Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в условиях динамично развивающегося мира появилось большое количество форм и механизмов взаимодействия брендов с целевой аудиторией. Перед каждой компанией, брендом стоит задача сформировать стратегию продвижения таким образом, чтобы выделяться среди конкурентов, повышать узнаваемость, перехватывать внимание на себя. Именно поэтому бренды всегда в поисках новых способов вовлечения аудитории через разные каналы коммуникации. Так, с развитием интернет-технологий появился такой инструмент взаимодействия, как подкасты.
Подкасты давно стали популярными среди слушателей. Сегодня существует множество площадок для подкастов, где свои идеи могут реализовать не только компании и бренды, но и частные лица.
Формат подкаста очень удобен для слушателей, он упростил пользователям процесс получения информации. Если раньше на какую-либо радиопередачу необходимо было попасть в определенное время, то подкасты можно включить в любое удобное время и с любого момента записи. А самое важное, потребитель сам выбирает тему подкаста, которая ему интересна. Так формируется крайне заинтересованная целевая аудитория.
Лайфхакер приводит следующую статистику по прослушиванию подкастов: почти половина слушателей включают подкасты по несколько раз в неделю, почти 80% используют для прослушивания приложения на смартфоне, почти половина опрошенных стали слушать больше подкастов, почти 40% слушают подкасты по дороге на учебу, работу. Из самых популярных жанров выделили разговорный, интервью, монолог. Также отмечается, что более 60% опрошенных делают выбор в пользу подкастов вместо ТВ-программ, радио, газет [Первое исследование рекламы в подкастах в России 2022: http://].
Актуальность исследования обусловлена активным развитием подкастов как инструмента продвижения в цифровой среде. Подкасты сегодня – это способ выйти на новую аудиторию и завоевать ее доверие, а в перспективе получить лояльных бренду потребителей. Соответственно, для любой компании, которая хочет оставаться на рынке конкурентоспособной, должна подстраиваться и адаптировать маркетинговую стратегию под изменяющиеся условия. Рынок подкастинга растет с каждым годом, и бренды не должны упускать возможности продвигаться через подкасты с учетом всех особенностей данного канала продвижения.
Объектом исследования являются современные подкасты различных жанров.
Предметом исследования является подкаст как канал продвижения брендов в цифровой среде.
Целью исследования является анализ подкастов как канала продвижения брендов. В соответствии с целью исследования были поставлены задачи исследования:
1. Изучить понятие маркетинга, его виды и функции.
2. Рассмотреть ключевые инструменты цифрового маркетинга и их особенности.
3. Исследовать специфику подкастов как канала продвижения.
4. Проанализировать кейсы продвижения брендов через подкасты.
Теоретическую базу данного исследования составили труды зарубежных и отечественных учёных в области маркетинга и интернет-маркетинга: Ф. Котлера, И.Л. Акулича, А.М. Година, О.Н. Жильцовой, А.В. Катаева, Е.П. Голубкова, С.В. Карповой, М.Ю. Горнштейна и др.
Эмпирическую базу исследования составили кейсбук успешных примеров продвижения компаний и брендов в подкастах в 2022 году Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР), подборки успешных кейсов продвижения брендов через подкасты на платформе vc.ru и в статьях разных изданий.
Методологической базой исследования являются общенаучные методы (синтез, анализ, дедукция), метод теоретического обобщения научных источников, методы научного наблюдения и описания.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦИФРОВОГО МАРКЕТИНГА
1.1. Понятие маркетинга, его виды и функции
На сегодняшний день в мировой литературе можно найти, пожалуй, сотни определений маркетинга. Однако несмотря на это, ряд отечественных и зарубежных ученых пришли к мнению, что еще никому не удалось сформировать четкое, всеобъемлющее и универсальное определение.
Первоначальное значение слова «маркетинга» связано с определением «рынок» (от англ. слова «market»). Предполагается, что дословный перевод формируется в сочетание «рынкоделание», то есть деятельность, формирующую рынок сбыта. Одно из первых упоминаний о маркетинге было еще в 1776 году, Адам Смит утверждал, что потребление является единственной конечной целью производства [Карпова 2019:12].
Основоположник маркетинга, американский профессор Ф. Котлер, дал маркетингу следующее определение: «Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» [Котлер 2007: 21].
Американская ассоциация маркетинга дает другое определение: «Маркетинг – это процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализация идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций» [Карпова 2019: 12].
Также довольно популярно определение маркетинга, которое дает Британский институт управления: «Маркетинг – это один из видов управленческой деятельности, который содействует расширению производства и торговли и увеличению занятости путем выявления запросов потребителей, организации исследований и разработок для удовлетворения этих запросов; маркетинг увязывает возможности производства с возможностями реализации товаров и услуг, обосновывает характер, направляя масштабы всей работы, необходимой для получения прибыли». [Карпова 2019: 12].
