Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Для нормально развивающихся детей характерно стремление удовлетворить огромную потребность в движении при помощи игр. Игра для них является, в первую очередь, возможность подвигаться. Проанализировав показатели здоровья и физического развития дошкольников за последние годы, можно отметить тревожную тенденцию. Е.Н.Вавилова, Н.А.Ноткина, М.А.Правдова, Ю.К. Черниченко доказали, что у 30 – 40 % старших дошкольников низкий уровень моторного развития. Причинами этого является современный образ жизни.
Психологи, учителя и врачи отмечают негативную тенденцию для ДОУ - снижение двигательной активности детей, а для дошкольника потеря движения - это потеря здоровья, развития и знаний. Не случайно в образовательной программе детей дошкольных учреждений вопрос здоровья занимает первое место. Если принять во внимание, что физическая активность также является условием, стимулирующим развитие таких сфер, как интеллектуальная, эмоциональная и другие, то актуальность этого вопроса становится очевидной.
Физическое развитие является одним из направлений, курирующее нашим государством. Нормализация дошкольного образования должна проходить при помощи создания условий, направленных на развитие личностного потенциала дошкольника. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) дошкольного образования рекомендует проводить воспитательную работу по развитию физических качеств, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, их потребности и интересы.
Стандарт определяет основные цели и задачи направления «Физическое развитие»: развитие личности, мотивации и способностей детей, приобретение опыта двигательной деятельности. ФГОС рекомендует развитие двигательной активности у детей, связанное с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, таких как ловкость, координация и гибкость, способствующих тренировке опорно-двигательного аппарата тела, развитию равновесия, силы, выносливости, скорости и др.
Для решения этой проблемы необходимо выявить источники восстановления и обогащения средств двигательного развития ребенка. По мнению отечественных педагогов Е. Н. Водовозовой, П. Ф. Каптеревой, П. Ф. Лесгафта, Е. А. Покровского, К. Д. Ушинского и других, подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания. Подвижные игры, основанные на движениях, требующих много энергии (бег, прыжки и т. д.), повышают обмен веществ в организме. Оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребенка, способствуют созданию у детей хорошего настроения. Активные движения повышают сопротивляемость ребенка болезням, вызывают мобилизацию защитных сил организма, улучшают питание тканей, формирование скелета, правильную осанку и повышают иммунитет к болезням.
Нами было рассмотрено одно из физических качеств дошкольников – ловкость. Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения и их комбинации, а также умение правильно, быстро и находчиво действовать в изменяющихся условиях.
Исследования Э. Н. Вавилова на развитие физических качеств у детей указывают, что о высоком уровне развития ловкости свидетельствует правильное выполнение детьми движений с изменяющимися условиями или усложненными дополнительными заданиями. Ловким можно назвать ребенка, который потратил минимальное количество времени на выполнение задания. Однако ловкость состоит не только в быстроте двигательной реакции. Иногда приходится задерживать ответное движение, то есть не всегда нужно действовать немедленно, своевременно. Педагоги Е. Н. Водовозова, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский и другие считали подвижные игры эффективным средством развития ловкости.
Цель: Изучить особенности развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста при помощи подвижных игр.
Задачи:
1.Рассмотреть особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста;
2.Изучить характеристику ловкости как психофизического качества;
3.Проанализировать применение подвижных игр как средства развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста;
4.Разработать и апробировать комплекс подвижных игр для развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: Уровень развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: Влияние подвижных игр на развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту относятся дети от 5 до 7 лет. В этот период детства продолжается заметный рост длины тела ребенка. В среднем рост семилетних детей составляет около 113-115 см. За 2 года (с 5 до 7 лет) ребенок вырастает, в среднем, на 15 см. Средний вес ребенка 5 – 7 лет 21-22 кг. С 5 до 6 лет масса тела увеличивается на 2,1-2,2 кг. С 6 до 7 лет – от 1,7 до 1,8 кг.
У старшего дошкольника продолжается процесс окостенения скелета и развитие крупных и особенно мелких мышц. Эта модификация неразрывно связана с развитием головного мозга ребенка, совершенствованием его нервной деятельности и отражается в растущей способности ребенка управлять своими движениями.
