Фрагмент для ознакомления
2
Введение
21 век – век информации и информационных технологий. Сложно представить нашу жизнь без интернета и СМИ. Сейчас СМИ называют четвёртой властью. Они способны влиять на человеческое мышление, как отдельного индивида, так и целых групп, наций. Информационный поток быстр и постоянен, и чтобы ориентироваться в нём, в современном мире, мы читаем статьи в интернете, книги, смотрим телевизор и радио, и из знаний, которые мы в них получаем, формируется наше мнение и мышление. При правильном построении речи, правильной подаче информации СМИ способны склонить человека к нужному решению (что-то купить, куда-то пойти, за кого-то проголосовать) или изменить его в корне.
Мы живём в эпоху, когда лишь одно слово, правильное произнесённое и объяснённое, способно разжечь войну и заглушить её, ранить человека и спасти, поэтому так важно правильно строить свою речь, правильно подать себя. Это залог успеха.
Поэтому поставленная тема важна и актуальна.
Цель курсовой работы – изучить влияние СМИ на аудиторию.
Для реализации поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
1. Изучить понятие, виды и особенности СМИ
2. Узнать, как воздействует СМИ на жизнь людей;
3. Выяснить способы взаимодействия СМИ с аудиторией;
Объект исследования – СМИ.
Предмет исследования – воздействие СМИ на человека.
Методы исследования:
- аналитический,
- сравнительный,
- описательный.
Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Роль СМИ в жизни людей
1.1 Понятие и виды СМИ
Средства массовой информации, или сокращённо СМИ, - это система публичной передачи информации человеку с помощью технических средств. В правовых документах под СМИ понимают сетевые и периодические издания, радиоканалы и программы, видеопрограммы, словом, всё, что относится к публичной передаче информации. СМИ не могут быть личными, потому что доносят информацию не конкретному человеку, а группе людей, и эти группы могут быть весьма большими вплоть до всего мирового сообщества.
Не стоит путать СМИ с СМК (средства массовой коммуникации), которые представляют собой представляют собой способ производства, хранения и распространения всевозможной информации с заложенными в ней ценностями, рассчитанный на массовое восприятие.
Современная структура СМИ:
1. Пресса (дайджесты, журналы, газеты, еженедельники и прочая периодическая печать);
2. Аудиовизуальные СМИ (телепередачи, телешоу, радио, телевидение, телетексты и прочее);
3. Информационные агентства (ассоциации, клубы, пиар-агентства, рекламные агентства, телеграфные агентства).
Печатные СМИ приобрели особое место в жизни людей в связи с фиксацией информации на бумажном листе. Когда появились телеграфные станки, которые способны передавать не только чёрно-белый текст, но и цветной, а также, цветные картинки (иногда глянцевые, матовые), они получили новые виток в своём развитии. Сейчас мы можем говорить, что на смену печатным СМИ приходят электронные носители (например, интернет), а также, телевидение, но нельзя сказать, что печатные СМИ совсем выходят из нашей жизни, потому что большому количеству людей взрослого поколения это привычнее, и они скорее почитают газету или журнал, нежели отправятся в Интернет. К тому же, информация, зафиксированная на бумаге. Гораздо лучше воспринимается, к ней легко вернуться снова, отметить важные моменты. Бумага привычнее и вызывает больше доверия.
Несомненный плюс печати в том, что для получения из неё информации не требуется никаких дополнительных средств, например, магнитофона, компьютера, телевизора и прочего. Она воспринимается читателем просто, без дополнительных сил.
Отсюда, можно назвать целый ряд важнейших свойств отношений между аудиторией и прессой:
1. Возможность получить первичную целостную информацию о том, какая информация находится в источнике. Её можно полистать, рассмотреть, оценить объём, сориентироваться, что где искать. Печатное издание мы держим в руках и сразу видим, что оно из себя представляет. Как правило, необходимая информация находится в нём достаточно быстро. Читатели быстро складывают мнение о выпуске печатного издания, выбирают нужным материал, определяют, что необходимо с этим материалом сделать – просмотреть, записать, что-то выделить, вырезать или сохранить, отложить и вернуться к прочтению потом. Это существенный плюс печати, скажем, перед сетью Интернет, которая хоть и больше по объёму, но зависит от многих факторов: наличие электричества, возможность проведения сети, невозможность сразу оценить объём, что может ввести читателя в заблуждение.
2. Можно воспользоваться элементом «отложенного чтения», то есть, отложить чтение до более удобного случая. Читатель оставляет закладку, откладывает книгу в сторону и возвращается к ней тогда, когда информация будет ему более необходима, чем сейчас. Такое возможно и с другими СМИ, но для этого необходимо сделать гораздо больше шагов. К тому же, велика вероятность, что читатель вернётся к прочтению отложенной страницы в интернете или к просмотру оставленной «на потом» передачи гораздо ниже вероятности, что он сделает то же самое с книгой или газетой, которая лежит на столе.
