Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Государство – это продукт развития общества. Создание государства – весьма продолжительный процесс, который у разных народов шел различными путями. Сформировавшись на определенной стадии зрелости человеческого общества в связи с социально-экономическими, психологическими, нравственными и иными закономерностями, государство признается его главной управляющей системой.
Государственно-организованное общество получило новые уникальные возможности для собственного существования: развития социальных отношений, производительных сил, устоев нравственности, науки, культуры, международных связей.
Государство является исторически развивающимся явлением. С поступательным развитием общества видоизменяется и государство, его задачи, цели, функции. Также меняется взгляд на причины формирования государства. В разные периоды истории научная мысль пыталась предоставить собственные ответы на данные вопросы, применяя главным образом объективные факторы, которые имели место в это время и выражали характерные черты того или другого государства. На данный период времени отсутствует единообразный подход к вопросу о возникновении государства. Различными исследователями выдвигаются разные позиции.
Проблема формирования государства остается и, по всей видимости, продолжительное время будет оставаться в научной среде дискуссионной. В первую очередь, в основе данной сложной проблемы заложены разные философские, идейные течения и воззрения. Во-вторых, этнографическая и историческая наука предоставляет все новые знания о причинах возникновения государства.
Между тем, современный уровень развития методологии изучения социальных явлений и гуманитарной науки дает возможность в некоторой степени систематизировать разные позиции о возникновении государства, установить базовые признаки, которые отличают его от иных организаций и социальных учреждений классового общества, классифицировать исторически формы и типы государства.
Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Проблема формирования и развития данного института в нашей стране является одной из наиболее сложных, поскольку реализация конституционно провозглашенных положений на практике столкнулась с множеством спорных вопросов, на которые нет ясного ответа, и исследовательский интерес обусловлен поиском оптимальных путей организации местного самоуправления.
Функционирование местного самоуправления следует отнести к категории фундаментальных проблем, функционирования демократического государства и общества. Процедура преобразования всех сторон жизни общества в России на современном этапе развития проходит в условиях существенных преобразований гражданского сознания, когда демократические формы организации общественной жизни сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения общества и человека, государства и гражданина.
Особую актуальность этой проблемы в настоящее время придают следующие обстоятельства:
- необходимость преодоления действующей политической напряженности в обществе, формирующейся зачастую на основе противоречий между политикой центра и региональными интересами, на почве неэффективности действующего механизма политической власти, в пределах которой значительно принижена роль местных структур управления;
- потребность в развитой политике регионов. Этого требует и значительный рост влияния регионов в сфере экономики, и острая потребность в решении большинства региональных вопросов, и важность эффективных связей между регионами. Выработка и осуществление подобной политики возможны лишь при широких полномочиях органов муниципальной власти;
- острота проблемы формирования отечественной государственности, важным элементом которого признается создание нового механизма органов местного самоуправления
- отсутствие концепции местного самоуправления для российских условий современного периода, без которой нельзя представить системную и слаженную работу по формированию структур местной власти.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с государством и местным самоуправлением.
Предмет исследования – особенности соотношения государства и местного самоуправления.
Цель данной работы – комплексное исследование государства и местного самоуправления.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) исследовать понятие и функции государства;
2) рассмотреть понятие и функции местного самоуправления;
3) исследовать особенности взаимодействия государства и местного самоуправления в Западной Европе;
4) изучить особенности взаимодействия государства и местного самоуправления в России.
Методологическую основу составили общенаучные и специальные методы исследования: юридический, структурно-функционального анализа, системного анализа, формально-логический и иные.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Общетеоретические подходы к понятию государства и местного самоуправления
1.1 Понятие и функции государства
Проблемы понимания государства, его характерных признаков и содержания в теории государства и права признаются чересчур важными в связи с той большой ролью, отведенной государству на современной стадии общественного развития.
В юридической литературе РФ понятие государства следует раскрыть при помощи описания его признаков. Государством признается политическая организация общества, предназначенная обеспечить его единство и целостность, осуществляемая путем системы государственного управления делами общества, самостоятельную публичную власть, придающая праву общеобязательный характер, гарантирующая права и свободы граждан, законность и правопорядок .
Данное определение предусматривает общее понятие государства, к тому же, больше подходит современному типу государства. Государство исполняет социально важные функции, обеспечивает его целостность и единство, управляет наиболее важными делами общества. Одновременно государство, в особенности являющееся правовым, должно гарантировать гражданские права и свободы, поддерживать режим законности и гуманный общественный правопорядок.
