Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Литературная, художественная и социокультурная жизнь России в XX веке была чрезвычайно богатой и сложной. К концу века русская литература снова оказалась в ситуации идеологического и эстетического многообразия.
Данная работа посвящена изучению литературы 20-21 века
В то же время литературоведы и литературоведы отмечают в литературе проявление барочного, романтического и сентименталистского мировоззрения. Это связано с использованием писателями художественных приемов и средств, свойственных поэтике различных литературных направлений.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20-21 ВВ.
1.1.Литература конца XX — начала XXI века
В конце XX - начале XXI вв. в литературе народов России сосуществовало несколько литературных направлений: реализм, в котором продолжали работать представители старшего поколения, постмодернизм, постреализм (новый реализм), магический реализм ИДР.
"Почти одновременно с первыми манифестами постмодернизма на Западе — в русской литературе появляются произведения Андрея Битова, Венедикта Ерофеева, Саши Соколова, Иосифа Бродского и некоторых других авторов, которые впоследствии были оценены (в конце 1980-х) как первые шаги русского постмодернизма, которые во многом предопределили его будущую динамику.
Максимального проявления постмодернизм в России достигает уже в конце 1980-х годов в годы перестройки и окончательного краха коммунистической идеологии[11].
Предпосылками для развития постмодернизма в России стали, во-первых, тот факт, что государственная политика в области культуры лишила права на существование все явления, не укладывающиеся в рамки соцреализма, во-вторых, девальвация ценностей коммунистической идеологии, которая произошла в последние годы.
Постмодернизм характеризуется ориентацией не на реальность, а на более ранние культурные модели, воплощенные в произведениях классиков. Мир представителей постмодернизма воспринимается как огромный многоуровневый и многозначный текст, состоящий из сплетения разных культурных языков, цитат, перифраз.
В постмодернизме дискредитируется важнейшее философское понятие реалистической эстетики, такое как «истина». Постмодернисты, которые рассматривают мир как совокупность множества текстов, считают, что не может быть единой истины о мире. Она заменяется множеством интерпретаций и, в более широком смысле, множеством одновременно существующих «истин».
Постмодернизм также отказывается от образа положительного героя, воплощающего моральные ценности автора и являющегося одним из основных атрибутов соцреализма.
Постмодернисты рассматривают мир как хаос, который они интерпретируют не как негативную категорию, А как выражение максимальной открытости.
В 1990-е годы происходит сближение и синтез модернизма и постмодернизма с реализмом, и в результате формируется новый тип поэтики, получивший название постреализм.
Как отмечают Лейдерман и М. Н. Липовецкий, постреализм - это явление, выходящее за рамки национальной культуры и характеризующее формирование новой художественной системы и нового типа культурного сознания. [4]
В основе постреализма лежит общепризнанный принцип относительности, диалогического понимания постоянно меняющегося мира и открытости позиции автора по отношению к нему.
В конце 1970-х годов в литературу входит поколение, которое отвергает ценности социализма и в то же время относится к литературе не только как к тексту, но и как к явлению, продолжающему лучшие традиции русской классики XIX века.[2]
В конце 1980-х-1990-х постреализм развивается как определенная система художественного мышления, в которой активно используется эстетический арсенал постмодернизма (интертекстуальность, множественность, игровые отношения между автором и героем, открытость текста для интерпретаций и вариаций).
Отличительной чертой литературы рубежа веков был интерес к проблеме духовного самосознания нации, народа, проблеме национальной специфики литературы. В то же время литература начала заново открывать для себя свою национальную сущность, почувствовала национальный дух, пробуждение национального самосознания.
В Удмуртской литературе новый этап художественного развития связан с феноменом этнофутуризма, возникшим в Эстонии в начале 1990-х годов и имеющим своих сторонников и противников среди национальной интеллигенции.
Этнофутуризм, по словам его ведущего теоретика В. Шибанова, «направлен на объединение двух половин культуры. С одной стороны, культура-это наследие древних традиций, присущих опыту народа. С другой стороны, он постоянно обновляется, обогащается особенностями современного типа мышления.
1.2.Постмодернизм в русской литературе конца XX - начала XXI вв.
В русской литературе возникновение постмодернизма относится к началу 1970-х годов. Только в конце 1980-х годов о постмодернизме стало возможно говорить как о не подлежащих обмену литературных и культурных данных, а в начале XXI века уже необходимо констатировать конец «эпохи постмодерна».
