Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Эластичность: понятие, виды, методы измерения в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с этой темой, имеет как теоретическое, так и практическое значение. Эластичность - одна из наиболее важных категорий в экономике. A. Маршалл ввел в экономическую науку понятие эластичность, которая представляет собой процентное изменение одной переменной в ответ на процентное изменение другой переменной. Концепция эластичности позволяет нам понять, как рынок адаптируется к изменениям его факторов. Однако нас интересует не только направление, но и масштабы изменений спроса. Обычно компании ожидают увеличения выручки от продаж за счет повышения цен. Однако повышение цен может не привести к увеличению выручки. Напротив, они снизятся из-за снижения спроса, поэтому продажи сократятся. Следовательно, компании должны определить количественное влияние изменений цен на продукцию, доходов потребителей или цен на альтернативные товары, производимые конкурентами, на спрос.
Глава 1 Эластичность спроса
1.1 Понятие эластичности спроса и методы расчета
Понятие «эластичности» введено в экономическую литературу А.Маршаллом (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др. Под эластичностью понимается степень реагирования одной переменной на другую [1]. Существуют различные методы определения эластичности в зависимости от выбранных единиц измерения. Наиболее широко применяемой единицей измерения являются проценты и коэффициенты [2, 3].
Числовой показатель, который отражает процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой называют коэффициентом эластичности, данный показатель может иметь значение от нуля до бесконечности.
Эластичность спроса – это показатель, определяющий реакцию покупателей на факторы, которые влияют на изменение стоимости продукта. Наиболее сильную реакцию называют эластичной.
Эластичность спроса – это измеритель силы влияния какого-либо фактора н величину спроса. Основными видами эластичности спроса являются:
-эластичность спроса по цене;
-эластичность спроса по доходу;
-перекрестная эластичность, то есть эластичность спроса по цене других товаров.
Эластичность спроса показывает, насколько чувствительны покупатели к изменениям, влияющим на повышение или снижение стоимости товаров и услуг. Такой показатель определяет не только реакцию на изменения в цене, но и изменения, связанные с доходом целевой аудитории. В целом, эластичность спроса на товар показывает, как меняются взаимоотношения между изменением стоимости и спроса [14, с. 45].
Эффективность принимаемых управленческих решений в предпринимательстве зависит от четкого определения проблемной и наиболее эффективной в перспективе зоны для направления усилий в конкретную область бизнеса. Для этого важно знать сравнительную силу влияния отдельных факторов, например, при использовании много факторных регрессионных моделей, чтобы сделать правильный вывод о воздействия того или иного факторного показателя на результативный. В таких случаях используются коэффициенты эластичности и бета-коэффициенты.
1.2 Эластичность спроса по цене и факторы на нее влияющие
Эластичность спроса по цене характеризует чувствительность спроса на товар к изменению его цены и представляет собой отношение процентного изменения спроса к процентному изменению его цены. Эластичность спроса ЕD измеряется с помощью коэффициента эластичности, который показывает на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
(5)
Отношение ΔQ/ΔР в формуле эластичности характеризует угол наклона кривой спроса. Чем выше значение этого показателя, тем более пологая кривая спроса и тем выше при прочих равных условиях эластичность спроса по цене. Значения ΔQ/ΔР и коэффициент эластичности Ер не имеют жесткой связи Эластичность зависит не только от ΔQ/ΔР, но и от второго множителя, Р/Q поэтому даже при постоянном угле наклона кривой спроса, эластичность во всех точках этой кривой будет разной (Рис.1).
Коэффициент эластичности спроса по цене в большинстве случаев отрицательный, так как между объемом спроса и ценой, как правило, имеет место обратная связь. Поэтому в расчетах в целях упрощения анализа его значение принимается по модулю.
В зависимости от принимаемых значений ЕD/P спрос может быть:
1. EDP = 0. Совершенно неэластичный спрос – товары первой необходимости (соль, спички);
2. EDP < 1. Неэластичный спрос – при изменении цены на 1% спрос изменяется менее, чем на 1%. Падение цены приведет к снижению выручки;
Кривая спроса с единичной эластичностью является гиперболической (см. рис. 2).
1.3 Перекрестная эластичность и эластичность спроса по доходу
Перекрестная эластичность используется для оценки того, как изменился спрос на продукты, при условии, что цена на альтернативные продукты также изменилась. Проще говоря, это реакция на изменения в стоимости других продуктов и услуг аналогичной важности.
Перекрестная эластичность спроса показывает, как изменения в стоимости одного продукта повлияют на продажи другого продукта [12, с. 159].
Продукт может быть таким:
1. Взаимозаменяемые. Примерами могут служить сливочное масло и маргарин. Если цена на сливочное масло вырастет, маргарин станет более популярным. В этом случае коэффициент эластичности спроса будет положительным.
2. Взаимодополняемые. Примерами могут служить профессиональные камеры и объективы для них. В этом случае увеличение стоимости объектива приводит к уменьшению количества приобретаемых камер (в этом случае коэффициент эластичности спроса будет отрицательным).