Главным достижением старших дошкольников является постепенное овладение своими движениями, особенно мелкими движениями рук, владение не только крупными, но и мелкими мышцами, движениями каждого пальца. Это не столько результат процесса созревания необходимых механизмов, сколько результат обучения детей 4-6 лет выполнению различных мелких движений в рисовании, штриховке, плетении, вышивке, складывании бумаги, вырезании и т.д.
К концу дошкольного возраста скелет ребенка становится более крепким, что позволяет ему выполнять различные движения, требующие гибкости, эластичности и силы. Его тело приобретает заметную устойчивость; этому способствует увеличенный рост ног. В результате центр тяжести ребенка этого возраста находится ниже, чем у младших дошкольников. Ноги и руки становятся не только сильнее, но и намного выносливее, подвижнее и ловчее.
Уровень физического развития детей старшего дошкольного возраста таков, что они могут совершать длительные прогулки, подолгу бегать, без лишнего утомления прыгать, выполнять более сложные задания и физические упражнения.
Заметно совершенствуется рука, производящая различные заданные движения, например с мячом. Дети могут бросать его как одной, так и двумя руками в горизонтальную и вертикальную мишень (на расстояние 4-5 м), набрасывать кольца на палочки, перебрасывать мяч через сетку и т. д.
Координация, ловкость и точность движений детей быстро повышаются, особенно в условиях систематической работы воспитателя над их общим физическим развитием. Такие упражнение, как лазание, бег, прыжки, удерживание равновесия, ходьба по шведской скамейке, бросание мяча и другие виды действий делает детские движения не только более разнообразными, но и легкими, точными, плавными, четкими, красивыми. Период детства является наиболее важным в развитии двигательных функций ребенка, в частности его физических качеств. Поэтому необходим комплекс наблюдений за физическим развитием, тренированностью и работоспособностью дошкольника.
Физическое воспитание дошкольников должно решать следующие воспитательные задачи: формировать двигательные навыки и умения, развить двигательные и физические качеств, привить дошкольникам навыки правильной осанки, гигиенические навыки. Физические (двигательные) качества включают в себя отдельные аспекты двигательных способностей ребенка, его двигательных навыков. Они проявляются во врем выполнения конкретных действий – основные движения (ходьба, прыжки, лазание, метание), играх, спортивных занятиях.
Одно и то же качество может определять успех в выполнении разных действий. Например, способность быстро двигаться позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковременные силовые способности необходимы для прыжков, лазания, метания предметов. Физические качества у детей проявляются в двигательных навыках и умениях, а сами они обусловлены достаточным уровнем их развития.
Эти два аспекта двигательной функции тесно связаны и взаимозависимы. Если формирование двигательных навыков у детей фиксируется на низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков при выполнении движения.
Для выполнения разнообразных движений дошкольнику нужно достичь определенного уровня развития таких качеств, как: быстрота, ловкость, сила и выносливость. При недостающем развитии данных качеств движения детей, несмотря на их многочисленное разнообразие, недостает оперативности, своевременности, они не могут в полной мере проявить имеющийся резерв возможностей детского организма. Уровень тренированности является показателем возможностей функциональных систем организма.
Хороший уровень развития физических качеств (например, скорости) отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма ребенка, а также при благоприятном эмоциональном фоне. Наоборот, при накоплении утомления в организме или при отрицательных эмоциях частота движений и их скорость заметно снижаются, замедляется двигательная реакция, увеличивается количество неточных движений, особенно сложнокоординированных.
Объективность оценки физического состояния во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития двигательной сферы у детей дошкольного возраста, в т.ч. физических качеств. Важнейшими из этих особенностей является незавершенность формирования физиологических структур организма и наличие периодов, подверженных внешним воздействиям, в динамике физического развития ребенка. Высокая изменчивость пропорций тела и неравномерность развития функциональных систем организма также считаются характерными для дошкольников.
Все вышеперечисленное обуславливает необходимость разработки и внедрения методов обучения и диагностики развития моторики и физических качеств, строго соответствующих возможностям дошкольников.
