Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Значительность личности А.С. Пушкина и его литературного дара оказали большое влияние на деятельность нескольких поколений авторов литературной нивы. Не стали исключением в этом ряду и представители литературы эпохи Серебряного века. Не единожды пушкинское творчество становилось для них не только источником вдохновения, но и формирующим поэтическое мировоззрение материалом. Актуальность исследования воплощения образа Пушкина в творчестве поэтов начала XX в. обусловлена ценностью и значимостью наследия эпохи Серебряного века для отечественной литературы.
Цель исследования — изучить особенности воссоздания образа Пушкина в творчестве А. Ахматовой и М. Цветаевой.
Исходя из поставленной цели определены следующие рабочие задачи:
рассмотреть осмысление и воплощение пушкинского наследия в творчестве Серебряного века;
охарактеризовать поэзию А. Ахматовой о Пушкине;
изучить статьи А. Ахматовой о Пушкине;
исследовать стихи М. Цветаевой о Пушкине;
ознакомиться с очерками М. Цветаевой.
Объект исследования — произведения А. Ахматовой и М. Цветаевой.
Предмет исследования — образ Пушкина в творчестве А. Ахматовой и М. Цветаевой.
Материалами исследования выступает литературное наследие поэтесс (стихотворения, очерки, статьи, заметки), произведения других лириков Серебряного века, а также научно-исследовательские статьи по теме работы. Научно-исследовательский материал представлен в разрезе изучения использования имени Пушкина и ее производных в поэтических текстах, присутствия пушкинского контекста в творчестве поэтов начала XX в. (Блока, Брюсова, Есенина, Садовского, Пастернака, Мандельштама, Маяковского), использования пушкинских мотивом и символов при создании поэзии Серебряного века, исследования интерпретации значения Пушкина для национальной культуры.
Структура работы состоит из введения, двух глав, объединивших пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Осмысление и воплощение пушкинского наследия в творчестве Серебряного века
Название статьи Т.В. Савиной «На фоне Пушкина» [13, с.31] как нельзя лучше характеризует значение и влияние пушкинского наследия на всю историю развития отечественной литературы. Представляется, что подобное высказывание ничуть не менее значительное и точное, чем сказанное через двадцать лет после смерти Александра Сергеевича Аполлоном Григорьевым: «Пушкин – наше все».
Уже при жизни Пушкина многими признавалось величие его таланта и его творческое слово в качестве эталона русской словесности. А смерть в годы расцвета дарования окончательно поставила его в ряд выдающихся отечественных деятелей искусства в качестве одного из символов национального культурного наследия.
Непрекращающееся обращение к его жизни и творчеству со стороны критиков каждый раз по-новому открывает многообразие областей приложения его таланта и силы личности, а со стороны поэтов и писателей -обогащает их творчество и привлекает к нему внимание.
Не избежали внимания к Пушкину и поэты Серебряного века. Их внимание привлекали и творчество великого предшественника, и его жизнь и его образ в разных интерпретациях.
Л.Л. Шестакова предлагает воспользоваться материалами многотомного «Словаря языка русской поэзии XX века» (СЯРП), который создается в Институте русского языка им. В. В. Виноградова РАН [18, с. 97] в качестве своеобразного путеводителя по произведениям поэтов рубежа XIX–XX веков, в которых упоминается имя Пушкина, его персонажей, аллюзии на его строки, цитаты из поэзии и т. д. Причем, работа над данным словарем продолжается, уже издано восемь его томов. «В СЯРП отражено наследие десяти поэтов разных литературных направлений, творчество которых связано преимущественно с периодом Серебряного века. Это: И. Анненский (в Словаре – сокращенно Анн), А. Ахматова (Ахм), А. Блок (АБ), С. Есенин (Ес), М. Кузмин (Куз), О. Мандельштам (ОМ), В. Маяковский (М), Б. Пастернак (П), В. Хлебников (Хл) и М. Цветаева (Цв). Обзор словарных материалов показывает, что с образом Пушкина соотносится целая совокупность словарных статей – прежде всего к антропониму «Пушкин» и к производным от него единицам, но также к большому числу слов – маркеров самого мира поэта, реального и литературного» [18, c. 98].