3. Нейтральные. Примерами могут служить обувь и телевизоры. Если стоимость одного продукта меняется, то спрос на другой продукт остается прежним. Другими словами, спрос становится неэластичным.
Перекрестная эластичность характеризует относительное изменение спроса на один товар при изменении цены на другой товар.
EDxy = (ΔQ/Qd)/(ΔPy/Py)
где ΔQ/Qd - относительное изменение спроса на товар X;
ΔPy/Py- относительное изменение цены товара Y, или
EDxy = %Qdx/%Py
%Qdx - изменение спроса на товар X в процентах, %Рy - изменение цены товара Y в процентах, или
Смысл и сущность перекрестной эластичности: на сколько процентов изменится спрос на товар X, если цена товра Y изменится на 1%. Перекрестная эластичность широко используется для обеспечения соблюдения антимонопольной политики: доказательством того, что компания не является монополистом на определенный продукт, является то, что товары, произведенные этой компанией, имеют положительную перекрестную эластичность спроса по сравнению с товарами другой компании [20, с. 133].
Глава 2 Эластичность предложения
2.1 Понятие, способы расчета и виды эластичности предложения по цене
Эластичность предложения – это изменение объема предлагаемой продукции или услуг в результате увеличения или уменьшения стоимости. Эластичность предложения характеризует отношение изменения величины предложения к изменению стоимости продукции. Согласно закону предложения, эти два показателя должны изменяться в одном направлении, потому при сохранении этого закона коэффициент ценовой эластичности предложения имеет положительное значение.
Для расчета коэффициента ценовой эластичности Eps используется формула:
Где: Eps – эластичность, S – пиковая граница предложения, Qx – количество продаваемого товара, Р – стоимость товара. Показатель может иметь различные значения, в зависимости от которых определяется, насколько эластично предложение [24, с. 267].
При нулевом значении коэффициента Eps = 0 получается абсолютно неэластичное предложение. То есть объем предлагаемого товара остается неизменным после увеличения или уменьшения стоимости. Нулевое значение обычно встречается на кривой действующего промежутка времени. Кривая выглядит как вертикальная линия (S5 на графике 7).
Если коэффициент эластичности предложения по цене выше нуля, но ниже единицы (0
При коэффициенте выше единицы приходим к эластичному предложению – изменение предложения превышает изменение цены. Это работает на кривых на длительных отрезках времени. Кривая предложения, которая пересекает ось цен, считается эластичной по отношению ко всем ценам. На графике отображается линией S3.
В случае, когда значение показателя эластичности приравнивается к бесконечной величине, можно говорить об абсолютно эластичном предложении. При минимальных изменениях стоимости товара предложение для покупателей может меняться бесконечно. Подобное значение характерно для длительных промежутков времени.
2.2 Факторы, влияющие на эластичность предложения
Эластичность кривой предложения зависит от нескольких факторов:
1. Срок и цена хранения. Если обеспечение сохранности товара в течение длительного времени невозможно, это приводит к повышению стоимости, а кривая предложения имеет минимальную эластичность.
2. Процесс производства. Если производитель наращивает выпуск продукции при увеличении цены и уменьшает выпуск пропорционально снижению цены, кривая предложения считается эластичной.
3. Цены на аналогичные товары, услуги, ресурсы. Это позволяет рассчитать уровень перекрестной эластичности.
4. Степень использования ресурсов. В ряде случаев отсутствие необходимых ресурсов приводит к слабой эластичности.
5. Уникальность ресурсов. Если в производстве товара используются уникальные ресурсы, они, как правило, могут быть использованы лишь в производстве конкретного товара по заданной технологии. Потому компания в любом случае будет выпускать на рынок свою продукцию, даже при снижении цен. Чем выше уникальность используемых в производстве ресурсов, тем ниже эластичность кривой. Предложение товаров более эластично по цене, если при их производстве не использовались эксклюзивные материалы.
6. Монополизированность выбранной отрасли. Монополист может продавать неограниченное количество товара по любой разумной цене [19, с. 63].
Временной фактор. Важную роль в анализе эластичности предложения по цене играет фактор времени. Если цена на продукцию меняется, спрос реагирует на это практически мгновенно. Подобная реакция в случае с предложением исключена. Чтобы изменить предложение, придется провести ряд преобразований в производственном процессе. И если некоторые преобразования можно провести в кратчайший срок, для внедрения других потребуются месяцы или годы. Чем больше времени имеет предприятие на принятие решения о производстве и реализации товара, тем выше ценовая эластичность предложения. В длительной перспективе компании рассматривают и другие возможности для приложения собственных ресурсов. К примеру, если падают цены на груши, производители не могут снизить предложение в краткосрочном периоде – фрукты уже в наличии на складе. В перспективе собственник может вырубить сад и вырастить другие деревья. Или пустить землю под застройку. Или найти новых оптовых покупателей.
