Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы связана с тем, что повышение эффективности управленческой деятельности становится одним из направлений совершенствования деятельности всего предприятия. Наиболее очевидным способом повышения эффективности трудовых процессов является автоматизация. Однако для строго формализованного производственного процесса, для такой элегантной области, как менеджмент, факты не столь очевидны. Трудности, с которыми сталкиваются при решении проблемы автоматизации поддержки управленческой работы, связаны с их конкретными обстоятельствами. Управленческая работа характеризуется сложностью и разнообразием, существует большое количество форм и типов, а также многосторонние связи с различными явлениями и процессами.
В настоящее время функционирование практически любой организации или предприятия осуществляется с применением компьютерных информационных систем и технологий. Использование информационных систем и технологий в работе аппарата управления включает две стадии развития. Первая стадия - внутренняя система организации информационных систем и технологий управления. Сюда входят применение указанных систем и технологий с целью автоматизации технологических процессов и процессов управления, включая бухгалтерский учет и делопроизводство. Вторая стадия - внешняя система организации информационных систем и технологий управления.
Использование в управлении информационных систем и технологий, обладающих высокой гибкостью, мобильностью и способностью приспосабливаться к различным условиям работы является непременным условием повышения эффективности управленческого труда. Эффективность делопроизводства, как составной части управленческой деятельности, тоже существенно повышается с переходом на компьютерную обработку деловой документации.
Объектом исследования является информационные технологии.
Предметом исследования является внедрение информационных систем.
Цель исследования – рассмотреть информационные системы в реальном секторе экономики.
Задачи исследования:
определить понятие и классификацию информационных систем;
изучить внедрение информационных систем в организации;
рассмотреть общую характеристику туристического агентства «Пегас Туристик»;
дать анализ инновационной деятельности и управления инновациями в туристическом агентстве «Пегас Туристик».
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении опыта зарубежных и отечественных туристических фирм по внедрению инноваций в туризме, что позволяет использовать материал как выдержки из источников.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения на практике предложенных рекомендаций по совершенствованию деятельности туристических фирм с использованием современных инноваций.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
1.1 Понятие и классификация информационных систем
Система понимается как совокупность объектов, компонентов или элементов любой природы, образующих определенную целостность (образовательная система, пищеварительная система, солнечная система и т.д.). Системы существенно отличаются друг от друга по составу и основному назначению. Информация - это информация об объектах, явлениях, процессах и событиях в окружающем мире, снижающая неопределенность знаний о них. Такого рода знания отражают реальность в сознании человека. Информация должна быть полной, надежной, своевременной, последовательной и адекватной.
Под информационными продуктами понимаются материальные или нематериальные результаты интеллектуального труда человека, обычно материалы на определенном носителе, например, различные программные продукты (приложения), в виде управленческих документов, баз данных, хранилищ данных, баз знаний и т.д.
Информационная система (ИС) – это организационно-техническая система, предназначенная для выполнения информационной и вычислительной работы посредством использования или создания информационных продуктов или для предоставления информационных систем, которые удовлетворяют управленческим потребностям системы управления и ее пользователей-внешних пользователей. Она существует в системе управления и полностью подчиняется цели функционирования этих систем.
До сих пор не существует единого способа определения информационных систем и технологий. Давайте рассмотрим различные взгляды на информационные системы и технические концепции, доступные в профессиональной литературе.
Таким образом, в федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационная технология определяется как процесс и метод поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения информации, а также способ реализации таких процессов и методов. E.P. Ищенко, А.A. Топорков понимает информационную технологию как: «Совокупность аппаратно–технических средств для управления информационными ресурсами, набор программных средств и организационно-методическое обеспечение»[5].
Т.В. Минькович считает, что информационные технологии являются неотъемлемой частью цивилизации, а развитие прогресса обусловлено достижениями науки, искусства и образования.
Современные исследователи правильно обратили внимание на то, что «информационные технологии больше нельзя рассматривать как нечто, целиком принадлежащее технологическому миру, поскольку они проникли в жизнь людей и вплетены в структуру повседневной жизни, так что изолировать их от общей идеологической и культурный фон» [6, с. 135].
Информация (от латинского «informatio») - это информация, новости о событиях, мероприятиях и т.д. С юридической точки зрения понятие «информация» закреплено в федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» как информация (сообщения, данные), независимо от ее представления.
Второй компонент информационной технологии - это «технология». Также нет единой точки зрения на определение этого компонента. Так, в словаре С.И. Ожегова термин «технология» рассматривается как совокупность промышленных методов и процессов в конкретной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Н.П. Майлис, А.М. Зинин под определением «технология» понимают: «совокупность методов работы с какими-либо объектами в процессе определенной профессиональной деятельности в целях достижения ее результатов [10, с. 16].
Вхождение персональных компьютеров в информационное поле и использование телекоммуникаций заложили новый этап в развитии информационных технологий. Новая информационная технология - это информационная технология с «удобным» пользовательским интерфейсом, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Новая информационная технология основана на следующих основных принципах.
1. Режим взаимодействия (диалога) с компьютером.
2. Интегрируйтесь с другими программными продуктами.