Маркетинг как явление можно рассматривать в двух аспектах. В широком понимании слова – это социально-управленческий процесс, с помощью которого люди и группы людей получают то, в чем нуждаются, создавая продукты и обменивая их. Так, сформировалось еще одно определение маркетинга, как философии управления, направление ее реализации, когда решение проблем потребителей (клиентов) путем эффективного удовлетворения их запросов ведет к успеху организации и приносит пользу обществу.
Поскольку маркетинг относится к рыночным отношениям и в основном применяется в предпринимательской деятельности, то можно сформулировать понятие маркетинга более узко для коммерческий организаций. Так, маркетинг – это управление производственно-сбытовой деятельностью организации, направленное на получение желаемых финансово-экономических результатов (рыночной стоимости организации, объема продаж, рыночной доли, прибыли) с помощью учета и активного влияния на рыночные условия и потребителей [Голубков 2019: 9].
Пожалуй, самым доступным определением является следующее: «Маркетинг – это согласование спроса и предложения на товарных рынках и рынках общественных благ».
В основе маркетинга лежат такие понятия, как потребность, желание, спрос, продукт, обмен, сделка, рынок. На рисунке 1.1 показано, что вместе они составляют концепцию маркетинга.
Поскольку маркетинг – неотъемлемая часть экономических отношений, то основная цель маркетинга – это увеличение прибыли организации за счет удовлетворения индивидуальных потребностей клиентов. Если же организация некоммерческая, то основной целью становится достижение иных целей, например, повышение узнаваемости, а не извлечение прибыли.
Рис.1.1 – Концепция маркетинга
В рамках маркетинга исследуются, анализируются, оцениваются нужды реальных и потенциальных потребителей продукции. [Карпова 2019: 19]. Также одной из задач является маркетинговое обеспечение разработки новых товаров (услуг). Чтобы лучше узнать рынок, на котором действует предприятие, проводятся анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, в том числе исследуется деятельность конкурентов. Маркетинг также предполагает формирование ассортиментной политики предприятия, участие в формировании стратегии и тактики рыночного поведения, разработку ценовой и сбытовой политики.
У маркетинга кроме цели и задач есть также и функции, исполнение которых способствует улучшений взаимоотношений производителей с потребителями. Так, можно выделить следующие функции маркетинга: [Карпова 2019: 20].
• изучение конъюнктуры рынка;
• разработку прогноза спроса и предложения;
• анализ рыночных возможностей;
• сегментацию рынка и моделирование покупательского поведения;
• определение стратегии маркетинга на рынке;
• планирование организации сбыта и обслуживания;
• разработку цен и осуществление ценовой политики;
• реализацию комплекса маркетинговых коммуникаций.
С развитием маркетинга стали появляться разные виды, которые можно классифицировать по нескольким признакам: по ориентации маркетинговой деятельности, охвату рынка, области применения, состоянию спроса. Подробная классификация приведена в Приложении 1.
Вместе с развитием сферы маркетинга появляются также новые виды маркетинга, отличающиеся от традиционного. Так, Голубков условно разделяет маркетинг на традиционный, в котором используются давно известные инструменты и подходы, и новый, использующий новые подходы и более широкий взгляд на возможности маркетингового мышления [Голубков 2019: 21]. Так, с развитием социальных сетей, интернет-технологий и прочным внедрением их в повседневную жизнь появился цифровой маркетинг, который как раз подходит под характеристику нового вида маркетинга.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулич И.Л. Маркетинг : учебник [Текст] / И.Л. Акулич. – 8-е изд., перераб. и доп. – Мински: Вышейшая школа, 2014. – 543с.
2. Амирова Д.Р. Социальный медиа-маркетинг как эффективный инструмент продвижения [Текст] / Д.Р. Амирова, О.И. Запорожец // Вестник Евразийской науки - 2019. -Т. 11. - №2. - С.3.
3. АРИР Casebook: Подкасты 2022 [Электронный ресурс] // Ассоциации развития интерактивной рекламы, 2022. – Режим доступа: https://interactivead.ru/wp-content/uploads/2022/11/arir22_podcasts.pdf (Дата обращения: 31.01.2023).
4. Бейненсон В.А. Особенности развития подкастов российских медиабрендов [Текст] // Сборник материалов симпозиума кафедры журналистики от 27 февраля 2019 года. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2019. – С.26-31.
5. Годин А.М. Маркетинг: Учебник для бакалавров [Текст] / А.М. Годин. – 12-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. – 656с.
6. Годин В. В. Цифровая реклама как инструмент продвижения товара или услуги. Опыт реализации проектов [Текст] / В. B. Годин, А. Е Терехова // Е - Менеджмент - 2019. - т.2. - №3. - С.13-21.
7. Голубева М. А. Развитие концепции маркетинга взаимоотношений в условиях цифровой экономики [Текст] / М. А. Голубева // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. -2019.- №5-1(119). - C. 118-125.
8. Интернет-маркетинг : учебник для вузов [Текст] / О. Н. Жильцова [и др.] ; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 301 с.
