Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В текущее время животрепещущим становится вопрос о необходимости развития у дошкольников понятной и связной речи. Почти все дошкольники могут разговаривать только при помощи слогов либо односложных выражений. В итоге, уровень речевого развития у детишек дошкольного возраста достаточно маленький, и педагогам ДОУ приходится применять особые технологии, чтоб поддерживать личностное развитие на должном уровне.
На современном уровне развития образовательной науки есть способы, которые позволяют активизировать умственный и творческий потенциал детишек, но чаще всего они соединены с художественной работой.
Разработка решения изобретательских задач, как её нередко называют в учебных заведениях-ТРИЗ, посодействовала придать импульс развитию педагогических технологий, способов и действий, которые были направлены на развитие творческих мыслительных действий у детишек в разных областях и предметах.
Существует разногласие меж надобностью развития связной речи у детишек дошкольного возраста и неразвитостью в образовательной теории и практике критерий развития связной речи у детишек дошкольного возраста при помощи технологий ТРИЗ.
Надобность разрешения этого разногласия обусловила дилемму анализа, заключаемого в выявлении и аргументировании педагогических критерий развития связной речи у детишек дошкольного возраста при помощи технологий ТРИЗ.
Объект исследования: процесс вырабатывания связной речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: вырабатывание связной речи у детей дошкольного возраста при помощи использования способов технологии ТРИЗ.
Цель данной работы - на теоретическом уровне выявить и методом опытно-экспериментальной работы провести проверку продуктивность использования способов технологии ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
-рассмотреть понятие технологии ТРИЗ;
-исследовать психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
-найти роль ТРИЗ-технологий в развитии связной речи у детишек старшего дошкольного возраста;
-провести опытно-экспериментальную работу по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологий ТРИЗ.
Методы: теоретический изучение научных источников; эмпирические способы анализа (наблюдение, педагогический опыт); количественно-высококачественный изучение итогов опыта.
Гипотеза: степень формирования связной речи у детишек дошкольного возраста старшего возраста повысится, если способы технологии ТРИЗ будут интенсивно употребляться в учебно-воспитательной работе.
База исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ "Детский сад №45 "Берёзка" г. Петрозаводск. Старшая группа "Землянички".
Структура работы. Работа состоит из введения, 2-ух глав, заключения, перечня использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты использование методов и приёмов ТРИЗ в формировании связной речи с детьми старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие технологии ТРИЗ
ТРИЗ - это неповторимая разработка для развития связной речи. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), бывшая организована изобретателем Г. С. Альтшуллером. Это прикладная диалектика, другими словами система закономерностей развития, отказ от способа проб и просчетов в науке, технике, в нашей ежедневной жизни.
ТРИЗ-педагогика - педагогическое назначение, выявляющее суть, цели, задачи учебно-воспитательного процесса и сформированное на всеобщих законах теории постановления изобретательских задач [17].
В базе педагогики ТРИЗ лежат:
- приемы и технологии, которые позволяют освоить методы снятия психической инертности;
- методика решения задач, которая была основана на законах развития систем, общих принципах разрешения разногласий и механизмах их внедрения к решению определенных творческих задач (ОТМ);
- система образования, которая была построена на теории развития творческой личности.
Эффективность педагогики ТРИЗ заключается в ее инструментальности и достаточной гарантии формирования исследовательских компетенций у учащихся. За эти качества ТРИЗ называют технологией.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, мобильность, систематичность, диалектичность; с другой – исследовательской активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения [1].
Для организации работы по развитию связной речи детей по технологии ТРИЗ необходимо:
- организовать занятия таким образом, чтобы они естественным образом вписывались в естественную жизнь детей;
- иметь специальную игрушку-героя класса, которая «помогает " воспитателю. От имени игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся развивающие диалоги по теме урока. Игрушка активно высказывает свое мнение, спрашивает и разъясняет непонятное, иногда ошибается, путается, не понимает. Желание ребенка общаться и помогать ему значительно повышает активность и интерес;
- в конце урока подведите итоги, чтобы научить дошкольников навыкам рефлексивного анализа (что они сделали, чему научились новому, что осталось непонятным и другие).
