Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема обогащения словарного запаса учащихся сохраняет свою актуальность традиционно, в контексте одного из компонентов развития связной речи учащихся. Современная система образования в своих требованиях к его содержанию и наполненности, также отражает важность обогащения словарного запаса. В образовательном стандарте нового поколения актуализирует развитие коммуникативных универсальных учебных действий, которые предполагают умение начать и поддерживать диалог в различных социальных ситуациях, умение высказать и обосновать собственную точку зрения, в разных ситуациях для различной аудитории (в школе, со сверстниками, младшим детям и т.д.); описать события и действия, как свои, так и другого человека, героя книги т.д.; умения вербализировать свои мысли и отразить и оформить их письменно.
Не секрет, что в настоящее время многие дети испытывают определенные трудности при выражении и оформлении своих мыслей и чувств в связной речи. Как письменные, так и устные высказывания отличаются бедностью мысли, имеют композиционные недостатки и речевые ошибки. Существует потребность в развитии речи учащихся посредством пополнения словарного запаса, обогащении выразительности речи, в развитии интереса к занятиям по литературному чтению.
Актуальность темы заключается в том, что развитие устной речи у младших школьников является одной из наиболее сложных задач. Важнейшую роль в развитии речи учащихся играют материалы, подобранные с учетом индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка. На мой взгляд наиболее удачный способ развития устной речи у младших школьников, является использование творческих заданий во время образовательного процесса на уроках литературного чтения.
Под творческой работой понимается особая форма организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств.
Таким образом, реализуется использование творческих заданий на уроках литературного чтения как средство развития устной речи у младших школьников, что и обусловило выбор данной темы.
Объект исследования: развитие устной речи у младших школьников.
Предмет исследования: творческие задания на уроках литературного чтения как средство развития устной речи.
Цель исследования: Изучения особенностей развития устной речи у младших школьников посредством использования творческих заданий на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
1.изучить теоретические аспекты развития устной речи у младших школьников посредством использования творческих заданий;
2.подобрать диагностику уровня развития устной речи у младших школьников;
3.разработать конспекты уроков литературного чтения с использованием творческих заданий направленных на развитие устной речи.
Практическая значимость исследования:
- дидактический материал для развития устной речи у младших школьников;
- разработка творческих заданий;
- конспекты уроков литературного чтения с использованием творческих заданий.
Структурно исследование включает введение, две главы, разделенные на параграфы, список использованных источников, приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1.Развитие устной речи у младших школьников
Работа по развитию речи в свете теории речевой деятельности была обоснована в психолого-педагогической науке отечественными исследователями. Так, в теории деятельности А.АЛеонтьева, непосредственно, категория деятельности имеет обязательную связь с мотивом, вне которого нет деятельности . Все, что осуществляет человек, он делает почему-то, ради чего-то. Мотивом речи является не сама речь, но то, что она дет возможность понимать друг друга, «заявлять себя в мир», служит целям деятельности общения.
Структура деятельности включает в себя ряд действий, а каждое действие несколько этапов (фаз): ориентировку, планирование, реализацию и контроль. Это относится и к речевой деятельности.
Для того чтобы общаться эффективно и качественно, как отмечает автор, мало какого-то одного умения, например, умения говорить. Для полноценного общения важно уметь ориентироваться в условиях общения, понимать принципы и социальные нормы, уместность применения определённого вида коммуникации, соответственно ситуации, адаптироваться в разных ситуациях общения. Важно также умение планирование содержание своей речи и способность выбрать содержание общения. Далее, найти те средства для передачи содержания общения, которые обеспечат эффективность коммуникации, возможность того, что до собеседника дойдёт информация которую субъект общения хочет передать. Также важно найти средства которые позволят получить обратную связь, то есть помогут реализовать мотив общения, получить ответ и т.д. Если какое-то из указанных условий нарушается или выполняется некачественно, то коммуникация / акт коммуникации может и не состояться, а людям, которые говорят не удастся добиться своих целей, понять друг друга. Общение будет неэффективным .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Берков П.Н., Лавров В.М. Библиография произведений А.С. Пушкина и литературы о нем. 1886-1899. – М., Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1949. — 996 с.
2. Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: Издательство «Искусство», 1968. – 345 с.
3. Исаева О.В., Слонь О.В. Продуктивное чтение как способ формирования личностных достижений младшего школьника // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-10. – С. 2308-2311.
4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П.Ильин. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 573 с.
5. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О. М. Казарцева. - 4-е изд. - Москва : Флинта : Наука, 2001. – 495 с.
6. Корнеева Т. А. Лингвокультурологические особенности обучения русскому языку как родному и как неродному в школах разных типов / Т.А.Корнеева // Русский язык в поликультурном пространстве: монография. М.: Рос-НОУ, 2014. С. 169-180.
7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - 8-е изд. - Москва : Ленанд, 2014. – 211 с. С.12.
8. Поливанова К.Н. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя. Вита-Пресс, 2012. – 212 с.
9. Рублева Н.В. Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 124-126.
10. Романова И.И., Калинина Т.В. Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии младшего школьника // Молодой ученый. – 2015. – № 22.1. – С. 154-156.
11. Суворова О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: монография. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. – 289 с.
12. Трембикова А.А., Симонова Н.А. Особенности формирования интерпретационных умений школьников на уроках литературы // Инновации в образовании и науке. Межвузовский сборник научно-методических трудов / Под научной редакцией Е.Н. Атарщиковой, В.И. Бережного. – М., 2017. – С. 219-225.
13. Циллер Г.И. Развитие речи учащихся начальных классов при работе над фразеологизмами/ Г.И. Циллер // Актуальные поблемы гуманитарных и естественных наук.- 2015.- №4-12.
14. Чернышова С.А., Тарасова А.И. Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения // Молодой ученый. – 2015. – № 22.1. – С. 72-74.
15. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба, М.И.Матусевич, Л.Р. Зиндер. — М., 2008.- 212 с. С.81
16. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин – М.: Учпедгиз, 1960. – 286 с.