9. Казанцева М.С. Подкастинг как инструмент бренд-интеграции для взаимодействия с аудиторией [Электронный ресурс] / М.С. Казанцева, Н.А. Латоркина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - №2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/podkasting-kak-instrument-brend-integratsii-dlya-vzaimodeystviya-s-auditoriey (Дата обращения: 31.01.2023).
10. Как продвигать бизнес с помощью подкастов [Электронный ресурс] // Интернет-издание VC.RU, 2021. – Режим доступа: https://vc.ru/marketing/299791-kak-prodvigat-biznes-s-pomoshchyu-podkastov (Дата обращения: 01.02.2023)
11. Катаев А.В. Digital-маркетинг : учебное пособие [Текст] / А.В. Катаев, Т.М. Катаева, И.А. Названова ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. – 161 с.
12. Кинтонова А.Ж. Подкасты и технологии их разработки [Текст] / А.Ж. Кинтонова, Т. Султанов, Г.Е. Габдрешов, С. Кульбасов // Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции в 2 ч. Ч.1 / - Уфа: Аэтерна, 2022. – С. 36-38.
13. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. [Текст] Пер с англ. - М. Издательский дом «Вильяме», 2007 - 656 с.
14. Краткий гайд по подкастингу [Электронный ресурс] // Сайт креативного агентства Multiways. – Режим доступа: https://mways.ru/podkasting-za-5-minut/ (Дата обращения: 01.02.2023)
15. Круглова Л.А. Проблемы подкастинга в России [Электронный ресурс] / Л.А. Круглова, Д. Мамедов // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2021. - №6. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-podkastinga-v-rossii (Дата обращения: 31.01.2023).
16. Куликова Е.С. Виды маркетинга [Электронный ресурс] / Е.С. Куликова, К.Г. Галикеева // Наука и образование сегодня. – 2018. - №11 (34). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-marketinga (дата обращения: 31.01.2023).
17. Магомадов В.С. Цифровой маркетинг [Текст] // Всероссийская научно-практическая конференция студентов, молодых ученых и аспирантов Наука и молодежь, 2016. – С.398-401.
18. Маркетинг для профессионалов: практический курс : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры [Текст] / Е. П. Голубков. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 474 с.
19. Маркетинг: теория и практика : учеб. пособие для бакалавров [Текст] / под общ. ред. С. В. Карповой. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 408 с.
20. Первое исследование рекламы в подкастах в России: популярные форматы, рекламодатели и отношение аудитории [Электронный ресурс] // Интернет-издание VC.RU, 2022. – Режим доступа: https://vc.ru/media/413174-pervoe-issledovanie-reklamy-v-podkastah-v-rossii-populyarnye-formaty-reklamodateli-i-otnoshenie-auditorii (Дата обращения: 01.02.2023)
21. Пикалев Л. Пошаговое руководство по созданию подкаста [Электронный ресурс] // Образовательный журнал платформы для создания сайтов Tilda Publishing. – Режим доступа: https://tilda.education/articles-podcast#rec248645241 (Дата обращения: 01.02.2023)
22. Подрецоб М. Реклама в уши. Зачем компании создают собственные подкасты [Электронный ресурс] / М. Подрецоб, В. Бородина // Издание «Ведомости», 2022. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2022/02/02/907394-reklama-ushi (Дата обращения: 01.02.2023)
23. Современный маркетинг: Монография [Текст] / М.Ю. Горнштейн. -. 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,. 2019. - 404 с.
24. Таппасхонова Е.О. Использование цифровых технологий в маркетинге [Электронный ресурс] / Е.О. Таппасханова, Р.А. Токмакова, А.Х. Атабиева, Ф.Р. Бисчекова // МНИЖ. 2020. - №10-1 (100). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tsifrovyh-tehnologiy-v-marketinge (Дата обращения: 31.01.2023).
25. Таппасханова Е.О. Основные тенденции в развитии цифрового маркетинга в XXI веке [Электронный ресурс] / Е.О. Тапасханова, З.А. Мустафаева, Р.А. Токмакова // Сборник статей Национальной научно-практической конференции с международным участием г. Нальчик, 25–26 мая 2022 г. : в 2-х ч. – М.: ИКЦ «ЭКСПЕРТ», 2022. – Ч. 1. – Режим доступа: http://ipeif.kbsu.ru/wp-content/uploads/2022/07/Innovatsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-...-sbornik-statej-ch.-1_compressed.pdf#page=249 (Дата обращения: 31.01.2023).
26. Царионов Э. Где, кто и какие подкасты слушает в России? Данные сервиса Podcast.ru [Электронный ресурс] // Издание Podcasts.ru. – Режим доступа: https://podcasts.ru/itogi2022/ (Дата обращения: 01.02.2023)
27. Шевченко Д. А. Цифровой маркетинг: обзор каналов и инструментов // Практический маркетинг. 2019. - №10 (272). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-marketing-obzor-kanalov-i-instrumentov (Дата обращения: 31.01.2023)