Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Исследование свадебного обряда в русской музыке XIX-XX веков является одной из значимых и важных тем. Сам свадебный обряд представляет собой некий симбиоз народной, песенной и массовой культур, которая не изменялась долгое время. Однако, именно XIX веке произошли те глубинные изменения, которые повлекли за собой новые интересные направления. Собственно, сам свадебный обряд предстает как некий священный ритуал, действо, которое занимает важное место в жизни человека.
Актуальным это остается и в XXI веке. Нивелирование семейных отношений, мода на «гражданский брак» привели к символическому значению понятия «свадьба», убрав из него ритуал. Свадьба как одно из важных явлений в жизни человека прошла тернистый путь развития. Свадебный обряд менялся вместе с развитием общественных отношений. В то же время, как ярко выраженный обрядовый институт, остался достаточно консервативным.
Глава 1. История свадебного обряда
1.1. Свадебный обряд как элемент как сплав традиций и фольклора.
История свадебного обряда начинается с языческих традиций, верований и практик. Изначально, у некоторых племен (радимичи, вятичи, северяне) были так называемые игры, когда среди песен и плясок мужчины выбирали себе девушку и уводили как жену. В семейной и социальной жизни свадьба всегда занимала особое место. Одним из главных событий в жизни человека был акт бракосочетания, как некий сакральный и священный союз. Первобытная культура одним из первых выделила семейный союз как важное и главное составляющее начало, сопроводив его особыми магическими и ритуальными символами. С появлением христианства, свадьба стала еще и одним из таинств. На Руси, свадебные ритуальные действия синкретично слились с православным религиозным культом
Свадебные обряды являлись элементами народной традиционной культуры. Они были наполнены как реальным, так и символическим содержанием, что нашло свое отражение в традициях и верованиях русского народа.
Необходимо подчеркнуть, что свадьбы всегда справлялись в определённые календарные сроки. Самое первое календарное свадебное время было связано с окончанием сельскохозяйственных земледельческих работ. Это праздник Покрова и до начала Филиппова поста. Этот период времени был самым благоприятным: работы закончены, урожай собран. Именно осенние свадьбы были самыми хлебосольными и радужными.
Второй свадебный период был зимой, браки заключались от Крещения до Масленицы. Традиционно это время называлось «мясоедом». Эти зимние недели даже называли «свадебными». После Масленицы наступало Прощенное воскресение, за которым следовал Великий пост. Время смирения и молитв. Играть свадьбы считалось большим грехом. Это же и одни из примеров, как языческие праздники переплетались с православными.
Таким образом, мы видим, что свадьбы были не просто символом супружества, а продолжением народных традиций и верований.
«По типу ритуала свадьбы можно разделить на два вида. Это традиционный исторический уклад, который дошел до наших дней. Это «гласные» свадьбы, когда родители благословляли на брак. Тогда свадебный ритуал был традиционным, продолжительностью от двух до четырех недель. И второй вид свадьбы – это свадьба «убёгом». Жених крал невесту, не получая согласия на брак. Здесь обрядовая сторона заключалась в том, что молодые, тайно скрепляли союз приезжали в дом невесты за прощением . В связи с этим, время, затраченное на свадьбу сокращалось и сводилось только к праздничному застолью. Раскрывая количество приглашенных, необходимо отметить, все общинники были пассивными участниками, а основной состав определялся родственниками, друзьями и подругами жениха и невесты. При этом их роли в торжестве были строго регламентированы.
Бесспорно, самым главным, уважаемым, важным и нужным на свадьбе был дружка. Он следил за четким соблюдением обычаев и был со стороны жениха.
Свадьба представляла собой театрализованное действо, которое включало многочисленный прозаический, поэтический, музыкальный, хореографический фольклор. Это и заговоры, приговоры дружек, молитвы и тексты благословений, плачи, причитания, песни, игры и пляски. Свадебный фольклор был неотъемлемой и организующей частью свадебного обряда, сопровождающий каждый этап свадебного торжества.
1.2. Музыкальная составляющая свадебного ритуала.
