Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Современный мир непрерывно изменяется. Обществу известно о тех экологических проблемах, которые сегодня угрожают всему человечеству. Вредоносное воздействие на природу со стороны человека лишь усиливается, не смотря на то, что в последние десятилетия проблемы экологии обозначены достаточно ясно. Чтобы переосмыслить некоторые ценности, благодаря которым человек начнёт беречь свою окружающую среду, необходимо изменять экологическое сознание и поведение людей, что невозможно обеспечить без экологического образования детей, начиная с дошкольного возраста.
Для формирования экологического сознания нужно использовать тот период в жизни человека, когда он особенно восприимчив к усвоению любого рода знаний, в том числе экологических. Таким периодом является дошкольный возраст ребёнка. Очень важно с первых лет жизни маленького человека формировать основы экологического образования, за счёт получения экологических знаний и формирования экологических умений и навыков. Мотивация ребёнка дошкольного возраста такова, что его можно каждый день приобщать к тайнам и красоте природы. Современная образовательная среда сегодня развивает и воспитывает личность гуманную, творческую и умеющую понимать и любить природу.
Цель работы: теоретически обосновать и изучить возможность использования наблюдений как средств экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: экологическое образование детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: наблюдения как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить проблемы экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть наблюдения как средства экологического образования детей.
3. Описать организационно – педагогические условия для экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
4. Предложить методические рекомендации по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы экологического образования детей старшего дошкольного возраста средствами наблюдения 1.1.Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста
В современной педагогике и психологии значительное место занимают исследования, которые посвящены экологическому образованию. Под экологическим образованием понимают процесс непрерывного обучения, который ориентирован на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде. При этом формируются взаимосвязи теоретических и практических знаний, ценностей, поведения и деятельности субъектов, которые обеспечивают ответственное отношение человека к окружающей среде. Не секрет, что в современном мире все более глобальный масштаб приобретают проблемы окружающей среды. Их относят к экологическим проблемам. Они возникают из-за перенаселения, поскольку численность населения планеты постоянно увеличивается, из-за растущих потребностей мирового хозяйства энергией и природными ресурсами и др.[14].
Исследователи Э.В. Гирусов, А.Н. Кочергшин, Ю.Г. Марков, Н.Г. Васильев и др. рассматривают экологическое образование как совокупность взглядов, представлений и социальных эмоций, которые отражают проблемы отношения общества к природной экологической среде и её проблемам [25]. К числу актуальных экологических проблем относят загрязнение биосферы, изменение физических, химических, биологических свойств планеты. Это происходит из-за привнесения в окружающую среду большого количества отходов. Современная концепция экологического образования является долгосрочным решением возникших экологических проблем. Само экологическое образование выступает как долгосрочное средство для достижения всех поставленных целей в области экологии. Специалисты в области экологии считают, что необходимо создать новую модель поведения человека по отношению к окружающей среде.
Такая модель должна отражать понимание людей закономерности развития природы и общества. При этом необходимо формировать бережное отношение к имеющимся природным ресурсам, постоянно подтверждая это на практике. Люди должны хорошо понимать, каковы будут последствия их действий в случае неразумного отношения к природе. Они должны научиться прогнозировать последствия своих действий. Разрушение природной среды происходит в процессе производства и в результате потребления ресурсов и товаров массового спроса. Экологическое образование должно помочь людям осознать влияние человечества на состояние окружающей среды. Устойчивое образование в области экологии способствует формированию у людей активной гражданской позиции. У человека вырабатывается неравнодушное отношение ко всем происходящим в обществе процессам.
Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с раннего детства, поскольку именно в раннем возрасте начинают формироваться мировоззрение и привычки. Правильное мировоззрение не может возникнуть из ниоткуда. Оно всегда является результатом целенаправленной деятельности. Экологическое образование и воспитание выступает в качестве одной из ведущих задач для достижения целей государственной политики в области экологии. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который сегодня регламентирует всё содержание образования на каждой образовательной ступени, начиная с дошкольного образования и заканчивая вузом, рассматривает экологическое образование как одно из системных направлений всей образовательной деятельности. Президентом РФ утверждён документ «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года».
Очевидно, что рассмотрение экологических вопросов должны быть включены во все основные образовательные программы, начиная с ДОУ. Экологическое образование на каждой ступени должно быть системным, комплексным, междисциплинарным и непрерывным. В его основу должны входить соответствующие знания, умения и навыки (ЗУН), позволяющие субъекту владеть всеми необходимыми знаниями и практическими действиями в области экологии.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Афонькина, Ю.А. Детская практическая психология. Алгоритмы работы психолога ДОО [Текст] / Ю. А. Афонькина; под ред. И. Ю. Синельникова. М.: АРКТИ. - 2016. - 144 с.