В литературных источниках СЯРП содержится более 70 употреблений имени Пушкин. Временные границы упоминаний имеют большой диапазон – начиная с начала ХХ века (в строках Анненского, 1900-е), последний – к началу 1960-м гг. (у Ахматовой, 1963). При этом у каждого поэта различное число упоминаний, связанных с Пушкиным. Например, у Анненского единственное, до 20 у Цветаевой и 17 у Ахматовой, что связано с их длительным интересом к Пушкину.
Стоит отметить, «что собственное имя «Пушкин» неоднократно выносится в такую сильную позицию текста, как заглавие, сразу и однозначно задающее тему произведения. Представляя заглавия в хронологическом порядке, отметим, что наибольшее их число принадлежит Цветаевой: «Встреча с Пушкиным» (Цв913); «Пушкин» (Куз921); «Пушкину» (Ес924); «Стихи к Пушкину» (Цв931, стихотворный цикл); «Петр и Пушкин» (входит в названный цикл, Цв931); «Городу Пушкина» (Ахм957). В названных произведениях Пушкин предстает разными своими ликами. Так, в уже упоминавшемся стихотворении Кузмина Пушкин – жрец, веселый малый, пророк и страстный человек. Автор подчеркивает в Пушкине активное «живое» начало – в тексте неоднократно повторяются слова с соответствующей семантикой: жить, жизнь (и вечная жизнь), живой (и жив), живить. Ср.: Из стран, откуда нет возврата, Через года он бросил мост, И если в нем признаем брата, Он не обидится: он – прост И он живой. Живая шутка Живит арапские уста.» [18, с. 98-99].
Высокий уровень влияния А.С. Пушкина на поэтов Серебряного века заметна в использовании пушкинского текста в виде цитат. «Более десятка контекстов в рассматриваемой словарной статье – это эпиграфы из разных произведений Пушкина. Причем лидер здесь – Анна Ахматова, у которой пушкинские строки, с обязательной атрибуцией, предваряют и ранние, и поздние стихотворения.» [18, с. 99]. Кроме этого, цитаты из Пушкина вводятся в сам авторский поэтический текст. В качестве примера строки из стихотворения С. Есенина «Пушкину»:
Здесь [на Кавказе] Пушкин в чувственном огне
Слагал душой своей опальной:
«Не пой, красавица, при мне Ты песен Грузии печальной».
Относительно внимания к пушкинскому образу, можно сказать, что привлекает внимание поэтов-потомков Пушкин в разных своих состояниях – и как молодой талант, и как человек, испытавший на себе изгнание, и как признанный классик, который мог вдохновить не только на создание нового в творчестве, но и на отстаивание своей гражданской позиции. Например, у С. Есенина:
«Но если б встали все
Мальчишки чередой,
То были б тысячи
Прекраснейших поэтов.
В них Пушкин, Лермонтов, Кольцов,
И наш Некрасов в них,
В них я» [18, с. 99].
У многих поэтов, среди которых такие, как Хлебников и Пастернак, в поэзии наблюдается ассоциативность восприятии образа Пушкина с многообразием предметов и понятий. Например, у Хлебникова:
Наденем намордник вселенной,
Чтоб не кусала нас, юношей, …
И из Пушкина трупов кумирных
Пушек наделаем сна.
У Пастернака:
Скала и шторм.
Скала и плащ и шляпа.
Скала и – Пушкин.
Среди производных слов от слова Пушкин также наблюдается множественность вариаций: пушкинианский, пушкиноты (Хлебников), пушкинист (это слово использовал Маяковский), пушкиньянец (Блок, Цветаева), пушкиновед (Мандельштам) [18, с. 100]. Причем у Хлебникова прилагательное пушкинианский использовано для характеристики существительного красота в стихотворении «Воспоминания»:
Вы помните, мы брали Перемышль
Пушкинианской красоты [18, с. 100].