В основе своей обряд был всегда последователен, традиционен и незыблем. Одним из интересных, на наш взгляд, являются знаковые функции свадебного ритуала как обряда перехода. В драматургии свадебного традиционного обряда к XIX веку сложилась четкая картина соотнесенности ритуала к определенной культурологической линии. Мы, условно, выделим два направления. Это «коммуникативная» и «инициационная». На примере свадебного действия, покажем, как эти линии противопоставлялись, и как взаимообогащались. Четкая «коммуникативная» линия определяется во время обрядов. Она представлена как контакт, действие с обеих сторон. Это, или обмен, или дарение, где сама невеста выступает как «подарок», или символические предметы, выделяющие ее статус. В результате девушка переходит в «новый» для нее мир. Перед этим событием идут совместные взаимные посещения. Как бы для облегчения пути перехода. Это и сватовство, и выкуп, и смотрины, и запой. Все эти акты были необходимы для устранения понятия свой-чужой.
Параллельно с этим в свадебном ритуале развивается и линия «инициации». Данная линия связана с теми обрядами и песнями, которые направлены на изменение социального статуса невесты. В традиционном ритуале такой символикой «насыщались», прежде всего, обряды предсвадебного периода, особенно канун венчания и сам день свадьбы. Здесь значимыми становятся обряды «бани невесты», «расплетания косы», «прощание с красотой», «окручивание» молодой. Данные ритуальные действия были направлены на процесс «изгнания», «перехода» невесты от своей общины. При этом данные линии, и «коммуникативная», и «инициационная» были изначально самостоятельны. В процессе свадьбы они могли развиваться как параллельно, так и переплетаться. В последнем случае такие ритуальные обрядовые акты несли двойную знаковую нагрузку.
На основе изученного материала, мы пришли к выводу, что различаются два типа свадебного русского обряда - южнорусский и севернорусский. Основным различием двух типов свадебного ритуала явился обрядовый переход. - «коммуникативный» или «инициационный». На юге России, где территория традиционного южнорусского диалекта, главным является «коммуникативный» переход невесты. Особы акцент смещается на выкуп невесты, который нашел свое отражение в различных обрядах. Также фиксирующим моментом является и сам переход от незамужней девушки к женщине. Это представлено «пропоя», «вечерины», «повивания».
Глава 2. Особенности свадебного обряда в русской музыке XIX-XX веков.
Во второй главе курсовой работы, мы определим специфику свадебного обряда в русской музыке XIX-XX веков. Рассмотрим жанры, которые претерпели изменения в XIX веке.
2.1. Величальные, корильные и лирические песни.
Весь свадебный ритуал сопровождался музыкальными песнями, напевами и причитаниями. Музыка стала неотъемлемой частью свадьбы. Однако и она претерпела значительные изменения на рубеже веков.
Несомненно, самым ярким по были величальные песни. Они выделялись благодаря художественным особенностям, обрядовой стороне вопроса и поэтическому содержанию. Изначально, по своему происхождению, это магические, ритуальные песни. «Нaзначение величaльных песен, - прослaвить и возвеличить человекa-труженикa... величaние изобрaжает желaемое как бы уж е существующим, с целью приближения и воплощения его в действительной жизни»
По исследованиям авторов, величальные песни в XIX —XX вв. уже не воспринимались певцами как магические песнопения. Утрачены или вообще не существует текстов, эмоционально-окрашенных. Но хорошо известно (и это даже отразилось на содержании и композиции песен-величаний), что они часто пелись за вознаграждение. Крестьянин, да и простой обыватель верил, что заплатив певцу, он сделает свою жизнь богатой и счастливой. Величальные песни исполнялись для того, чтобы укрепить в сознании людей символ богатства и благополучия.
Вторую группу песен в свадебном обряде составили корильные песни.
