Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время силы государства направлены на совершенствование системы государственной власти и придание ей характера легитимности, законности. Здесь как нельзя актуальным становится вопрос о взаимоотношениях власти и общества.
В юридическом смысле государственно-властные отношения представляют собой организационные, технические, управленческие, политические отношения между государственно-властвующим и подвластным субъектами, направленные на достижение согласованности интересов и нахождение компромиссов.
Сущность государственно-властных отношений выражается в реальном и идеальном разрешении возникающих противоречий с целью поиска консенсуса между субъектами (слоями населения в государстве, между государствами) и нахождении наиболее правильного и правомерного решения. В правовом смысле государственно-властные отношения в основном определяются с точки зрения легальности, легитимности и законности. Исходя из того, что государство есть форма организации общественной жизни, тесно связанная с правом, на наш взгляд, рассмотрение правомерности государственно-властных отношений как нельзя актуально при стремлении государства и общества к демократическому устройству.
Вопрос, почему в России, несмотря на неоднократно сменявшиеся политические режимы, революции, перевороты, сложилась и господствует социально-политическая система, при которой государство стоит над обществом, фактически полностью подчиняя его себе и почему общество оказалось не в состоянии ограничить или поставить под свой контроль политическую власть, волновал и волнует до сих пор многих исследователей.
Степень исследованности темы: Научная разработка проблемы легальности и легитимности государственной власти в нашей стране велась и ведется в настоящее время весьма интенсивно. В качестве исследований данной темы стоит обратить внимание на работы. В.А. Ядова, С.Г. Климова, И.А. Халий, И.А. Климова, А.В. Кинсбурского, М.Н. Топалова, К.М. Клемент и др.
Цель исследования заключается в исследовании истории взаимоотношений власти и общества в России.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие основные задачи:
рассмотреть понятие политической власти;
раскрыть легальность и легитимность как основные признаки государственной власти;
охарактеризовать факторы, влияющие на взаимоотношения власти и общества в России
провести исторический анализ взаимоотношений власти и общества в России.
Объектом исследования выступает доктринальное толкование политической власти и ее влияние на общество
Предметом исследования является взаимоотношения власти и общества в России в историческом развитии.
Методологическую основу исследования составляют диалектический метод познания объективной действительности и основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы (логические приемы и способы, системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой).
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ВЛАСТЬ ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
1.1. Понятие политической власти
Власть, относится к числу основополагающих политических и правовых категорий. Она является ключом к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Власть является составной частью политики. Неотделимость власти и политики признано как естественное во всех политических теориях прошлого и настоящего. Политика как явление имеет непосредственную либо косвенную связь с властью, а также деятельностью по осуществлению власти. А различные социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления.
Феномену власти во все времена уделялось особое внимание многими выдающимися представителями как политической, так и правовой науки. Каждый из них внес свой непосильный вклад в разработку теории власти.
Современные концепции власти очень многообразны. В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия .
Исходя из вышеизложенного власть бывает государственная, политическая, экономическая, семейная и прочая. Но и такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.
На данный момент нас интересует политическая власть и ее сущность. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах .
Политическая власть характеризуется социальным господством, ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.
Надо отметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная же власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.
В науке используется такое понятие как источники власти, их еще называют основаниями. Они разнообразны, так как многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. К источникам силы можно отнести богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. В связи с этим можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Другими словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.
Кроме указанного понятия, также существует понятие «ресурсы» власти – это потенциальные средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.
Как нам известно государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества. Вследствие этого формами проявления власти являются господство, руководство, управление, организация, контроль. Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти. Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.
Надо отметить, что понятие «политическая власть» тесно связано с понятием «легитимность». Власть бывает легитимной или нелегитимной. Термин «легитимность» происходит от латинского «легетимус», означающий «согласный с законами, законный, правомерный, надлежащий, должный, правильный». Применительно к политике легитимность означает ее признание, объяснение, оправдание . Надо иметь в виду, что легитимность политической власти не означает ее юридической оформленной законности. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере, их большинство.
Таким образом, легитимность основывается на убеждении в правомерности данной политической власти. Но само такое убеждение граждан может быть обусловлено разными факторами. Поэтому в политической науке существует типологизация легитимности власти.
Первоначальную типологизацию легитимности предложил Макс Вебер . Он выделил три ее вида.
Первый вид легитимности – традиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев.
Второй вид – харизматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя.
Третий вид – рациональный, основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях.
Выделенные, Максом Вебером типы легитимности, носят идеальный характер, то есть абстрактны, не существующие в политической действительности в «идеальном виде». В конкретных политических системах данные три типа переплетаются при доминировании одного из них, что дает возможность характеризовать легитимность или как традиционную, или как харизматическую, или как рациональную. Иными словами, эта классификация служит инструментом анализа легитимности власти в каждой конкретной политической системе. Так как власть является одним из центральных понятий политической и правовой науки. Как отмечал Б. Рассел «Фундаментальным понятием в общественных науках – есть власть в том же значении, в каком энергия является фундаментальным понятием в физике» .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2.Союзная конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 года //http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/swiss/swiss--r.htm
3.Конституция Королевства Дания 5 июня 1953 г. // https://legalns.com.
4.Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Сильное местное самоуправление - сильное государство: история и современность // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 4. С. 62 - 74.
5.Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. М.: Культурная революция, 2009. 400 с.
6.Воскобоев А.И. Легальность и легитимность применения силы в политике // Философия права. 2008. N 1 (26).
7.Виноградов В.А., Ткачев В.Н. Конституционная законность в российской правоприменительной (судебной) практике. М., 2013; Евдокимов В.Б. Конституция как нормативно-правовая основа конституционной законности в Российской Федерации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2015. N 1. С. 10 - 15.
8.Законность в Российской Федерации: Монография / Отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров, В.П. Кашепов. М., 2008.
9.Кожев. А. Понятие власти. М. 2007 г. С. 77-93.
10.Курс лекций по Социоло-гии и Политологии www Crandars.ru
11.Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 1. М.: Соцэкгиз, 1937. 396 с.
12.Макс Вебер. Политика как призвание и прогресс. М. 1990
13.Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Изд-во «Независимая газета», 1993. 421 с.
14.Политология: Курс лекций. Издательский дом «Питер» 2002. С. 71-73.
15.Рассел Б. История западной философии. Новосибирск: Сибирское университетское издательство. 2001
16.Рабинович Е. И. Властно-управленческие отношения государства и общества России: историческая обусловленность доминирующих тенденций развития // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 года) [Электронный ресурс] Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В.А. Мансуров — Электрон. дан.— М.: Российское общество социологов, 2016. С. 3210-3218.
17.Тимофеев Н.С. Государство, местное самоуправление и гражданское общество: аспекты и пределы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 9. С. 10.
18.Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге ХХI века. Екатеринбург 2011. С.41-43.
19.Хабриева Т.Я. Конституция и законность // Законность в Российской Федерации. М., 2008. С. 59 - 73.
20.Ядов В.А., Климова С.Г., Халий И.А., Климов И.А., Кинсбурский А.В., Топалов М.Н., Клемент К.М. Социальная база поддержки реформ и потенциал массового протеста // Россия в глобальных процессах: поиски перспективы / Под ред. члена-корреспондента РАН М.К. Горшкова. М., 2008. С. 85 - 101.
21.Xenophon Contiades. Engineering Constitutional Change: A Comparative Perspective on Europe, Canada and the USA. L., 2012.
22.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, СПб, 1890 - 1907 г. С.56-58.