Итоги подводятся в различных формах: игры «интервью», «копилка новостных сообщений», "предложение совета" и иные; обсуждение планов на будущее; продуктивная деятельность и обсуждение приобретенных работ. При всем этом лучше обеспечить естественный переход детишек от 1-го занятия к иному, увязывая содержание занятия со следующим режимным моментом. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего урока;
- выполнять не только коллективные, но и индивидуальные познавательные упражнения на любом окружающем материале. Эти упражнения могут быть рекомендованы родителям для развития общения с детьми;
- находится в готовности применять данный подход в ежедневном общении с детками, уметь без помощи других замечать и стремиться разрешать разногласия, уметь системно принимать и рассматривать положение дел.
ТРИЗ-технологии для развития связной речи детишек дошкольного возраста старшего возраста включают [11]:
- учить детишек создавать образные свойства предметов, в каком представлены технологические цепочки, что дозволяет учить детишек от 3 до семь лет составлению сравнений, головоломок и метафор;
- учить дошкольников составлять рифмованные тексты. Педагогическое действие для решения этой дидактической задачи скооперировано в виде последовательности творческих заданий. Данная разработка развивает у детишек способность создавать рифмованные тексты;
- учить детей составлять творческие истории по картинке, которая представлена в виде системы игровых заданий, в итоге чего фактически каждый ребенок может составить несколько творческих историй по картинке;
- обучение дошкольников написанию текстов сказочного содержания содержит методы организации интеллектуальной работе детишек для развития у них возможностей придумывать сказочные истории разного рода.
С той целью, чтоб обучить малыша составлять сказочную историю без нарушения его личных возможностей, нужно познакомить его с эталонами, на базе которых составлен текст. Модель сказочные истории - это высочайший уровень абстракции. Это база, на которой строится контент своего производства.
Работа по обучению дошкольников написанию текстов сказочного содержания в критериях детсада обязана быть организована по двум фронтам:
1. это игры и творческие задания, позволяющие ребенку провести изучение разные варианты действий и сотрудничества героев, узреть бескрайние возможности сотворения образов и их свойства, выяснить, что сказочную историю можно развернуть где угодно и когда угодно.
На данном шаге дети будут учить выразительные средства сказочного текста. Детишек учат делать фантастические изменения настоящих объектов с внедрением обычных техник фэнтези (TPF).
2. Создание педагогических условий для усвоения детьми определенных образцов сказок:
- шаблон компиляции сказок с использованием метода "каталог";
-модель составления рассказа с использованием метода "морфологического анализа";
- шаблон компиляции сказки с использованием метода "Системный оператор";
- шаблон сказок с использованием TPF;
- модель составления сказки с использованием метода "магического треугольника" (вепольного анализа) [15].
Работа с детьми по написанию сказок должна быть сначала коллективной, затем подгрупповой, а затем дети сочиняют текст вместе или втроем. Затем ребенок сам сочиняет сказку по определенному образцу.
Тризовцы предлагают новый подход к развитию связной монологической речи, в частности, в технологии обучения детей сочинять истории по картинке.
Таким образом, фундаментальный момент технологии, предложенной Т. А. Сидорчуком и Н.Н. Хоменко, заключается в том, что обучение детей написанию рассказов по картинке основано на алгоритмах мышления.
В работе с детками можно выделить несколько шагов, любой из которых представляет из себя мыслительную операцию, в итоге которой у малыша развивается способность без помощи других делать речевые зарисовки на картинке.
Воспитание малыша производится в процессе его коллективной работе с преподавателем через систему игровых упражнений [2].