Корильные песни можно отнести к древнему, магическому, ритуальному песнопению. «Если в основе древнейших величаний усмaтривается заговорно-зaклинательная сущность, - то нет ничего удивительного в появлении рядом с величaльными корильных песен. Древние, как и поздние зaклинания, имели не только позитивный, утверждaющий хaрaктер, но несли в себе и волевые нaчaлa отрицaния, унижения, подчинения. Корильнaя песня возникла с величaнием на одном обрядовом древе» .Исследователь В.П. Аникин определиил и сформулировал причину возникновения в свадебном обряде корильных песен. «Вся сложность генетической проблемы, - состоит лишь в том, чтобы понять оправдaнность обычая укорять именно в свaдебном ритуале. За развитием всех «уничижающих» мотивов в свaдебных песнопениях проглядывало обрядовое требование предстaвить брaк как вынужденное дело. Семья невесты боялась потерять расположение мифических сил, которые покровительствовали семье и берегли ее до этого времени. Чтобы не лишиться этого рaсположения, надо было представить уход невесты в чужую семью как проявление насилия со стороны жениха. Негативные темы корильных песен прямо соотносимы с этими обрядовыми представлениями. Вот почему они не вызывали ни у кого обиды: этого требовала логика самого ритуала. Корильная песня включалась в обряд на прaвах мнимого зaклинания и проклятия тем, кто идет против воли мифических покровителей семьи, рода-племени: эти покровители стояли на страже родового закона, оберегали цельность и незыблемость родственных устоев, защищали кaждого члена родового коллектива против чужaков»
2.2. Основной принцип выделения жанров
Три актуальных для свадьбы жанра —песни, а также два жанра, которые можно выделить в свадебном фольклоре исторически (заклинательные и юридическо-бытовые песни), — различаются между собой вполне определенно. В основе выделения жанров лежат 4 принципа, которые являются важными.
Во-первых, заклинательные песни призывали сверхъестественные силы. Величальные песни подчеркивали особую важность и статус всех участников свадьбы, особо выделяя жениха и невесту и их родителей. Корильные песни, сопровождавшие свадьбу ругали, корили. Бытовые песни определяли статус жениха и невесты, закрепляя в сознании свершившийся акт бракосочетания. И, наконец, лирические изображали мир человеческих обрядовых чувств. Анализируя и исследуя эти жанры, можно выявить следующую закономерность: сам принцип и действие является краеугольным камнем для создания поэтического мира песни, ее композиции и выбора художественных средств. Содержание и наполненность этих жанров напрямую зависит от функции, в связи с чем строго своеобразно. Этот факт был выявлен при изучении структурных компонентов. Сам объект изображения в разных жанрах различен. Например, в заклинательных песнях объектом изображения являются сверхъестественные, магические силы. В юридическо-бытовых главным являются сами обрядовые действия. А вот в величальных и корильных песнях основной составляющей стали прямо противоположные между собой изображения человека - участника свадьбы (веселого-грустного). И, наконец, в лирических песнях выявилось изображение обрядовых взаимоотношений жениха и невесты и оценки ими (а также иногда другими участниками свадьбы) самой свадьбы.
Необходимо отметить, что функция и объект изображения жанра сказываются как на системе образов, так и на своеобразии их характеристик. В заклинательных и юридическо-бытовых песнях никакой системы образов, в общепринятом в культурологии смысле, нет. Состав образов в других же жанрах различен. Величальные и корильные песни стремились, в принципе, запечатлеть всех участников свадьбы. Лирические песни сопровождали ритуальные действия, сам показ жениха и невесты. Если в разных жанрах речь идет об одних и тех же персонажах, то их изображение в каждом жанре все же оригинально. Жених, каким он представлен в корильных песнях, не похож на жениха из величальных песен; невеста в лирических песнях рисуется не так, как в величальных песнях.
Также жанрово обусловлены и другие компоненты поэтического содержания, а именно, пространство и время. Наиболее показательным является жанровое своеобразие пространства. Комплементарно, как бы подспудно выявляется и описание пейзажа, и детали быта. Все это – неотъемлемая часть каждого жанра. Достаточно ярким показателем жанровой специфики выделения свадебных песен является их композиционное строение. Действительно, очень важный элемент, определяющий специфику разных жанров. В связи с этим необходимо заметить, что ученые еще не достаточно обращают внимание на этот один из основных компонентов художественного произведения. Как можно было убедиться, каждый жанр свадебного песенного фольклора имеет свою композицию и композиционные формы Данные музыкальные жанры свадебного ритуала редко взаимодействовали между собой. Это связано взаимосвязанностью и взаимообусловленностью самих жанров.
