Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается защита личности, общества и государства как от внутренних, так и от внешних угроз. Ее основная цель — обеспечение соблюдения конституционных прав и свобод граждан России, сохранение суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности страны, социально-экономического развития.
Понятие национальной безопасности охватывает различные формы безопасности, такие как государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая, безопасность личности, предусмотренные Конституцией и законодательством Российской Федерации.
Человек, общество и государство считаются главными субъектами безопасности и несут ответственность за защиту своих интересов от любых угроз. Конечной целью политики национальной безопасности является создание благоприятных условий для стабильного и благополучного развития общества, его структур и институтов. Этого можно достичь только путем тщательного анализа и оценки потенциальных угроз и разработки эффективных мер по их устранению.
Учитывая растущий глобальный интерес к вопросам безопасности, такие темы, как военная безопасность и борьба с терроризмом, стали главными приоритетами. Постоянно меняющийся геополитический ландшафт, а также внутренние социально-экономические вызовы и возникающие угрозы требуют от всех органов государственной власти концентрации внимания на выработке практических решений ключевых вопросов национальной безопасности.
Поэтому тема исследования национальной безопасности остается весьма актуальной, поскольку затрагивает важнейшие вопросы, влияющие на благополучие и стабильность российского общества и его институтов.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных угроз национальной безопасности РФ и их классификация по сферам жизни общества, анализ факторов провоцирующих их появление, а также выработка предложений по сдерживанию и устранению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию «угроза национальной безопасности» и рассмотреть виды угроз;
- рассмотреть угрозы в экономической сфере;
- рассмотреть угрозы в международной сфере;
- рассмотреть угрозы в военной сфере.
Объект исследования - основные закономерности возникновения, формирования и развития отношений в сфере правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Предметом исследования является национальная безопасность России.
Метод исследования – общенаучные и частно-научные методы познания социально-правовых явлений и деятельности по правовому обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Концептуальные подходы в определении угроз национальной безопасности
В отмененном в настоящее время документе «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» №400 от 2 июля 2021 года раскрыто понятие "угроза национальной безопасности":
Угроза национальной безопасности - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства .
Стратегия национальной безопасности РФ является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности РФ и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Под национальной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан РФ, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Процессы взаимодействия государств на международной арене приводят к удовлетворению национальных интересов, в том числе путем взаимодействия отдельных социальных сил внутри государств. Эти процессы могут выражаться в виде различных противостояний и сотрудничеств. Именно борьба государств между собой заставляет их учитывать национальные интересы друг друга. В экономической сфере такие противостояния государств проявляются в виде конкуренции, а во внешнеэкономических сферах – в форме военно-политического и культурно-информационного противостояния. Такие противостояния государств в виде столкновения и удовлетворения интересов и порождают угрозы национальной безопасности страны.
Под угрозами национальной безопасности понимается прямая или косвенная возможность для нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному и качественному уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства .
Чтобы определить термин «угроза», мы должны рассмотреть его составляющие элементы. Во-первых, «угроза» затрагивает национальные интересы страны. Во-вторых, это определяется обстоятельствами, влияющими на требуемую степень защиты. В-третьих, негативные факторы и условия, стоящие за угрозой, выражаются в конкретное время и место. В-четвертых, воля и возможности потенциального противника определяют уровень угрозы национальной безопасности.
Также крайне важно различать сами угрозы и их источники. Источники угроз включают в себя условия и факторы риска, которые могут образовывать устойчивые или динамические комбинации. В зависимости от своей природы источники угроз могут быть разрушительными, вредоносными или генерировать опасность. Все более актуальной становится классификация источников угроз по их природному, техносферному или социальному происхождению. Теоретически и практически люди могут управлять лишь ограниченным числом этих источников угроз.