2. Афонькина, Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Подготовительная группа [Текст] / Ю. А. Афонькина. Волгоград: Учитель. - 2016. - 123 с.
3. Арчегова, И.Б. Экологическое мировоззрение – основа развития [Текст] / И.Б. Арчегова // Проблема экологии. – 2003. – No2. – С.54-55.
4. Безрукова, Л.В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников [Текст] / Л. В. Безрукова // Дисс. канд. пед. наук – Екатеринбург, 1999. – 208 с.
5. Баркан, А.И. Современный дошкольник: книга для воспитателей и родителей [Текст] / А. И. Баркан. М.: ОлмаМедиаГрупп / Просвещение. - 2015. - 192 с.
6. Бережнова, О.В. Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации: методическое пособие [Текст] / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. М.: ИД Цветной мир. - 2015. - 144 с.
7. Виноградова, Н. А. Методическая работа в ДОО в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. М.: Инфа-М. - 2016. - 220 с.
8. Воеводина, А.И. Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности [Текст] / А.И. Воеводина, С.В. Горшунова, Г.А. Павлова // Педагогическое мастерство: материалы заочной международной научной конференции (г. Москва, декабрь 2012). М.: Буки-Веди. - 2012. - С. 67-71.
9. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Гончарова // Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
10. Дедова, О.Ю. Как подготовить детей к школе в соответствии с новыми стандартами обучения [Текст] / О.Ю. Дедова; под ред. И.Ю. Синельникова. М.: АРКТИ. - 2016. - 196 с.
11. Дыбина, О.В. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации [Текст] / О. В. Дыбина. М.: Национальный книжный центр. - 2015. - 304 с.
12. Жилина, Л. Я. Некоторые аспекты подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе / Л. Я. Жилина, В. Ю. Самсонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 8. - С. 271-275. [Электронный ресурс]. URL: https://e-koncept.ru/2015/65055.htm. (дата обращения 03.03.2023).
13. Закирова, М. Х. Экологическое воспитание в современном детском саду [Текст] / М. Х. Закирова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф., (Чебоксары: сентябрь 2015 г. ) – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – No 4 (6). – С. 64-65.
14. Зенина, Т. Н. Наблюдаем, познаем, любим [Текст] / Т.Н. Зенина // Дошкольное воспитание. – 2003. – No 7. – с. 31-34.
15. Зенина, Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными [Текст] / Т.Н. Зенина М.: Педагогическое общество России, 2007. – 64с.
16. Иванова, О.М. Интегративная познавательная деятельность дошкольников: методическое пособие [Текст] / О.М. Иванова, Ю.Я. Баран, В.А. Деркунская. М.: Центр педагогического образования. - 2013. - 96 с.
17. Крылова, Н.М. Мониторинг динамики развития и саморазвития воспитанника как индивидуальности [Текст] / Н. М. Крылова, Л. В. Тимошенко. М.: Сфера. - 2016. - 96 с.
18. Крюкова, К.А. Фенологические наблюдения в России: краткая история развития [Текст] / К.А. Крюкова, А.М. Данченко // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – 2013. – No 377. – с. 192- 195.
19. Лаврова, Л.Н. Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Л.Н. Лаврова, И.В. Чеботарева; под ред. Т. В. Цветковой. М.: Сфера. - 2017. - 128 с.
20. Лазутова, М.Н. Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей [Текст] / М.Н. Лазутова. М.: Сфера. - 2015. - 128 с.
21. Лаврентьева, Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие. / Н. Г. Лаврентьева. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. – 168 с.
22. Макарова, О.А. Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.А. Макарова // Молодой ученый. – 2017. – No 13. – С. 208-210.
23. Медетова, Л.С. Роль природы в экологическом воспитании дошкольников [Текст] / Л.С. Медетова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – No 52. – С. 25-27.
24. Митина, Р.М. Формирование экологического воспитания дошкольников [Текст] / Р. М. Митина, Л. А. Жидова, Н. Н. Исаева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 16 апр. 2017 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 124-126.
25. Михайлова, З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина. СПб.: Детство-Пресс. - 2013. - 160 с.
26. Попова, М.В. Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС [Текст] / М. В. Попова, С. В. Токарева // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, июль 2015). СПб.: Свое издательство. - 2015. - С. 28-30.
27. Попова, М.В. Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС / М. В. Попова, С. В. Токарева. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8476/ (дата обращения: 03.03.2023).
28. Поповская, О.В. Основы экологического воспитания дошкольников [Текст] / О. В. Поповская, А. В. Манойлова // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 5 сент. 2017 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. –С. 122-126.
29. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / М.: Перспектива. - 2014. - 32 с.
30. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах [Текст] / Под ред. С. В. Степановой. М.: Проспект. - 2014. - 164 с.