Заключение
На основе изученного материала, мы пришли к следующим выводам. Во-первых, большое влияние на свадебный ритуал оказала музыка. Именно музыкальные песни больше всего подверглись изменениям. Если первоначально музыкальные жанры определялись величальными, корильными и лирическими песнями, где каждый нес в себе определенную смысловую нагрузку. То с течением времени все жанры перемешались. Однако следует заметить, что эти песни не исчерпывают весь жанровый состав свадебных песен. В записях свадебного фольклора встречаются, например, и такие песни, которые по своим поэтическим признакам не могут быть отнесены ни к одному из вышеназванных жанров.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Агеев 1983 Р.А. Агеев. Семиотика в фольклоре Обзор фольклора. Коммуникации. Стиль: Обзоры. М., 1983 г. - 84 - 108 с.
2. Акулыпин, 1926. Наш песенник - музыка и революции. - 1926 год. 7 - 8 - 8 - 8 8
3. Асафьев 1987 Б. В. Аcафьев. О народной музыке / сост. И. И. Земцовский, А. Б. Кунанбаева.- Л., 1987. - 248 с.
4. Байбурин, 1972. Материалы XVII научной студенческой конференции по русскому свадебному обряду - Тарту, 1972 год. — 187 c.
5. Байбурин, 1977. Вопросы ареального изучения русского свадебного обрядов
6. Ареальное изучение языкознания и этнологии: сб. статей Отв.ред. М.А.Бородина. Л., 1977 г. - 180 ц.
7. Байбурин, Левинтон 1977 А.К. Байбурин, Г.А. Левинтон. Об анализе новых записей свадебного обряда // Современность и фольклор. - М., 1977. — 398c.
8. Байбурин, Левинтон 1978 А.К. Байбурин, Г.А. Левинтон. К опиcанию организации пространства в восточнославянской свадьбе // Русский народный свадебный обряд: исследования и материалы / под ред. К.В. Чистова и Т. А. Бернштам. - Л., 1978. – 128c.
9. Балашов Д.М., Калмыкова Н.И. Марченко Ю.И., Руccкая свадьба. – М., 1985.- 180 c.
10. Балашов, Красовская 1969 Д.М. Балашов, Ю.Е. Красовская. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря. - Л., 1969. - 167 c.
11. Банин 1978 А.А. Банин. Об одном аналитическом методе музыкальной фольклориcтики // Музыкальная фольклориcтика. - Вып. 2. - М., 1978. -267c.
12. Банин 1982 А.А. Банин. К изучению руccкого народно-песенного стиха: методологические заметки // Фольклор: поэтика и традиция. — М., 1982. -178c.
13. Берштам 1988 Т.А. Бернштам. Молодежь в обрядовой жизни руccкой общины XIX- начала XX вв.: половозрастной аспект традиционной народной культуры. - 1988. — 276 c.
14. Болшакова 2001 И.В. Большакова. Музыкальная культура народов Поволжья конца XIX - начала XX вв.: учеб. поcобие. - Самара, 2001. -38с.
15. Бусыгин, Яковлев 1986 Е.П. Бусыгин, В.И. Яковлев. Музыка в традиционной свадебной обрядности народов Среднего Поволжья // Музыка в свадебном обряде финно-угров и cоcедних народов: сб. ст. -Таллин, 1986. – 165c.
16. Бычков 1993 Ю.Н. Бычков. Из иcтории учений о ладе и гармонии: учеб. пособие по курсу «Муз. теорет. cиcтемы» для студентов муз. вузов. — М., 1993.-62 c.
17. Бычков 1997 Ю.Н. Бычков. О диалектике становления и развертывания лада. - М., 1997.-217c.
18. Гошовский 1971 B.JI. Гошовский. У иcтоков народной музыки славян: Очерки по музыкальному cлавяноведению. - М., 1971. – 304c.
19. Дорохова 2005 Е.А. Дорохова. Обряды и песни жизненного цикла // Народное музыкальное творчеcтво: (учебник) / отв. ред. О.А. Пашина. -СПб., 2005.-223c.
20. Дорохова 2008 Е.А. Дорохова. Этнокультурные «острова»: пути музыкальной эволюции: автореф. диc. .канд. иск. - М., 2008. – 30c.
21. Ефименкова 1988 Б.Б. Ефименкова. Свадебные песни и причитания как один из кодов ритуала // Фольклор: проблемы сохранения, изучения ипропоганды: Тезисы 108. Калюжная 2004 В.П. Калюжная (Широкова). Ангемитонные и диатонические напевы в южносмоленской свадьбе (опыт сравнения) // Фольклор: современность и традиция. Материалы Третьей Междунар. конф. памяти А.В. Рудневой. - М., 2004. - С. 373-383.
