Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что система рыночного управления требует от предприятий постоянного повышения своей конкурентоспособности.
Компании должны не только получать прибыль в условиях жесткой конкуренции, но и развивать чувство удовлетворенности клиентов. Благодаря движению потребления стало возможным добиться справедливости в отношениях между покупателем и продавцом. Правильно и четко сформулированные права и обязанности покупателей дают им чувство безопасности и уверенности и защищают их от нечестности продавца. Следует также отметить, что в обязанности потребителя входят, помимо прочего, обеспечение свободы выбора, качество услуг для потребителей и честная реклама, защита прав потребителей, а также информирование и просвещение потребителей. Актуальность решения проблем потребителей возрастает по мере нарастания тенденции к увеличению напряженности жизненного ритма, сокращению свободного времени. В этом контексте возрастает роль сектора торговли и услуг. Коренным образом меняется не только организация процесса, но и система взаимоотношений покупателя и продавца. Как построить эти отношения с учетом интересов обеих сторон, является одним из основных вопросов, решаемых в рамках процесса потребления.
Проблема применения социально-этического маркетинга в сфере потребительских товаров и услуг приобретает все большее значение, поскольку бизнес должен быть адаптирован как к требованиям современной рыночной экономики, так и к принципам социальной ответственности перед отдельными потребителями и обществом.
Цель работы – анализ консьюмеризма и проблем социально-этического маркетинга в деятельности организации
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
привести общую характеристику объекта исследования;
провести анализ рыночной среды организации;
проанализировать комплекс маркетинга организации;
провести анализ товарной политики;
проанализировать систему ценовой политики;
провести анализ коммуникационной политики;
рассмотреть теоретические аспекты по теме работы
разработать проектные мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности объекта исследования.
Объект исследования – АО «Гатчинский хлебозавод».
Предмет исследования – факторы, влияющие на процесс формирования маркетинговой деятельности предприятия.
Методологической базой работы является комплексный системный подход к изучению объекта исследования, включая такие методы, как: анализ, синтез.
Структура работы включает: введение, основную часть, заключение, библиографический список.
1. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «ГАТЧИНСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
1.1 Общая характеристика объекта исследования
АО «Гатчинский хлебозавод» является одним из старейших производителей хлебобулочных и кондитерских изделий города. История завода богата событиями и традициями, которые сложились благодаря труду и усердию хлебопеков в течение многих лет. История завода началась в 1993 году. В состав организованного тогда хлебозавода входили небольшие пекарни, названные впоследствии цехами: цех №1 был ориентирован на выпуск формовых сортов хлеба и сухарей; цех №2 (венский цех) впоследствии был закрыт из-за ветхости здания и несовершенства производства.
Вид деятельности: производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения (код по ОКВЭД 10.71).
Статус организации: коммерческая, действующая.
Организационно-правовая форма: Публичные акционерные общества (код 12247 по ОКОПФ).
АО «Гатчинский хлебозавод» зарегистрирована в едином государственном реестре юридических лиц 28 лет назад 6 октября 1993. Основной вид деятельности организации: Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения (код по ОКВЭД 10.71).
Дополнительно организация заявила следующие виды деятельности:
10.72 Производство сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения
10.8 Производство прочих пищевых продуктов
46.36.3 Торговля оптовая мучными кондитерскими изделиями
46.36.4 Торговля оптовая хлебобулочными изделиями
46.38 Торговля оптовая прочими пищевыми продуктами, включая рыбу, ракообразных и моллюсков
В 2021 году организация получила выручку в сумме 1,1 млрд руб., что на 71,3 млн руб., или на 6,7%, больше, чем годом ранее.
АО «Гатчинский хлебозавод» предлагает также свою продукцию через сеть фирменных магазинов (10 магазинов), которые расположены в разных районах.
Организационная структура АО «Гатчинский хлебозавод» – линейно-функциональная. Во главе организации стоит директор, ему подчинены сотрудники, выполняющие свои должностные обязанности в соответствии с уставом и должностными инструкциями АО «Гатчинский хлебозавод» (рис 1.1.1).
Рис.1.1.1 Организационная структура АО «Гатчинский хлебозавод»
К преимуществам такой организационной структуры относится:
1. более четкая система планирования и контроля;
2. личная ответственность каждого сотрудника;
3. рациональное сочетание линейных и функциональных связей;
4. единство и четкость распределения должностных полномочий;
5. оперативность принятия управленческих решений.
Недостатками организационной структуры АО АО «Гатчинский хлебозавод» выступают:
1. недостаточная четкость ответственности;
2. линейные специалисты не спешат брать на себя ответственность в принятии управленческих решений.