Постмодернизм нельзя охарактеризовать как исключительно литературное явление. Это напрямую связано с самими мировоззренческими принципами, которые проявляются не только в художественной культуре, в науке, но и в различных сферах общественной жизни. Было бы точнее определить постмодернизм как совокупность эстетических установок и принципов, противоположных традиционной и классической картине мира и способам ее изображения в произведениях искусства.[6]
В развитии постмодернизма в русской литературе можно выделить три периода[15]:
1.конец 60 -70е г (А. Терц, А. битов, В. Ерофеев, ВС. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.)
2. 70-80г утверждение как литературного направления, в основе эстетики которого лежит постструктуралистский тезис «мир (сознание) как текст», а основой художественной практики которого является демонстрация культурного интертекста (Е. Попов, Вик. Ерофеев, Саша Соколов, В. Сорокин и др.)
3. конец 80 – 90 г период легализации (т. Кибиров, Л. Петрушевская, Д. Галковский, В. Пелевин и др.).
ГЛАВА 2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА 21 ВЕКА
2.1. Особенности современной русской литературы начала XXI века
В современной русской литературе, особенностью которой является многообразие форм, смешение и смешение жанров и стилей, происходит реанимация многих жанров, утративших свою актуальность в советские годы.
Один из них - авантюрный роман, ведущий генеалогию западноевропейского плутовского романа, получившего бурное развитие в русской литературе 1920-х годов (И. Ильф и Е. Петров, А. Толстой, В. Катаев, В. Каверин).
Возрождение авантюрного романа связано с социальными обстоятельствами, диктующими предприимчивость, обман, снижение моральной планки как черты, необходимые для успеха героя нашего времени.[8]
Важной особенностью современного литературного пространства является размытие границ между элитарной и массовой литературой. В отличие от литературы конца ХХ века, когда при всем многообразии образов и разнообразии жанров и стилей всегда можно было различить стилистические тенденции и направления, новейшая литература-это литература авторских художественных образцов.
В произведениях современных писателей происходит слияние техник и установок реализма с художественной техникой постмодерна. Глубокий психологизм может сочетаться с игрой автора с читателем, узнаваемые современные реалии могут существовать в том же пространстве, что и художественная литература и мистика, история может быть изучена с помощью детективного сюжета, а философские вопросы бытия решаются в мелодраматических конфликтах.
Разнообразие стилей письма, авторских жанров в современной литературе свидетельствует о свободе ее развития и существующих перспектив.
Таким образом, литература начала XXI века живет по закону " рубежа веков», и это всегда связано с «усталостью» от прежних методов, появлением новых течений и направлений, поиском новых жанров, новых героев, экспериментами с языком.
Вспомните рубеж XVIII-XIX веков, рубеж XIX-XX веков. Повсюду шла борьба старого и нового. В первом случае классицизм заменяется сентиментализмом и романтизмом. Во втором случае социалистический реализм был заменен постмодернизмом.
На рубеже веков писатели все еще испытывают чувство трагического противоречия с реальностью. Читатели не могут однозначно воспринимать новые произведения, говорить о «конце литературы», «тупике», «чистых переживаниях». В этом Карамзин упрекал свою «бедную Лизу". И этой историей он проложил новый путь в литературе. В этом обвиняли футуристы и имажинисты. И они искали новый язык. А уж о постмодернизме и говорить нечего. Его обвиняют в гибели литературы.[9]
В XXI веке писатели четырех поколений продолжают творить. В. Распутин пришел в литературу в 60-е годы. И в 2002 г. написал рассказ "изба», за который в 2004 году получил премию Фонда Солженицына.
И. Бродский писал о них «»в моральном отношении это поколение было одним из самых литературных в русской истории". Для них были характерны андеграунд и самиздат. Они начали сомневаться не только «в новом человеке, но и в человеке в целом». Именно это поколение начинает осваивать постмодернизм. И теперь они-главные постмодернисты нашей литературы[17].
В «перестройку» (80-е годы) в литературу буквально ворвались В. Пелевин, т. Толстой, Л. Улицкая, В. Сорокин, А. Слаповский, О. Славникова, М. Палей. Цензуры не было. Писатель стал свободным. Он обратился к ранее запрещенным темам: ужасам тюрьмы, армейской дедовщине, жизни бездомных, проституции, алкоголизму, борьбе за физическое выживание.
Они продолжили традиции гоголевской натуральной школы с интересом к маленькому человеку», к "униженным и оскорбленным".