Существует несколько примеров стихийных бедствий, в том числе разрушение озонового слоя, наводнения, извержения вулканов, землетрясения, торнадо, цунами, сели, изменение температуры суши и океана, магнитные бури, пандемии, вырубка лесов, загрязнение воды и воздуха, разрушение биологические виды, радиоактивное заражение, химически активные осадки, засухи и пожары.
Естественные источники угроз могут быть чисто природными или индуцированными деятельностью человека, например вредными мутациями микроорганизмов из-за химических выбросов. На национальном уровне стихийные бедствия могут вызывать стихийные бедствия из-за глобальных природных факторов или недостаточной государственной политики, направленной на разработку и внедрение экологически безопасных решений на различных уровнях .
В целях эффективного преодоления последствий стихийных бедствий приоритетным направлением стратегического развития экономики Российской Федерации является принятие системы управленческих решений на федеральном, региональном и местном уровнях, направленных на повышение эффективности использования природных ресурсов. , введение природоохранных мероприятий и восстановление природных экосистем, пострадавших от природных явлений.
Что касается техносферных угроз, то эти угрозы зачастую специфичны для рассматриваемой технической системы или промышленного объекта и представляют повышенную опасность как для человека, так и для природной среды. Такие угрозы могут возникать в результате аварий или других чрезвычайных ситуаций, в результате которых наносится ущерб зданиям, оборудованию, транспортным средствам и производственному процессу, а также наносится ущерб окружающей среде.
Для смягчения этих угроз стратегические направления развития экономики Российской Федерации включают пересмотр подходов к определению государственной поддержки передовых производств и технологий, а также поддержку ресурсосбережения, проектов бережливого производства и потребления через государственную инвестиционную и инновационную политику.
Наконец, социальные угрозы могут проявляться на различных уровнях, причем противоречия между производительными силами и отношениями, между экономическим и политическим развитием являются ключевыми источниками таких угроз. Борьба с этими социальными угрозами представляет собой сложную и трудную задачу, требующую тщательного рассмотрения и стратегического планирования.
Социальные угрозы могут воздействовать на функциональные подсистемы социально-экономической системы страны, особенно по основным приоритетным направлениям федеральной экономической политики, таким как налоговая, денежно-кредитная, инвестиционная и социальная политика. Эти угрозы отражаются на региональном, отраслевом и отдельном уровнях хозяйствующих субъектов и могут негативно влиять на социально-экономическое и психологическое самочувствие населения, подрывать государственный авторитет, снижать конкурентоспособность страны.
Фрагмент для ознакомления
3
Официальные документы:
1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945).
2. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (заключена в г. Монтего-Бей 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994).
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993 25 декабря.
4. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Российская газета. – 1995. - №72.
5. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 3. - Ст. 143
6. Федеральный закон от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Парламентская газета. - 2006. - № 32
7. Федеральный закон от 28 декабря 2010 года №390-ФЗ «О безопасности» // Российская газета. – 2010. - № 295.
8. Закон РФ от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Российская газета. – 1993. -№ 84.
9. Указ Президента РФ от 02.07.2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» / [Электронный ресурс] СПС «Консультант Плюс» – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 01.02.23).
Учебная и научная литература:
10. Акимов В. А. Безопасность России. Национальная и международная безопасность / В. А. Акимов. – М.: Знание , 2019. - 752 c.
11. Алферова, В. В. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации: виды, суть национальной безопасности / В. В. Алферова, И. С. Великанов // Современные научные исследования: исторический опыт и инновации : Сборник материалов XVIII Международной (политематической) научно-практической конференции, Краснодар, 10–11 февраля 2022 года. – Краснодар: Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), 2022. – С. 223-230.
12. Богданов С.А. Антитеррористическая деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации: вопросы совершенствования нормативно-правовой базы / С.А. Богданов. – М.: Военная мысль, 2020. – 423 с.
13. Борисов, В. В. Некоторые проблемы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации и зарубежный опыт обеспечения национальной безопасности / В. В. Борисов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. – 2020. – Т. 5, № 2. – С. 64-71.