Глава 3 Практическое применение теории эластичности
3.1 Влияние ценовой эластичности спроса и предложения на последствия налогообложения
Теория эластичности широко использовалась и применяется в государственной налоговой политике. При введении косвенных налогов целью страны является увеличение налоговых поступлений в бюджет для перераспределения экономических ресурсов, перераспределения доходов и поддержки бедных, развития социальной сферы, инфраструктуры, национальной обороны и т.д. Однако, в зависимости от эластичности спроса и предложения на определенные виды товаров и услуг, налоговое бремя будет по-разному распределяться между производителями и потребителями товаров.
Рассмотрим распределение налогового бремени и эластичного и неэластичного спроса на продукцию (при условии, что эластичность предложения постоянна). На рисунке 8 показано, как изменятся цены и объем продаж после введения налога. График спроса D на рис. 8,а показывает, что он имеет высокую эластичность, а на рис. 8,б – относительно неэластичен. График предложения S0 – предложение до введения налога. Соответственно P0 и Q0– равновесные цена и объем производства до введения налога.
Что произошло, когда государство ввело налог? Кривые предложения переместились влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Р1 и Q1.
Следовательно, цена на продукт будет увеличена производителем. Но сколько это стоит? Производитель в рыночной экономике не может повышать цены с помощью налогов (хотя это часто наблюдается в России в условиях переходной экономики) и устанавливать их выше равновесных, потому что в конкурентной среде он будет вынужден уйти. Единственное, что он может сделать, это поднять цены до равновесного уровня.
Если спрос будет гибким, потери производителя будут выше, и бремя налогообложения в основном ляжет на него. На рис. 9,а выделенный прямоугольник показывает сумму налога, часть под пунктирной линией - это потери производителя от налога. Кроме того, производители будут вынуждены сократить производство до Q1, потерять некоторых покупателей своей продукции из-за более высоких цен. Если спрос неэластичен, налоговое бремя в основном ляжет на потребителей. Кроме того, при неэластичном спросе абсолютная сумма налогов будет выше. Вот почему государство вводит акцизы и другие косвенные налоги на товары с неэластичным спросом (сигареты, алкогольные напитки и т.д.) [27].
Заштрихованные треугольники на рис. 9 обзор продуктов, которые будут произведены и приобретены, если страна не введет налоги. Это потребители, которые хотят, но не могут покупать продукты, и производители, которые хотят, но не могут производить продукты. Разница между желанием и возможностью является прямым следствием установленного налогообложения и является потерей для общества. Более того, чем выше будут эти потери, тем выше эластичность спроса на этот продукт.
Теперь давайте рассмотрим зависимость распределения налоговой нагрузки от эластичности предложения (мы предполагаем, что эластичность спроса постоянна).
3.2 Взаимосвязь эластичности спроса по цене с выручкой продавца
Эластичность спроса играет важную роль в ценовой политике предприятий. По мере того как мы продвигаемся вниз по линии спроса, затраты становятся меньше, а спрос увеличивается. Проще говоря, эластичность спроса снизилась.
Вообще говоря, существует определенная взаимосвязь между эластичностью спроса, изменением стоимости продаваемых товаров и доходом продавца:
1. Если спрос является гибким, то снижение затрат приведет к увеличению выручки компании. Увеличение расходов связано со снижением доходов. Проще говоря, компании выгодно снижать цены.
2. Если спрос неэластичен, то снижение стоимости приведет к снижению выручки компании. Увеличение стоимости приводит к увеличению дохода. Проще говоря, увеличение стоимости выгодно компании.
3. Если спрос эластичен на единицу продукции, общий доход достигает максимального значения. Другими словами, если вы измените цену, доход не изменится.
Проще говоря, если спрос является гибким, то компания приложит все усилия для снижения затрат. В конце концов, рост цен связан с предстоящим снижением прибыли компании.
Если спрос неэластичен, то чем выше премия за продукт, тем лучше он будет продаваться. Премиальным фактором как раз и является высокая стоимость продукта. В соответствии с кривой спроса может быть определена стоимость покупки товара покупателем, которая составляет доход продавца (Рис.11) [19, с. 116].
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Эластичность - это мера изменения спроса при изменении уровня цен. В соответствии с уровнем эластичности спроса все товары делятся на две группы: товары с эластичным спросом и товары с неэластичным спросом. Оценка эластичности спроса позволяет компаниям выбрать правильную стратегию поведения на рынке. Коэффициент эластичности спроса и предложения (индикатор) позволяет определить положение кривой спроса и предложения и спрогнозировать изменения объема продаж на основе изменений факторов, влияющих на спрос и предложение. Предложение различных товаров с одинаковым масштабом изменения цен увеличивается по-разному. Когда цены меняются, изменение стоимости предложения товаров называется эластичностью предложения. Практическое значение коэффициента эластичности заключается в том, что легко предсказать, какие отрасли имеют возможность процветать, а какие, скорее всего, будут находиться в состоянии стагнации и сокращения производства в будущем.