Над решением одной и той же задачи работали И. Н. Мурашковская и Н. П. Валумов. Основой его методологии является инструментарий для формирования системного диалектического образа мышления, разработанный в рамках теории решения изобретательских задач. Главные требования к новому способу [20]:
- целостность за счет полноты методических шагов;
- инструментальность каждого шага и методика в общем;
- мотивация каждого шага с точки зрения детей;
- стимулировать индивидуальное восприятие изображения каждым ребенком;
- производительность, достижение целей курса;
-переносимость-возможность использования в работе с другими руководствами, изображениями.
Исследовав индивидуальности технологии ТРИЗ в дошкольном учебном заведении и её применение на упражнениях по развитию связной речи детишек дошкольного возраста старшего возраста, мы можем сделать заключения, что эта разработка соответствует соц. заказу на развитие творческой и многосторонней личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулджемилева, Л. З. ТРИЗ-технология как система развития коммуникативной речи // молодой ученый. — 2020 год. — № 39 (277). - С. 221-223.
2. Ардашева Н. и. основные условия применения технологий ТРИЗ в дошкольных образовательных учреждениях. - [Электронный ресурс]: – http://www.ТРИЗminsk.Org/e/233007.htm
3. Артемьева О. И. система ТРИЗ как средство развития связной речи у дошкольников // актуальные задачи педагогики: материалы х Интернационала. САВ. конф. (Санкт-Петербург, январь 2019 года). - Санкт-Петербург: его издательство, 2019. - С. 17-20.
4. Афонассева Л. А. Технология "ТРИЗ" (теория решения придуманных задач) как фактор развития связной речи дошкольника // проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Интернационала. САВ. конф. (Краснодар, февраль 2021 года). - Краснодар: Новация, 2021. - С. 98-100.
5. Блонский, стр. психология и педагогика. Избранные произведения. - М.: юрист, 2019. - 164 С.
6. Боброва Е. А. использование элементов ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2020 год. - № 4. С 10 – 13
7. Волосова, Е. Б. развитие дошкольника. - М.: ИНФРА-М., 2020. - 344 С.
8. Галетов, В. П. роль ТРИЗ в реформировании системы образования // творческие технологии. -2021 год. - №7-С. 19-25.
9. Глазунова М. А. и др. интегрированный курс на основе тризпедагогики // педагогика. – 2022 год. – № 6. - С. 112-119
10. Ефименко Л. Н. формирование речи у детей дошкольного возраста: (дети с общим недоразвитием речи). - [Электронный ресурс]: – http://pedlib.ru/Books/1/0383/1_0383-1.shtml
11. Курышев В. А. Тризовый подход в решении задач // школьные технологии. – 2021 год. - № 4. - С. 24-31
12. Леушина, А. М. развитие связной речи у дошкольников // научные Записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. – 2021. - Т. 30. - С. 27-71.
13. Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях компенсаторно-ориентированной группы // интерактивный плюс-2021 - №5-С. 10-15
14. Нестеренко А. А. некоторые мысли по педагогике ТРИЗ. // технология творчества. – 2019 год. - № 3. - С. 12-16.
15. Половодова л. с. педагогические возможности технологии ТРИЗ в развитии Связной монологической речи дошкольников // вопросы дошкольной педагогики. — 2021 год. — № 10 (27). - С. 21-23.
16.Пономарева Л. Н. использование технологии ТРИЗ в ДОУ // молодой ученый. — 2022 год. — № 16 (411). - С. 474-476.
17. Серегина О. В. использование приемов технологии ТРИЗ в процессе речевообразования у детей // Логопедия сегодня. – 2021 год. – № 02. - с. 52-56.
18. Татаринцева Е. А. использование технологии ТРИЗ в процессе речевого развития дошкольников // молодой ученый. — 2020 год. — № 5 (295). - С. 333-335.
19.Телепнева н. а. использование технологии ТРИЗ в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи // современные социально-гуманитарные исследования-2019. - Часть вторая. - С. 123-125.
20. Толмачев А. А. об одном из подходов к обучению ТРИЗ // журнал ТРИЗ. – 2021. – №1 (11). - С. 93-94.