3. Гибкость в процессе изменения данных и постановки задач.
В качестве инструментов информационных технологий используются распространенные типы программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари и функциональные информационные системы [3].
Автоматизированные ИТ в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков (Приложение 1): метод, реализованный в АИС; степень охвата задач управления; категория реализуемых технических операций; тип пользовательского интерфейса; компьютеризация общества сторон, создающего компьютерную сеть, является глобальным социальным процессом, который характеризуется тем, что ведущей деятельностью в области общественного производства является модернизация микропроцессоров и компьютерных систем и технологий.
Для классификации информационных систем используются различные признаки (рис. 1).
Рисунок 1. Классификация информационных систем
К основным задачам информационной системы относятся:
1. Поиск, обработка и хранение информации, накопленной за долгое время, имеет огромную ценность.
2. Хранение данных различных структур.
3. Анализировать и прогнозировать различные типы информационных потоков в обществе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алеева, В. А. Применение современных информационных технологий в управлении бизнесом в сфере туризма / В. А. Алеева, Ю. Д. Мочалова // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2018, № 3. – С. 3–7.
2. Амирханов, М.М. Особые экономические зоны и развитие туризма / М.М. Амирханов, Ю.А. Барзыкин, П.П. Чуваткин. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nbmgu.ru/search/default.aspx?q.
3. Арутюнов, Д.Р. Административно-правовой режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах / Д.Р. Арутюнов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ publications/abstract/Arutjunov_DR.
4. Балабанов, И.Т. Экономика туризма: учебное пособие / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://library.oreluniver.ru/docs/publ _sotr/Turizm%20i%20servis.pdf.
5. Барзыкин, Ю.А. Основные направления государственной политики развития туризма в Российской Федерации / Ю.А. Барзыкин. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/data/ File/news_file/razvitie-turizma.pdf.
6. Бурлаков, О. М. Использование информационных технологий в туристическом бизнесе / О. М. Бурлаков, И. Е. Саман, О. И. Осипова. // Молодой ученый. – 2019. – № 17 (255). – С. 135-137.
7. Гохберг, Г.С. Информационные технологии: Учебник / Г.С. Гохберг. - М.: Academia, 2018. - 474 c.
8. Калимуллин, Д.М. Современное состояние и перспективы развития туристической отрасли в России / Д.М. Калимуллин // Экономика и менеджмент. – 2017. – № 7(9). – С. 57-64.
9. Карпова, Г.А. Современные аспекты экологизации туристской деятельности-теория и практика: монография] / Г.А. Карпова. – СПб.: Питер, 2018. – 112 с.
10. Карпова, Г.А. Управление туристскими дестинациями на принципах кластеризации: монография / Г.А. Карпова. – СПб.: Питер, 2017. – 152 с.
11. Квартальнов, В.А. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: монография / В.А. Квартальнов, И.В. Зорин. – М.: Медиа, 2017. – 288 с.
12. Коканова, Р.А. Компьютерные информационные технологии в документационном обеспечении управления. Учебное пособие / Р.А. Коканова, А.Ф. Климова. - М.: КноРус, 2018. - 288 c.
13. Коломейченко, А.С. Информационные технологии: Учебное пособие / А.С. Коломейченко, Н.В. Польшакова, О.В. Чеха. - СПб.: Лань, 2018. - 228 c.
14. Компания «Пегас Туристик» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pegastk.ru/
15. Коростелев, Н.Ю. Развитие и современное состояние особых экономических зон в России / Н.Ю. Коростелов // Молодой ученый. – 2019. – № 21. – С. 204-206.
16. Как цифровизация захватывает все новые отрасли – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pro.rbc.ru/news/5d429e439a794769de6a2e75
17. Лучшие мировые практики цифровой трансформации туристической деятельности – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://digitalbusinessmodel.ru/page7181064.html
18. Малахова, Н.Н. Инновации в туризме и сервисе / Н.Н. Малахова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.su/20_10722_ malahova-nn-ushakov-dsinnovatsii-v-turizme-i-servise-.html.
19. Мальцев, А.А. Туристско-рекреационные особые экономические зоны как фактор развития экономики региона / А.А. Мальцев. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/turistsko-rekreatsionnye-osobye-ekonomicheskie-zony-kak-faktor-razvitiya-ekonomiki-regiona.
20. Нестеров А.К. Информационные технологии в управлении предприятиями // Энциклопедия Нестеровых – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://odiplom.ru/lab/it_v_upravlenii.html
21. Оганесян, В.О. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник / В.О. Оганесян. - М.: Академия, 2019. - 544 c.
22. Официальный сайт Федерального агентства по туризму России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.russiatourism.ru.
23. Принципы маркетингового исследования рыночной конкуренции. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. marketing.spb.ru/read/m3/.
24. Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru/.
25. Хлебников, А.А. Информационные технологии (для бакалавров) / А.А. Хлебников. - М.: КноРус, 2019. - 320 c.
26. Шахова, О.Ю. Проблема определения понятий «туристская индустрия» и «туристская инфраструктура» / О.Ю. Шахова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2018. – № 2. – С. 98-102.