Однако наравне с плюсами есть и ощутимые минусы, по которым печать проигрывает другим СМИ.
1. Печать своей технологией обречена на ограниченность информации количеством страниц или слов. В то время как радио, телевидение могут передавать информацию непрерывно и своевременно. Радио и телевидение более полно представят какую-то тему или событие, а в печати информация в любом случае будет ограниченной, и скорее всего, не своевременной.
2. Особенность печати в том, что она доступна только грамотному человеку, который не просто умеет читать, но и способен анализировать информацию, фильтровать её, складывать мнение, оперировать сложными понятиями. Это недоступно некоторым людям, которым информация в таком виде может показаться неинтересной или слишком сложной.
Периодическая печать, как правило, организованна по особым правилам: она имеет определённое количество страниц, букв и слов на полосе, шрифт, размещение материалов согласно их значимости для читателя и тому подобное.
Следующим видом СМИ в истории стало радио.
В случае с радиовещанием главным носителем информации является звук, и слушатель воспринимает информацию аудиально.
Особенность радио в том, что оно способно на любые расстояния оперативно передавать любую информацию, что, конечно же, по сравнению с прессой, является неоспоримым плюсом. Человек, воспринимающий информацию, получает её в то же мгновение, в которое адресант передаёт, чего практически невозможно добиться периодической печатью.
Итак, первый неоспоримый плюс радиовещания – оперативность.
В самом начале своей истории радио было способно передавать только речь от адресата адресанту, но с техническим прогрессом стало возможно передавать и музыку, шумы и создавать полную звуковую картину мира. Еще более обогащают его технические возможности запись и воспроизведение звука в режимах «стерео» и «квадро», часто намного увеличивает способность передавать «рисующий» звук при освещении событий, трансляции сценического действия, музыкальных произведений.
Следующая особенность радио как СМИ является возможность двойного восприятия информации слушателем. Во-первых, слушатель слышит чистую речь и воспринимает её более глубоко, так как не отвлекается от звучащей речи, то есть он делит своё внимание с восприятием информации и с тем, кто доносит до него эту информацию. Во-вторых, так как в радио отсутствует видеоряд, слушатели могут пофантазировать, проявить своё творчество, додумать, представить, «дорисовать» мысленный образ.
Но, как и в случае с прессой, помимо существенных плюсов радио, есть и довольно ощутимые минусы.
Во-первых, если мы относим отсутствие видеоряда к плюсам, то также можем отнести его и к минусам. Без видео в современном мире картинка будет не полной, что-то от слушателя ускользнёт.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) [Текст]: / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз. – Социс. – 2003. – № 12. – с. 96-114.
2) Дорожкин, Ю.Н. Студенческая молодежь современной России: социальный статус, жизненные ориентации, взгляд в будущее [Текст]: / Ю.Н. Дорожкин, Э.С. Гареев, Т.А. Зайцева. – Уфа: Лива, 2005. – 215 с.
3) Запесоцкий, А.И. Молодежь в современном мире. Проблемы индивидуализации и социально — культурной интеграции [Текст]: / А.И. Запесоцкий. – М: Дело, 2003. – 184 с.
4) Карпухин, О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения [Текст]: / О.И. Карпухин. – Социс. – 2003. – № 3. – с. 124-129.
5) Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России [Текст]: / В.Т. Лисовский. – Спб: Нева, 2006. – 224 с.
6) Лозовский, Б.Н. Журналистское воздействие на молодежь [Текст]: / Б.Н. Лозовский. – Свердловск: Развитие, 2003. – 198 с.
7) Любивый, Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития [Текст]: / Я.В. Любивый –Киев: Наукова думка, 2003. – 243 с.
8) Основы теории коммуникации [Текст]: / под ред. М.А. Василика. – М: Гардарики, 2003. – 384 с.
9) Петрова, Л.Е. Социальное самочувствие молодежи [Текст]: / Л.Е. Петрова. – Социс. – 2004. – № 2. – с. 81-85.
10) Социология молодёжи. Учеб. пособие [Текст]: / под ред. В.Т. Лисовской. – СПб: Нева, 2007. – 287 с.
11) Чуников, А.Н. Связи с общественностью. Теория и практика [Текст]: / А.Н. Чуников, М.П. Бочаров. – М: Дело, 2003. – 326 с.
12) Шарков, Ф.И. Теория коммуникаций [Текст]: / Ф.И. Шаров. – М: РиП-Холдинг, 2004. – 256 с.