И сегодня они не боятся «чернухи", показывая популярный мир как концентрацию социального ужаса, принятого за бытовую норму. Их проза передает ощущение неблагополучия современной жизни. Их интересует мир «дна", о котором мне было стыдно говорить, но который существовал в двадцатом веке, существует и сейчас.
Не менее популярным жанром XXI века является травестия (переодевание). Как и в римейке, современные авторы опираются на классические сюжеты, но используют их, чтобы показать абсурдность реальности.
В результате трагедия превращается в фарс, глубинные философские проблемы XIX века сводятся на нет натиском современного обеднения мысли. Авторы, кажется, призывают читателя остановиться в гонке за Золотым Тельцом, перестать барахтаться в грязи выживания и посмотреть на себя, или, что еще лучше, в глубь себя, чтобы привести свои мысли в порядок.
В жанре травестии наиболее ярко проявил себя Вячеслав Пьецух, автор рассказов «наш человек в футляре», «Палата №7», «жизнь негодяя», повести «новая московская философия». Взяв за основу сюжеты известных произведений Чехова, Достоевского, Гончарова, писатель обещает взглянуть на человека XXI века. Все повторяется.
И суровщина, и обломовщина, но только наш современник менее подготовлен к испытаниям и быстро становится жертвой обстоятельств, своего безделья. Он даже не может совершать преступления, основанные на теории, потому что, погруженный в маленькую реальность, он не видит ничего, кроме своих банок с солеными огурцами.
2.2. Современный литературный процесс
Литература-это неотъемлемая часть жизни человека, его особая фотография, которая наилучшим образом описывает все внутренние состояния, а также социальные законы. Подобно истории, литература развивается, меняется, становится качественно новой. Конечно, нельзя сказать, что современная литература лучше или хуже, чем была раньше. Она просто другая.
Теперь другие литературные жанры, другие проблемы, которые освещает автор, другие авторы, в конце концов. Но как не крути, не сейчас "Пушкин "и" Тургенев", не сейчас. Чуткая, всегда чуткая к настроению времени, русская литература сегодня похожа на панораму раздвоенной души, в которой причудливо сплелись прошлое и настоящее.
Литературный процесс, начиная с 80 - х гг. двадцатого века, ознаменовался своей нетрадиционностью, отличием от предыдущих этапов развития художественного слова.
Происходила смена художественных эпох, эволюция творческого сознания художника. Моральные и философские проблемы занимают центральное место в современных книгах. Сами писатели, участвуя в дискуссиях о современном литературном процессе, могут сходиться в одном: новейшая литература интересна тем, что она эстетически отражает наше время.
Так, А. Варламов пишет «современная литература, каким бы кризисным ни был период, идет в ногу со временем. Это его цель, будущее — это его адресат, ради которого можно мириться с безразличием читателя и руководителя в начале 80-х годов в русской литературе сформировались два писательских лагеря: представители советской литературы и представители литературы русской эмиграции». Интересно отметить, что со смертью выдающихся советских писателей Трифонова, Катаева, Абрамова лагерь советской литературы значительно обеднел. Новых писателей в Советском Союзе не было.
Концентрация значительной части творческой интеллигенции за рубежом привела к тому, что сотни поэтов, писателей, деятелей различных областей культуры и искусства продолжили творить за пределами родины. И только с 1985 года русская литература впервые после 70-летнего перерыва получила возможность стать единой: с ней слилась литература русского зарубежья трех волн русской эмиграции-после Гражданской войны 1918-1920 гг., после Гражданской войны 1918-1920 гг Вторая мировая война и брежневская пора. Вернувшись, произведения эмиграции быстро влились в поток русской литературы и культуры[19].
Участниками литературного процесса стали художественные тексты, которые были запрещены во время их написания (так называемая «возвращенная литература»).
Отечественная литература значительно обогатилась за счет ранее запрещенных произведений, таких как романы А. Платонова "котлован» и" Чевенгур», антиутопия Э. Замятина "Мы», повесть Б. Пильняка" красное дерево», «Доктор Живаго "Б. Пастернака, "Реквием" и «Поэма без героя " А. Ахматова и многие другие. «Всех этих авторов объединяет пафос исследования причин и следствий глубинных социальных деформаций».
