении был предметом наибольших споров среди буржуазных членов партии юнкеров. Однако именно в этом и заключался основной вопрос, поставленный революцией. Речь шла о том, сохранит ли Германия раздельное государственное и федеративное устройство или же создаст унитарное государство (унитарное). Решение этого вопроса было связано с проблемой преодоления феодальной раздробленности и доведения буржуазно-демократических преобразований до логического конца: к 9 ноября 1918 года республика уже была установлена, но консерваторы и буржуазные либералы понимали, что революционный пролетариат не допустит восстановления старого режима. Только тогда они признали этот факт. Однако они всеми способами пытались свести необходимые уступки к демократическим требованиям.
Веймарская конституция получила название «Конституция германского рейха», на основании чего первая статья конституции получила очень странную формулировку. Германская империя является республикой. Был также спор в Национальном собрании по вопросу о государственных флагах («императорских цветах»). Правые партии настаивали на сохранении черно-бело-красного цвета, а демократы хотели восстановить символ демократии 1848 года и требовали объединения Германии (черно-красно-золотой).
В результате, уступая правым партиям, ст.3 Конституции устанавливала, что коммерческим флагом оставался старый черно-бело-красный с «цветами империи» в верхнем углу.
Таким образом, Веймарская конституция, раздираемая упущениями и противоречиями, определила жизнь Германии на следующее десятилетие .
1.2. Государственное устройство Веймарской республики
Структура органов власти и управления Веймарской республики показала не завершенность преобразования буржуазной демократии. Первый высший орган власти был занят народным представителем, палатой парламента. Конституция предписывала, чтобы