14. Воробьев А. Е. Национальная минерально-сырьевая безопасность России. Современные проблемы и перспективы / А. Е. Воробьев. – М.: Высшая школа, 2018. - 472 c.
15. Воробьев А. Е. Национальная экономическая безопасность России. Методология управления государственными долгами / А. Е. Воробьев. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2020. - 420 c.
16. Гармаев Ю.А. Оперативно-розыскная деятельность по делам о таможенных преступлениях / Ю.А. Гармаев. – М.: Законность, 2018. – 436 с.
17. Глазьев С.Ю. Безопасность экономическая. Политическая энциклопедия / С.Ю. Глазьев. - М.: Мысль, 2019. – 213 с.
18. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России / В.С. Загашвили. - М.: Гардарика, 2018. – 317 с.
19. Зайцев, А. К. Система национальной безопасности как элемент общей теории национальной безопасности / А. К. Зайцев // . – 2019. – № 50. – С. 21-22.
20. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в 21веке / М.Ю. Зеленков. - М.: Юридический институт МИИТа, 2019. – 462 с.
21. Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности. Вопросы экономики / А.И. Илларионов. – М.: Юрайт, 2020. – 149 с.
22. Костин В. И. Национальная безопасность современной России. Экономические и социокультурные аспекты / В.И. Костин. – М.: Либроком, 2019. - 344 c.
23. Кошелев А.Н. Национальная экономика / А.Н. Кошелев. – М.: Дело, 2018. – 217 с.
24. Куршаков, З. С. Соотношение национальной безопасности и системы национальной безопасности / З. С. Куршаков // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 51. – С. 2024-2029.
25. Мельниченко, А. Б. Уголовно-правовые средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. … д-ра юрид. наук / А. Б. Мельниченко. - Ростов, 2018. - 60 с.
26. Овчинников, А. И. Административное право Российской Федерации: учебник / А. И. Овчинников, А. Ю. Мамычев. - М.: РИОР, 2018. - 224 с.
27. Олейникова Е.А. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Е.А. Олейникова. - М.: Экзамен, 2018. – 213 с.
28. Петренко И.Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор / И.Н. Петренко. - М.: "МаркетДС", 2018. – 543 с.
29. Прохожев А.А. Национальная безопасность: основные теории, сущность, структура / А.А. Прохожев. - М.: РАГС, 2021. – 534 с.
30. Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности / А.А. Прохожев. – М.: РАГС, 2019. – 356 с.
31. Савицкий А. Г. Национальная безопасность. Россия в мире / А. Г. Савицкий. – М.: Юнити-Дана, 2018. - 464 c.
32. Селиванов Ю.В. Военные контрразведчики / Ю.В. Селиванов. - М.: Воениздат, 2016. – 216 с.
33. Сенчагова В. К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / В.К. Сенчагова. – М.: Дело 3- е издание, 2020. – 896 с.
34. Сенчагова В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / В.К. Сенчагова. – М.: Дело 2-е издание, 2018. – 217 с.
35. Степашин С.В. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации / С.В. Степашин. М.: - Юрайт, 2022. – 214 с.
36. Феофилова, Т. Ю. Экономическая безопасность - стратегический национальный приоритет РФ: анализ новой стратегии национальной безопасности РФ / Т. Ю. Феофилова, Е. В. Радыгин, А. Н. Литвиненко // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 7-1. – С. 83-88.
37. Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / В.М. Фокин. - М.: «Былина», 2019. – 314 с.
38. Харченко С. Г. Необходимости Дифференциации Понятий «Безопасность» И «Национальная Безопасность» / С. Г. Харченко – М.: Издание 3-е, 2017. - 458 c.
39. Шахраманьян М.А. Безопасность жизнедеятельности / М.А. Шахраманьян. – М.: Юрайт, 2016. – 132 с.
40. Юсупов Р. М. Наука и национальная безопасность / Р. М. Юсупов. – М.: Наука, 2019. - 294 c.