Фрагмент для ознакомления
2
Введение
От падения Западной Римской империи и вплоть до X в. в Европе царило почти поголовное невежество. Даже представители высшей знати, не исключая королей, в подавляющем большинстве были неграмотны. Образование как таковое находилось в глубоком упадке. Это положение активно поддерживалось церковью. Папа Римский Григорий I прямо заявил, что матерью истинного благочестия является именно невежество.[5.12]
Положение начало меняться только с созданием империи Карла Великого. Для управления огромными территориями требовались грамотные чиновники. Подъем культуры, произошедший в годы правления его и его наследников, позже назвали «каролингским возрождением». Однако с развалом империи вся культура ушла за монастырские стены.
Первыми учебными заведениями Европы стали именно школы при монастырях. В них обучали в первую очередь латыни, однако здесь оказались сохранены, хотя и в сугубо неполном виде, остатки античной образованности.[2.18]
Тем временем крепли новые государства, росли и богатели города, развивалась торговля. Жить без образования становилось все сложнее. Чиновники, врачи, судьи, были востребованы все более с каждым годом. В то же время авторитет католической церкви начинают оспаривать представители различных еретических течений, и увеличение числа грамотных богословов приобретает для нее жизненную необходимость. Да и высшая знать начинает проявлять к получению знаний все больше интереса. Сама жизнь вызвала появление университета.
Цель работы – показать историю появления и развития Парижского университета. Задачами является показать условия появления совершенно уникальной для того времени корпорации интеллектуалов, мало вписывающуюся в сословную систему феодального общества, и поэтому стремящуюся к максимальной автономии от нее. И в то же время показать противоречия в ее внутренней организации и работе. Ведь именно Парижский университет стал одним из оплотов католической церкви в ее борьбе как с еретическими течениями в христианстве, так и с реформацией самой церкви и гуманистическими течениями в общественной жизни Западной Европы.
1 Происхождение
Начавшаяся в конце XI в. Эпоха Крестовых походов привела к знакомству населения Западной Европы с культурой исламского Востока, и, как следствие, породила интерес к распространению новых знаний на более широкие общественные слои. Именно появление Университетов можно считать признаком окончания Темных веков, какими принято считать эпоху от падения Западной Римской Империи до Крестовых походов.
Уже в XII в. Во Франции существуют как училища при соборах и монастырях, так и множество самостоятельных школ богословия и «артистизма», среди учителей которых были такие известные умы того времени, как Пьер Абеляр и Гийом де Шампо. Из первой категории стоит упомянуть училища при соборе Нотр-Дам, монастыре Сен-Виктор и аббатстве св. Женевьевы в Париже.[3.6] Одним из главных предметов изучения в них было богословие. Все студенты и преподаватели входили в состав церковного клира, и как следствие, подчинялись церковной юрисдикции. Им давалось право ношения рясы и выбривания тонзуры.[1.19]
Ученики всех этих школ получили наименование схоларов, а преподавателей называли магистрами.[2.10] Для создания школы нужно было лишь заручиться согласием землевладельца, на территории владений которого собирались схолары и выступали магистры. В Париже в это время складываются два основных школьных района: сначала возле соборного храма Нотр-Дам на острове Ситэ, во владениях Парижского епископа, и позже на холме Сен-Женевьев, на земле одноименного аббатства.[2.24]
Между тем большинство как схоларов, так и магистров приходили в Париж из других мест, а нередко и из других стран, поэтому не входили в систему городских цехов и корпораций, и, как следствие, не имели в городе никаких гражданских прав. Дабы обрести защиту от произвола местных властей, схолары и магистры объединяются сначала в землячества, а затем и в корпорации, эти землячества поглотившие. Во главе корпорации становился выборный ректор.[1.11]
Чтобы освободиться от влияния местных городских властей корпорации начинают обращаться за покровительством к высшим властям. Ими могла быть власть короля, а еще лучше Римского папы. Его покровительство давало защиту во всем христианском мире. И это принесло свои плоды уже в самом начале XIIIв.
2 Создание университета
2.1 Основание
В 1200 г. указом короля Филиппа-Августа все схолары и магистры Парижа выводятся из юрисдикции городского прево, надзиравшего за правопорядком в городе, и переподчиняются суду Парижского епископа. Тот, в свою очередь, возложил эту обязанность на канцлера соборного капитула. Ядро Парижского университета составили именно корпорации магистров, а не схоларов, как в Италии.[2.17] В 1208 г. уже появились статуты парижской магистерской корпорации.
Теснейшее сотрудничество с церковными властями Парижа привело к появлению такой влиятельнейшей должности, как университетский канцлер. С самого начала папская власть уделяла Парижскому университету первостепенное внимание. Именно здесь тогда была выработана система схоластического богословия, возносившая Римского Папу на высшую ступень христианства.[2.31] На этой системе вероучения держался в то время весь католический мир. И благодаря папскому покровительству университет становился все более независимым.
2.2 Борьба за автономию
Благодаря папскому вмешательству конфликт между университетским канцлером и корпорациями привел к появлению в 1213 г. соглашения, согласно которому за канцлером оставался суд только по важнейшим делам, касающимся всего университета.[5.15] Во всех остальных случаях как магистры, так и схолары подлежали суду, избранному из среды самой корпорации. А в 1215 г. университет получил право самостоятельного издания корпоративных статутов.[5.16]
Тогда же канцлер был лишен права предоставлять магистерскую лицензию без предварительного экзамена перед комиссией действующих университетских магистров. Между тем наличие массы молодых мужчин, не подконтрольных Парижским городским властям, вызывало у них все большее недовольство. Скорее всего, именно чиновники городской мэрии спровоцировали массовое столкновение между схоларами парижского университета и горожанами в марте 1229 г.
Во время карнавала, который проходил накануне Великого Поста, группу подвыпивших схоларов вышвырнули из одного из парижских трактиров, сопроводив это массовым избиением. В ответ обиженные обратились за помощью к другим студентам, и те толпой, вооружившись дубинками, вернулись в трактир. В результате и этот, и близлежащие питейные заведения и лавки были разгромлены и разграблены. Получив целый поток жалоб от пострадавших горожан, парижский прево направил к месту погрома отряд городских стражников. Обнаружив поблизости группу схоларов, стражники просто напали на них, и всех убили. При этом как раз погибли те, кто в разгроме трактира никакого участия не принимал.[3.12]
Отказ наказать виновных со стороны королевы Бланш Кастильской, которая в то время была регентшей при малолетнем короле Людовике Святом, вызвал бурную реакцию всего университета. Даже по меркам того времени случай был вопиющим. Все аудитории Парижского университета были немедленно закрыты, студенты либо разошлись по домам, либо двинулись для продолжения образования в университеты Реймса, Тулузы, а то и Оксфорда. Преподавание прекратилось. Эта забастовка продлилась два года, нанеся серьезный финансовый урон всему Парижу.[4.127]
Для разрешения конфликта понадобилось личное вмешательство самого Папы Римского Григория IX, который сам, в свое время, закончил этот университет. 13 апреля 1231 г. он выпустил папскую буллу, позже названную «Великой Хартией» Парижского университета. В ней ему гарантировалась полная независимость от местных властей, причем как светских, так и духовных. Покровителем университета объявлялся сам Папа Римский.[3.13]