22. Забылин М.М. Свадебные обряды и обычаи. – М., 1999 -208c.
23. Зорин Н.В. Русский свадебный обряд. – М., 2001 – 189с.
24. Калюжный 2008 В.П. Калюжный. Звуковой состав свадебного обрядового напева как отличительная черта местной традиции Мир традиций традиционного музыкального искусства: Сб. Трудов. - Это вып. 174. - М., 2008. -234s.2.. Круглов 1982 Ю.Г. Круглов. Руcские обрядовые песни: учеб. пособие для cтудентов пед. ин-тов. - М., 1982. - 272 с.
25. . Круглов 1989 Ю.Г. Круглов. Руcские обрядовые песни: учеб. пособие для вузов.-М., 1989.-320 с.
26. Капаев 1982 В.А. Капаев. Руcские народные песни Ульяновcкой области. -Ульяновск, 1982. -55с.
27. Кастальский 1948 А. Д. Кастальский. Основы народного многоголосия. -М., 1948.-360 c.
28. Каcтальский 1961 А. Д. Кастальский. Особенности народно-русской музыкальной системы. - М., 1961. – 91c.
29. Кирюшина Т.В. Традиционная cвадьба средней Унжи // Мир традиционной музыкальной культуры: сб. трудов. — Вып. 174. -М., 2008.-416c.
30. Круглов 1978 Ю.Г. Круглов. Русские свадебные песни: учеб. пособие для пед. ин-тов. - М., 1978. - 215 c.
31. Лосев 1991 А.Ф. Лоcев. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991. -525c. - (Мыслители XX века).
32. Морозов. И.А. Женитьба добра молодца: Проиcхождение и типология традиционных молодежных развлечений с cимволикой «свадьбы» / «женитьбы». — М., 1998. - 351 c.
33. Морозов 2001 И.А. Морозов. «Игра» и «ритуал» в современном научном дискурсе // Традиционная культура. - 2001. - № 1 (3). - С. 20-26.
34. Носова Г.А. Традиционные обряды русских (крестины, похороны, поминки). – М.: 1999.- 144c.
35. Проблемы лада - 1972 Проблемы лада: сб. статей / сост. К.И. Южак. - М., 1972.- 112 c.
36. Пронина 1994 Пронина И.Б. Особенности бытования и собирания свадебных песен на современном этапе - М., 1994. – 37c.
37. Пропп 1964 В.Я. Пропп. Жанровый состав русского фольклора // Русская литература. - 1964. - № 4.
38. Пропп 1976 В.Я. Пропп. Фольклор и действительность. - М., 1976.-248c.
39. Пушкина 1973 С.И. Пушкина. Некоторые особенности ритмики русских народных песен // Музыкальная фольклористика. - М., 1973. - С. 66-83.
40. Пьянкова 1977 С.В. Пьянкова. Свадебные песни родины Глинки (из коллекции фольклориста). - М., 1977. – 35c.
41. Русская мысль 1979 Русская мысль о музыкальном фольклоре: Материалы и документы / вступ. статья, сост., коммент. П.А. Вульфиуса; предисл. Е.М. Орловой; общ. ред. О.И. Соколовой. -М., 1979. – 367c.
42. Русская свадьба: в 2 т. / сост. А.В. Кулагина, А.Н. Иванов; под ред. А.С. Каргина. - Т. 1. - М., 2000. - 511 е.; Т.2. -М., 2001.-504 c.
43. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост. Ю. Г. Круглов. - М.: Высшая школа, 1986.- 230с.
44. Старинные свадебные песни // Волж. Новь.- 1938.-№5.-С. 142-144.
45. Сумцов 1996 Н.Ф. Сумцов. Символика славянского обряда. - М., 1996. -140c.
46. Щуров В.М. Южнорусские песенные традиции. - М., 1987. -320 c.
47. Щуров 1998 В.М. Щуров. Стилевые основы русской народной музыки. — М., 1998.-436 c
48. Чин свадебный // Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. — М., 1985.
49. Этнографические запиcки. Кинельский район / авт.-сост. А.В. Ломакин, Ю.И. Приходченко. - Самара, 2003. -С. 55-70.