Этим поэт-потомок олицетворяет образ Пушкина с эталоном прекрасного.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ахматова А. А. О Пушкине: Статьи и заметки.- М.: Книга, 1989.-367 с.
2. Блок А. А. Полное собрание стихотворений / А. А. Блок — «Public Domain», — (Список школьной литературы 7-8 класс).
3. Дударева М.А. Пушкинское присутствие в творчестве С.А. Есенина: культурологический комментарий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2022. – т. 24. – № 87. – С. 62-70.
4. «Здесь Пушкина изгнанье началось…» // А.А. Ахматова. Полное собрание поэзии и прозы в одном томе. — М.: «Издатель ство АЛЬФА КНИГА», 2017. — 1007 с.
5. Изумрудов Ю.А. — Пушкинский контекст пьесы Бориса Садовского «Лиза» // Филология:научные исследования. – 2022. – № 5. – С. 32 — 43.
6. Канафина М.А., Ауезова А.Т. Образ Пушкина в поэтическом мире М. Цветаевой // Наука и современность. – 2017. — № 50. — С. 52-56.
7. Люсый А.П. Башня и лестница: символисты и пушкиноискательство на брегах Тавриды // Крымский архив. — 2015. — № 2 (17). — С. 75-92.
8. Марина Цветаева: Встреча с Пушкиным // Собрание сочинений в 7 томах. Том 1. — М. : Эллис Лак. 1994.
9. Марина Цветаева. Мой Пушкин. // Азбука веры. — Художественная литература, 2022.
10. Марина Цветаева. Пушкин и Пугачев // Собрание сочинений в 7 томах. Том 5. — М.: Терра, Книжная лавка - РТР, 1997. - URL:https://traumlibrary.ru/page/cvetaeva-ss07-052.html (дата обращения 25.04.2023).
11. Марина Цветаева. Стихи к Пушкину // Собрание сочинений в 7 томах. Том 2. — М.: Терра, Книжная лавка - РТР, 1997. - URL:https://traumlibrary.ru/page/cvetaeva-ss07-02.html (дата обращения 25.04.2023).
12. Орлова Е. И. А.С. Пушкин в публицистике, поэзии и дневниках позднего А.А. Блока // Медиаальманах. — 2019. — № 3. — С. 106-110.
13. Савина Т.В. На фоне Пушкина. Лингвистический аспект пушкинского дискурса 1920–1930-х гг. // Вестник Томского государственного университета. — 2021. — № 470. — С. 31–38.
14. Стулова С.А. Образ Петербурга: А. С. Пушкин и О. Э. Мандельштам // https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-peterburga-a-s-pushkin-i-o-e-mandelshtam (дата обращения 15.03.2023)
15. Тарасова И.А. Имя и образ Пушкина в поэтическом дискурсе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. — 2019. — Т. 19. — вып. 2. — С. 128-133.
16. Царскосельская статуя // А.А. Ахматова. Полное собрание поэзии и прозы в одном томе. — М.: «Издатель ство АЛЬФА КНИГА», 2017. — 1007 с.
17. Шатин Ю.В. Стансы: от мотива к жанру. Судьба жанровой памяти пушкинского мотива "поэт и власть" в поэзии Б. Пастернака и О. Мандельштама 1930-х годов // Сибирский филологический журнал.— 2020.— № 1. — С. 151-158.
18. Шатихина Л.В. А. Ахматова о Пушкине наследнике Шенье // Вестн. Моск. Ун-та. — Сер. 9. — Филология. М., 2007. — № 2. — С. 140-149.
19. Шестакова Л. Л. «Он – Пушкин, и бессмертен он!»: образ Пушкина в строках поэтов Серебряного века // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. — 2020. — Т. 42. — № 1. — С. 97–102.