Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы:
Рынок гостиничных услуг в Санкт-Петербурге выходит на новую стадию своего развития. Если в 90-е годы ХХ века в городе явно ощущалась нехватка современных гостиниц с удобным номерным фондом и высоким, «европейским» уровнем обслуживания, то в настоящее время, в связи с бурным открытием гостиниц в период празднования юбилея «Северной столицы», а также замедлением темпов роста туристского потока в последние годы, рынок гостиничных услуг вступает в стадию насыщения, «зрелости». Данная стадия развития рынка характеризуется высоким вниманием менеджмента организаций сферы гостиничного бизнеса к вопросам конкурентоспособности. Необходимо не только объективно оценивать конкурентный статус совей организации, но и находить внутренние и внешние ресурсы для её повышения. К сожалению, многие существующие теоретические и практические методики анализа и оценки конкурентоспособности коммерческих организаций не отражают специфики хозяйствования в сфере гостиничных услуг, не могут быть использованы в качестве практических инструментов управления. В связи с этим возникает необходимость разработки (адаптации) подобной методики, апробации ее на базе гостиничного сектора.
Отметим, что предложение на рынке гостиничных услуг Санкт-Петербурга неоднородно. За последнее время возникли различные форматы гостиниц, отличающиеся на только уровнем комфорта, дополнительными и ценами, но и целевой группой клиентов, на которых рассчитана их деятельность.. При проведении исследований, разработке модели оценки и анализа конкурентоспособности коммерческих организаций чрезвычайно важно учитывать и специфику организации конкретного бизнеса (формата), особенности формирования его внутренней и внешней среды.
Принято выделять три основных направления анализа и оценки конкурентоспособности организаций сферы гостиничных услуг.
Оценка конкурентоспособности коммерческих организаций сферы гостиничных услуг на основе финансово-экономических показателей результатов хозяйственной деятельности. Модель оценки может включать в себя рассмотрение набора основных интегрированных показателей (доля рынка; объем и динамика сбыта; доход/прибыль за ряд лет; объем дополнительных услуг).
Факторный подход, предполагающий не только определение совокупности ключевых показателей, характеризующих конкурентоспособность конкретной организации сферы гостиничных услуг (в сравнении с ближайшими целевыми конкурентом), но и раскрытие базовых характеристик данных показателей, как факторов воздействия на конкурентоспособность коммерческий организации.
Учет характера воздействия на конкурентоспособность стратегии развития (поведения на рынке) организации сферы гостиничных услуг, эффективности их реализации. Ценность данного подхода заключается в анализе и правильном понимании важности принимаемых стратегических решений (собственных решений коммерческой организации и решений основных конкурентов на рынке), степени их воздействия на формирование долгосрочной конкурентоспособности компании.
Данные направления анализа и оценки конкурентоспособности коммерческих организаций предполагают использование различного инструментария. Если в первом случае используются в основном количественные, финансово-экономические методы сравнения и анализа, то во втором случае в качестве основного метода может быть использован метод корреляционного анализа зависимости факторов, в третьем - метод экспертных оценок. Основные методы оценки и анализа не исключают возможность использования и других методов. У каждого из предложенных методов оценки и анализа конкурентоспособности коммерческих организаций сферы гостиничных слуг есть свои преимущества и недостатки, проявляющиеся в рамках использования их в практических условиях рынка и ведения бизнеса. Поэтому, окончательный выбор того или иного метода - во многом стратегическое управленческое решения системы менеджмента организации.
Объектом исследования в данной работе является гостиничный сектор Санкт-Петербурга.
Предмет исследования – функционирование гостиничной инфраструктуры Санкт-Петербурга
Цель исследования – характеристика гостиничной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Характеристика гостиничной инфраструктуры Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями стандартов гостиничной отрасли
2. Анализ гостиничного рынка Санкт-Петербурга.
3. Сравнение основных гостиниц Санкт-Петербурга по сегментам.
Глава 1.Общая характеристика гостиничной инфраструктуры Санкт-Петербурга
1.1.Современное состояние гостиничной инфраструктуры Санкт-Петербурга
Существуют факторы, которые сдерживают развитие системы гостиничных услуг, среди них: дефицит гостиниц среднего сегмента; малое количество отелей, которые отвечают мировым стандартам; ярко выраженная сезонность, например, период белых ночей, и неравномерная загрузка отелей в течение года. Также существуют положительные прогнозы и тенденции в развитии гостиничного рынка:
- спрос на гостиничные услуги постоянно растет; наблюдается реконструкция старых и строительство новых гостиниц, в том числе мировых брендов, что повышает статус города;
в связи с развитием событийного туризма, в том числе и таких масштабных мероприятий, как Чемпионат мира по футболу 2018 года, многие проблемы развития въездного туризма (визовый режим) будут решаться на государственном уровне, а наряду с этим ожидается увеличение потока туристов, что повлечет за собой увеличение спроса на гостиничные услуги.
