Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты ознакомления с трудом взрослых детей старшего дошкольного возраста 5
1.1. Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста 5
1.2. Методы приобщения дошкольников к труду взрослых 10
Глава 2. Методические рекомендации приобщения к труду взрослых дошкольников 20
2.1. Описание опыта приобщения к труду дошкольников детского сада «Ромашка» 20
2.2. Описание опыта приобщения к труду дошкольников детского сада «Журавушка» 24
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение 34
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Труд – центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. Трудовая деятельность необходима человеку для удовлетворения его жизненных потребностей, и не только физических. Она является важнейшим источником нравственного и эстетического развития личности.
Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка. Манипуляции с предметами влияет на развитие психики ребенка, на формирование речевых областей в мозгу, на формирование предпосылок к разным видам деятельности: игровой, трудовой, учебной. Весь процесс воспитания детей в ДОУ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и других, относились к труду с любовью, видели в нем радость – необходимое условие для развития творческих качеств личности.
Умение трудиться позволяет ребенку проявлять самостоятельность, активность, упорство, организованность, стремление к успеху в деятельности. Система трудового воспитания в детском саду сложилась: определены содержание, методы, формы и организация труда. Однако практика показывает, что не всегда результаты трудового воспитания соответствуют требованиям жизни. В работе воспитателей есть просчеты или недооценка важности формирование занятий трудом в разных возрастных группах. В этом несоответствии мы видим проблему и ее чрезвычайную актуальность для педагогического процесса и общества. Таким образом, изучение различных методов и приемов трудового воспитания и приобщения к труду дошкольников является актуальной темой.
Объект исследования – трудовое воспитание детей.
Предмет исследования – ознакомление с трудом взрослых детей старшего дошкольного возраста.
Цель – изучить особенности ознакомления с трудом взрослых детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- проанализировать научные теоретические положения по трудовому воспитанию;
- исследовать сущность ознакомления с трудом взрослых детей старшего дошкольного возраста;
- рассмотреть опыт ознакомления с трудом взрослых детей старшего дошкольного возраста деятельности воспитателей ДОУ.
Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; анализ опыта и научное обобщение материалов исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что рассмотренные педагогические условия, средства трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста могут быть реализованы педагогами в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы
Глава 1. Теоретические аспекты ознакомления с трудом взрослых детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста
Основным источником материального и духовного богатства для общества является труд. Кроме этого, труд является обязанностью любого человека в обществе, а также основой воспитания личности. Если человек может долго и продуктивно трудиться, то эти навыки он может применить в своей деятельности, при чем в любом направлении. Поэтому трудовое воспитание является главной составляющей педагогического процесса.
На протяжении многих лет трудовое воспитание исследовалось педагогической наукой. Таким образом, были выведены следующие функции трудового воспитания:
- благотворное воздействие на физическое развитие человека (в особенности, если труд связан со свежим воздухом)
- развитие умственных способностей человека
- труд имеет важнейшее значение в воспитании нравственности
- повышает самооценку человека (человек, трудясь, понимает, как он важен для общества, осознает свой общественный долг)
- развитие товарищеских и коллективных отношений (человек, трудясь, учится работать сообща, умеет распределять обязанности между трудящимися)
- помогает определить человеку направления профессии наиболее приоритетные для него, склонности и способности к определенным видам деятельности.
Воспитатели должны организовывать трудовую деятельность в разнообразных направлениях. Это способствует тому, что ученики попробуют свои силы и точнее правильнее сделают выбор своей будущей профессии.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алферов А.Д. Психология развития школьников / А.Д. Алшеров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 384 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2009. – 288 с.
4. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца; предисл. О.М. Дьяченко. – 2-е изд. – М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. – 144 с.
5. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2005. - 400 с.
6. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Дошкольное воспитание и развитие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 123 с.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 384 с.
9. Ильина Г.В. Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников и младших школьников / Г.В. Ильина // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 10. - С. 197–203.
10. Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. - М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013. - 100 с.
11. Каплунович И.Я. О структуре пространственного мышления при решении математических задач // Вопросы психологии. – 1978. – № 3. – С. 75-84.
12. Кузнецов А. П. Пространственное мышление – основа развития пространственных представлений у студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. №23 С.157-161.
13. Куликова, Т. А. Ребенок и взрослые в едином образовательном пространстве/ Куликова Т. А.// Ребенок в современной образовательной среде: материалы научно-практической конференции МГПУ. - М.: МГПУ,2011.- С.148–153
14. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 2-е изд., дополн. и перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 240 с.
15. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
16. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO . – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 104 с.
17. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2006. - 216 с.
18. Морозов А. В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект: Традиция, 2004. - 559 с.
19. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Академия. – С. 215
20. Петрова И.А. LEGO -конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
21. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Пер.с англ.и фр. / Пиаже Жан. - СПб.: Питер, 2011. – С. 56
22. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Академия, 2009. – 184 с.
23. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.М. Безруких. – М.: МПСИ, 2009. – 432 с.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - - СПб.: 2008 - 720 с.
25. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – 2-е изд. / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 464 с.
26. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. - 373 с.
27. Смирнова Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. - М.: Школа-Пресс, 2004 – 178 с.
28. Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Солдатов // Психолог в детском саду. - 2001. - № 3–4. - С. 30–34.
29. Столетнев В.С. Оперирование пространственными образами при решении задач // Новые исследования психологии. – 1979. – № 1. – С. 41-45
30. Фешина Е.В. LEGO конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
31. Шайдурова, Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
32. Шардаков М.Н. Очерки психологии школьника. – М.: Учпедгиз, 1955. – 263 с.