К характерным признакам государства относятся:
1) государство в рамках границ собственной территории является единственным официальным представителем общества и народа, объединенного по принципу гражданства;
2) независимость, под которой следует понимать свойственное государству верховенство на всей территории; самостоятельность при вступлении в международные правоотношения и общении с другими странами;
3) государство издает законы и акты подзаконного характера, имеющие юридическую силу и включающие в себя правовые нормы. Те либо другие общественные объединения имеют право принимать решения, являющиеся обязательными для всех подразделений и участников, которые находятся внутри организации, тогда как государственные законы обладают общеобязательным характером для всех без исключения лиц: государственных органов власти, местных органов самоуправления, должностных лиц, граждан. Необходимо заметить, что законотворчество являются исключительной прерогативой самого государства;
4) государство – это сложный аппарат социального управления, управления различными социальными сферами и процессами, включающий в себя систему органов государства, материальных средств, которые требуются для выполнения намеченных функций и задач;
Отличительные особенности органов, формирующих аппарат государства, заключается в государственно-властном характере их компетенции, что непосредственно связано с обязательным закреплением на нормативном уровне процедуры формирования и деятельности данных органов, основанном на возможности издавать юридические акты и охранять их от нарушения.
5) наличие налогообложения и системы займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения;
6) государство является единственной организацией во всей политической системе, у которой имеются правоохранительные органы (полиция, суд, прокуратура), призванные стоять на страже правопорядка и законности;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Российская юстиция, 1996, N 9, С. 2 - 5
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)// Российская газета, N 202, 08.10.2003
Научная и учебная литература:
1. Абдулова Р.Ф. Классические научные подходы к понятию государства и его характерные признаки // Журнал «Экономика. Бизнес. Финансы». - 2020. - № 1. - С. 24-27.
2. Авилова О. Г., Герасименко Т. В., Наумов Р. Проблема определения сущности и признаков государства Журнал Мир науки, культуры, образования. - Выпуск № 4 (41) / 2017. – С. 81
3. Аминов И.Р., Ахунов Д.Р. Проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. — № 3(5). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 71-76
4. Балковая В.Г. Роль функций государства в познании его сущности // Журнал «Закон и право». – 2020. – С. 25-28
5. Болгов В.А., Шуваева Ю.В. Функции государства: классификация, роль и характер в разные периоды в РФ // Журнал «Территория науки». – 2019. – С. 193-194
6. Брыкова, С. С. Основные тенденции развития местного самоуправления в Российской Федерации / С. С. Брыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 287-289
7. Грачев Н. И. Функции государства как социально-политического организма // Журнал «Вестник Саратовской государственной юридической академии». – 2017. – С. 71-72
8. Джабаев Д.С. Признаки государства, как основа составляющей государственности // Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей. – 2019. – С.67-69
9. Ивашкин В. А. Компетенция органов местного самоуправления. // Журнал «Местная власть». -2019. - №4. – С.22-24
10. Исаков В. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 656 с.
11. Карнович В. С. К вопросу о понятии государства и его сущности // Журнал «European research».- 2017. – С. 264
12. Крепышева В.В., Симакина Д.В. Действие Европейской Хартии местного самоуправления в сфере российского муниципального права // Журнал «Молодой ученый». - 2019. - № 50 (288). - С. 522-526.
13. Мансуров Т.В. Основные характеристики и функции местного самоуправления как социального института // Журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики». - 2022. - № 2. - С. 242-245.
14. Парганаева Д.Н. Внутренние и внешние функции государства: исследование основных проблем // Журнал «Ленинградский юридический журнал». – 2018. – С. 63-64
15. Пешин Н.Л. Особенности организации муниципальной власти и местного государственного управления в странах Западной Европы // Журнал «Местное право». - 2019. - № 1. - С. 5-8
16. Чистяков Б. М. Актуальные проблемы местного самоуправления в РФ / Б. М. Чистяков // Проблемы МСУ: журнал. - 2020. - №38. – С.193-194
17. Шамхалов М.А., Муртазалиев Д.Н. Особенности развития местного самоуправления в Германии // Журнал «Государственная служба и кадры». - 2018. - № 2. - С. 40-42.
18. Ялмаев Р.А. Зарубежный опыт взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления // Журнал «Вестник научной мысли». - 2021. - № 6. - С. 76-79.