Оценку физических качеств следует рассматривать не как разовое мероприятие, а как целостный процесс, органично сочетающий в себе постоянное наблюдение за ребенком в процессе занятий по физическому и жизненному воспитанию, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности. [5]
Оперативные наблюдения осуществляются воспитателем группы и учителем физкультуры, под контролем старшего воспитателя. Актуальность наблюдения за двигательной активностью детей во время самостоятельной деятельности, и в организованных формах работы обусловлена тем, что они позволяют выявить предрасположенность к разнообразным видам и способам выполнения движений, учесть особенности развития эмоционально-мотивационной и познавательной сфер развития.
Очень важно контролировать малоподвижных, замкнутых, отстающих в физическом развитии детей и, наоборот, гиперактивных детей с повышенной возбудимостью. Такой анализ позволит получить достаточный объем информации как о двигательных навыках, так и об организации работы воспитателем в процессе физического развития.
Текущие педагогические наблюдения являются лишь частью комплексной диагностики физической подготовки. В практике физического воспитания детей дошкольного возраста широко используются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты), по результатам которых оцениваются различные аспекты физической подготовленности детей 5-7 лет. [7]
Многие образовательные программы оценки физического состояния дошкольников содержат достаточно вариативную систему показателей развития двигательных навыков и основных физических качеств, которая может включать как ряд основных параметров, так и блок дополнительных показателей тренированности. При определении уровня физической подготовки ребенка следует ориентироваться на следующие факторы:
• степень овладения ребенком основными навыками различных игр и упражнений, элементами техники всех основных видов движений;
• способность к активному участию в различных видах активности, самостоятельное использование своего арсенала движений в разнообразных условиях;
• развитые физические качества и моторика: быстрота реакции, ловкость, гибкость, силовые способности, выносливость, координационные способности;
• характеристика общей двигательной активности ребенка в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. [8]
1.2. Ловкость как психофизическое качество, её характеристика
Вопрос о том, что представляет собой ловкость, является дискуссионным. Так Н. А. Ноткина считает, что ловкость является способностью быстрого изучения новых движений, быстрого и точного перестраивания своих движений в соответствии с требованиями внезапно изменяющейся ситуации. И. В. Волков пишет, что ловкость это способность быстро и совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно, как высший уровень способности координировать свои движения.
В.Л. Лях дает следующее определение: Ловкость – это качество управления движением, обеспечивающее правильное, быстрое и рациональное решение двигательной задачи. Все эти понятия характеризуют сложный характер ловкости, которую точнее определить как разнообразную и сложную координационную способность.
Характерно, что среди специалистов нет единого мнения о количестве существующих координационных способностей. Наиболее полный их перечень представил В.Л. Лях, выделив следующие составляющие:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимова, Т. Г. Физическое воспитание детей 2-7 лет: развернутое перспективное планирование по программе под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой / Т.Г. Анисимова. - Москва: ИЛ, 2016. - 610 c.
2. Бауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. – СПб.: ВВМ, 2014. - С.331-332.
3. Вавилова, Е.Н. Подвижные игры в детском саду [Текст] / Е.Н. Вавилова // Дошкольное воспитание. - 2014.- №6. - с.15
4. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е.Н.Вавилова. – М.: Просвещение,2015. – 96 с.
5. Голомидова С.Е. «Игровая деятельность на занятиях по физкультуре. Младшая группа. - Москва: Корифей, 2018 – 96с.
6. Горькова, Л.Г., Обухова, Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. - Москва: Просвещение, 2015. - 112 с.
7. Ефремова, Л.Б. Игра в физическом и психическом развитии ребенка [Текст] / Л.Б Ефремова // Инструктор по физической культуре. – 2015. - № 8. – С. 35- 39.
8. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов. – Москва: Академия, 2018. – 320 с.
9. Микляева, Н.В. Физическое развитие дошкольников. Ч.1. Охрана и укрепление здоровья. Соответствует ФГОС ДО / Н.В. Микляева. - М.: Творческий центр Сфера, 2015. - 144 c.
10. Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 6-7 лет [Текст] / Л.И. Пензулаева. - М., 2013. – с. 112.
11. Татаринцева, Л.В. Развитие скоростно-силовых качеств детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Татаринцева // Инструктор по физической культуре. – 2016. - № 2. – С. 107-114.
12. Яковлева, Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7лет. В 3-х ч. Ч.3. Конспекты занятий для старшей и подготовительной групп. Спортивные праздники иразвлечения / Л.В. Яковлева, Р.А Юдина. - М.: Владос, 2014. - 253 c.