1.2. Анализ рыночной среды организации
1.2.1. Анализ макросреды
В ходе PEST-анализа предприятие пытается выявить положительные и отрицательные тенденции по одному из основных факторов «макрохода» (политический, экономический, социальный и технологический), и на этой основе решить вопрос о продолжении деятельности или, наоборот, уходе с данного рынка.
Матрица PEST-анализа представлена в таблице. 1.2.1
Таблица 1.2.1 - PEST-анализ
Для анализа использовались годовые и квартальные отчеты, маркетинговые исследования рынка хлебобулочных изделий, а также метод экспертной оценки.
Процедура Pest-анализа предполагает оценку вероятности событий, поэтому сначала должны быть созданы возможные события на основе определенных факторов. Затем экспертным путем оценивались вероятность и значимость событий, связанных с влиянием основных факторов макроэкономической ситуации и направленность этого воздействия (как значимость и вероятность возможных событий).
Таким образом, из политико-правовых факторов наибольшее влияние на деятельность АО «Гатчинский хлебозавод» оказывают: политическая стабильность, приводящая к стабилизации национальной валюты, росту доходов и потребления на душу населения, повышению платежеспособности населения; совершенствование законодательной базы, способствующей развитию рынка.
1.2.2. Анализ микросреды
Для анализа микросреды использована методика оценки пяти конкурентных сил М. Портера. Каждый элемент микросреды был оценен по трёхбалльной шкале. Баллы приведены в каждой таблице. Чем выше количество баллов, полученных по итогам оценки, тем сильнее проявляется давление данного конкурентного фактора. В таблице 1.2.2. дана оценка внутриотраслевой конкуренции.
Таблица 1.2.2 – Оценка уровня внутриотраслевой конкуренции
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Корнеева, И. В. Маркетинг : учебник и практикум для вузов / И. В. Корнеева, В. Е. Хруцкий. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 436 с.
2. Короткова, Т. Л. Управление маркетингом : учебник и практикум для вузов / Т. Л. Короткова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 242 с.
3. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. – 15-е изд. – Спб. : Питер, 2018. – 848 с.
4. Кузьмина, Е. Е. Маркетинг : учебник и практикум для вузов / Е. Е. Кузьмина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 419 с.
5. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник для бакалавров / под ред. А. Л. Абаева, В. А. Алексунина, М. Т. Гуриевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 433 с.
6. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник и практикум для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой, С. В. Мхитаряна. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 404 с.
7. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебное пособие / взфэи; под ред. Н. А. Нагапетянца. - М.: Университетский учебник, 2017. - 272 с.
8. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебное пособие / Под ред. Н.А. Нагапетянца. - 2-е изд., перепечатывать. и добавить. - М.: Университетский учебник: ИНФРА-М, 2018. - 282 С.
9. Маркетинг на предприятиях и в корпорациях: теория и практика: монография / К. А. Смирнов, Т. Е. Никитина; науч.ред. К. А. Смирнов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 166 С.
10. Маркетинг : учебник и практикум для вузов / Т. А. Лукичёва [и др.] ; под редакцией Т. А. Лукичёвой, Н. Н. Молчанова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 370 с.
11. Маркетинг. Практикум : учебное пособие для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 325 с.
12. Маркетинг: Учеб. пособие / А. В. Лукин. - 3-е изд., ПРОВАЙДЕР. и добавить. - М.: форум: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 240 С.
13. Маркетинг: Учеб. Пособие / А. М. Годин. - 9-е изд., перепечатывать. и доп.-М.: Дашков и к, 2017. - 656 С.
14. Маркетинг: Учеб. Пособие / В. П. Федько, Л. А. Чикатуев, Н.В. Федько. Третьяков; под ред. профессора В. П. Федько. - 2-е изд., Испр. и добавить. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с.
15. Маркетинговое исследование рыночных ниш инновационной продукции: монография / Б. Е. Токарев. - М.: Мастер: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 272 с.
16. Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие / Б. И. Герасимов, Н.Н. мозгов. - М.: Форум, 2016. - 336с.
17. Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие / О. А. Лебедева, Н.И. Лыгина. - М.: ИД форум: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 192 С.
18. Маркетинговые исследования с SPSS: учебное пособие / г. Moosmuller, Н. Н. Rebik. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 200 с.
19. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз: учебное пособие / И. К. Беляевский. - 2-е изд., перепечатывать. и добавить. - М.: Курс: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 392 с
20. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие / Н. Г. Каменева, В. А. Поляков; взфэи. - М.: Университет. учебник, 2016. - 439 С.