Согласно ГОСТ Р 51185-2014 в РФ гостиницы и аналогичные средства размещения подразделяются на:
Апарт-отель - тип гостиницы, в которой номера представляют собой квартиру с кухней, оснащенной всем необходимым. Плата осуществляется за всю квартиру, количество жильцов регламентируется;
Сюит-отель - номера, состоящие из гостиной и спальни. Отличаются от апарт-отелей отсутствием кухни. Количество и площадь помещений общего назначения сокращены до минимума, равно как и ограничен набор дополнительных услуг.
Гостиница/отель - средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, предоставляющее набор услуг (минимум — заправка постелей, уборка номера и санузла). Гостиницы подразделяются на различные классы в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров (от 1 до 5 звезд);
Парк-отель - тип отеля, содержащий парк или участок благоустроенного леса с дорожками и полянами;
Гарни-отель - это гостиница, в которой предоставляется только размещение в номерах, а ресторан отсутствует;
Курортная гостиница - для отдыхающих и лиц, желающих восстановить свое здоровье. Находятся обычно в непосредственной близости к достопримечательностям и торговой части города. Обслуживание включает полный набор услуг гостеприимства, а также комплекс специального медицинского обслуживания и диетическое питание;
Клуб с проживанием - средство размещения, оказывающее услуги группам людей, добровольно объединившихся с целью общения, связанного с общими интересами, а также для отдыха и развлечения;
Бутик-отель - небольшой дизайнерский эксклюзивный отель, предполагающий особый стиль и атмосферу с индивидуальным подходом к каждому гостю;
Мотель - гостиница для автотуристов, придорожный отель, в котором, кроме комфортных номеров, туристам предоставляются места для стоянки автомашин с соответствующим обслуживанием.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. ГОСТ Р 51185-2014 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования; введ. 2016-01-01. -М.: Стандартинформ, 2015. - 16-17с.
2. Арбузова Н.Ю. Технология и организация гостиничных услуг: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Гостиничное дело» / Н. Ю. Арбузова – М.: Академия, 2012.
3. ЕлкановаД.И. Основы индустрии гостеприимства: Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2009. 248 с.
4. Зорин И.В., Квартальное Б.А. Энциклопедия туризма: Справочник. Рос. междунар. акад. туризма. М.: Финансы и статистика, 2003. 364 с.
5. Карманова А.Е., Михайлова Г.В. Основные тенденции развития индустрии гостеприимства г Санкт-Петербурга в условиях экономического кризиса. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования научно-практический журнал. 2017. №1 (19). С.141-149
6. Кобяк М.В., Лайко М.Ю. Технологический прогресс как фактор инноваций в гостиничном бизнесе // Российское предпринимательство (электронный журнал). 2012. №18 (240). URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/29797
7. Лесникова О.В. Управление инновациями на предприятиях индустрии гостеприимства: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2009. 173 с.
8. Майлс Й. Сервисные инновации в XXI веке // Форсайт. 2011. №2. С. 4-15.
9. МалаховаН.Н., УшаковД.С. Инновации в туризме и сервисе: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., доп. и пере- раб. Ростов н/Д: МарТ, 2010. 244 с.
10. Михайлова Г.В., Хныкина Т.С. Оценка современного состояния индустрии гостеприимства: структура, тенденции, проблемы развития. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования научно-практический журнал. 2017. №1 (19). С.231-236
11. Немковский Б.Л. Инновации: способность предложить новое качество // Отель. 2010. №7. С. 17-22.
12. Пашигорева Г.И. Проблемы организации инновационной деятельности в сфере услуг // Проблемы современной экономики (электронный журнал). 2006. №1-2. URL : http://www.m-economy.ru
13. Похомчикова Е.О. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства // Актуальные проблемы современной экономики и менеджмента: материалы заоч. международ. науч. конф., Иркутск, 19 апр. 2013 г. / под науч. ред. Т.Д. Бурменко. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. С. 155-162.
14. Похомчикова Е.О. К вопросу о специфике индустрии гостеприимства // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). 2014. №1. URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=18742