С художественной точки зрения для образа Живаго характерны реминисценции самого разнообразного генезиса. Особо отметим, что помимо «культурных мифов» для Живаго значимы и фольклорные, песенные аллюзии. В частности, последовательно проводимая Пастернаком лейтмотивная связь между растительным миром – и образом Живаго, сближение жизни и леса, цветов – и смерти (а через них и через фигуру садовника-Христа – и будущей жизни) может быть сочтена авторской вариацией на общемифологическую тему умирания/возрождения природы и человека, в природном своем виде свойственную славянской аграрной мифологии, а в личностном – христианской. Следует отметить, что подобные же сближения заявлены в образе Александра Дванова, героя романа А.П. Платонова «Чевенгур», воплощающем собой идею жертвы и идею сезонного умирания/возрождения. Вообще, образ Дванова, крестьянина по происхождению и «большевицкого интеллигента», мифопоэтически (через сопоставления с Христом, с Гамлетом) в некоторой степени родствен образу Живаго, а идеологически в каждом из этих героев авторы видят особую личность, на которую возлагается роль наблюдателя и оценщика революционных событий и поисков путей преодоления смерти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев особенности литературы 20-21 веков, можно сделать следующие выводы:
Литература данного периода отличается большим разнообразием произведений в форме прозы и поэмы. Это были самыми распространенными жанрами того времени.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акимова, Н.Н. Русская литература и культура xix века (для бакалавров) / Н.Н. Акимова. - М.: КноРус, 2018. - 16 c.
2. Алексеева, Л.Ф. Русская литература XX - начала XXI века. В 2-х т.Русская литература XX - начала XXI века: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Ф. Алексеева. - М.: ИЦ Академия, 2019. - 1024 c.
3. Аношкина, В.Н. Русская литература ХIX века. 1840-1860 годы. / В.Н. Аношкина. - М.: Высшая школа, 2020. - 623 c.
4. Балашова Ю. Б., Цветова Н. С. Русская литература ХХ века: история, художественная идеология, поэтика: учеб. пособие //Ю.Б. Балашова, Н.С. Цветова - СПб.: Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2016. — 124 с.
5. Бахтин, М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин. – СПб.: Азбука, 2000. – 336 с.
6. Гетманская Е.В. «Литература в средней и высшей школе: развитие и преемственность (конец XVII -начало ХХ века) / Е.В. Гетманская – М.: МПГУ, 2015 – 312 с.
7. История русской литературы XI–ХVП веков / под ред. Д.С. Лихачева. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 271 с
8. Костюрина Н.Ю. «История литературы» / Н.Ю. Костюрина - Комсомольск-наАмуре: ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т», 2012. – 105 с.
9. Кусаинова А.М. Современная русская литература: учебное пособие – Костанай: Костанайский филиал ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», 2020. – 220 с.
10. Русская литература ХХ века / Под ред. Тиминой С.И.. - М.: Academia, 2019. - 240 c.
11. Русская литература XX века: 1930-е - середина 1950-х годов: В 2 т.Т. 2: Учебное пособие / Под ред. Лейдермана Н.Л.. - М.: Academia, 2020. - 187 c.
12. Русская литература XX века: 1930-е - середина 1950-х годов: В 2 т.Т. 1: Учебное пособие / Под ред. Лейдермана Н.Л.. - М.: Academia, 2019. - 160 c.
13. Русская литература XX века: 1917-1920-е гг: В 2 кн.: Кн. 2: учебное пособие / Под ред. Лейдермана Н.Л.. - М.: Academia, 2020. - 204 c.
14. Русская литература XX века: 1917-1920-е гг: В 2 кн.: Кн. 1: учебное пособие / Под ред. Лейдермана Н.Л.. - М.: Academia, 2021. - 208 c.
15. Русская литература XX–XXI веков как единый процесс (проблемы теории и методологии изучения): V Международная научная конференция; Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 8–9 декабря 2016: Материалы конференции / Ред.-сост. Леднёв А.В., Спиваковский П.Е. – М.: МАКС Пресс, 2016. – 379 с.
16. Русская литература XX - начала XXI века: в 2 т. Т. 1. 1917-1940г / Под ред. Кременцова Л.П.. - М.: Academia, 2022. - 158 c.
17. Современная русская литература (1990-е гг.-начало XXI в.) / Под ред. Тиминой С.И.. - М.: Academia, 2021. - 189 c.
18. Черняк М.А. Массовая литература конца ХХ – начала XIX века: технология или поэтика? // Филологический класс – 2008 - №20 – С. 4-11
19. Черняк, М.А. Массовая литература ХХ века / М.А. Черняк. – М.: Флинта, 2009 – 432 с.
20. Черняк, М. А. Современная русская литература : учебник для вузов / М. А. Черняк. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 294 с