Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля, сокращение сроков таможенного оформления, переход на одноэтапное таможенное оформление, самостоятельное и ответственное принятие решений должностными лицами таможенных органов требуют не только знания всей быстро меняющейся и совершенствующейся правовой базы, но и также перспективы развития таможенной службы, но и знание товаров, подлежащих декларированию, и умение выявить все критические точки процесса таможенного оформления для конкретного товара из конкретной страны.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что обработка подакцизных товаров традиционно является сферой особого внимания таможенных органов. С одной стороны, это связано с самым высоким налогообложением этих товаров и применением к ним различных мер государственного регулирования. Доля акцизов в общей структуре таможенных платежей, взимаемых при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, невелика и составляет чуть более 1 процента. При этом сумма таможенных платежей, уплаченных при ввозе подакцизных товаров, составляет уже около 15 процентов от общей суммы таможенных платежей при ввозе.
Вино – алкогольный напиток, полученный путем полного или частичного брожения свежего, высушенного или частично просмоленного виноградного сусла, содержащий 8-20% спирта по объему.
Химический состав вина очень сложен: кроме этанола, сахара и органических кислот в нем также присутствуют дубильная кислота, ароматические вещества, пигменты и минералы, витамины.
Основными факторами, влияющими на качество вина, являются сырье и дрожжи, используемые для брожения.
Идентификация является важным направлением деятельности таможенных органов по борьбе с заведомо ложным декларированием товаров и тем самым пополнению доходной части федерального бюджета и защите прав потребителей.
В то же время в настоящее время не существует единого метода определения натуральности вин и четкой терминологии, что такое натуральное вино. Идентификация винодельческой продукции по отечественной нормативной документации зачастую невозможна, так как требования ГОСТ к качеству товара ниже международных требований, а идентификационные критерии отнесения вин к натуральным отсутствуют. В связи с этим вопрос таможенного оформления, необходимости досмотра винодельческой продукции с целью ее идентификации является актуальным как для таможенных органов, так и для страны в целом.
Целью данной работы является изучение товарных характеристик и контроля качества винной продукции в таможенном деле.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть теоретические особенности понятия винодельческой продукции в таможенном деле;
Провести исследовательскую работу по экспертизе качества вин
Определить рекомендации при таможенной экспертизе винодельческой продукции
Предметом изучения являются товарные характеристики и таможенный контроль качества товаров.
Поэтому объектом исследования выступают товарные характеристики и контроль качества вин при таможенных операциях.
Источниками информации для написания работы по теме являются основная учебная литература, результаты практических исследований известных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и журналах, посвященных выбранной теме, справочная литература и другие соответствующие источники информации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические особенности понятия винодельческой продукции в таможенном деле
1.1 Современное состояние рынка, товарная характеристика, количественные и качественные ограничения на ввоз и вывоз винодельческой продукции, способы фальсификации
Государственное регулирование в сфере производства и оборота алкоголя и алкогольной продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, удовлетворение потребительского спроса на эту продукцию, а также повышение ее качества и контроль за соблюдением законодательства, норм и правил Российской Федерации. регулирующее поле.
Действие Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этанола и алкогольной продукции» распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации), а также граждане, осуществляющие деятельность предприятий розничной торговли, содержащих алкогольную продукцию [4].
В последние годы во многих странах мира все большее значение приобретает безопасность и натуральность алкогольной продукции, в том числе алкогольной.
Под винодельческой продукцией понимается винодельческий продукт с содержанием спирта не менее 1,5 об.%, произведенный следующим способом: Полное спиртовое брожение целого или дробленого винограда, фруктов или меда, виноградного сока с последующей дистилляцией сброженного продукта и выдержкой или не выдержанные; спиртовое брожение цельного или дробленого винограда, фруктов, меда или их сока, с добавлением или без добавления одного или нескольких из следующих продуктов: этиловый спирт ректификованный из пищевого сырья, спирты винные, спирты виноградные ректификованные, спирты ректификованные фруктовое вино, вино, виноград, фрукты, медовые дистилляты, сахаристые продукты, ароматизирующие вещества.
Согласно ТН ВЭД Евразийского экономического союза винодельческая продукция относится к товарам 22 группы и классифицируется в товарных позициях 2204 – 2206 [1].
В товарную позицию 2204 входят:
Обычное вино (красное, белое или розовое);
Крепленое вино или спиртные напитки;
Игристое вино. Эти вина насыщаются углекислым газом либо путем вторичного брожения в закрытых емкостях (настоящие игристые вина), либо путем искусственного добавления этого газа после розлива в бутылки (газированные вина);
Сладкое вино (иногда его называют байцзю). Эти вина сильноалкогольные, обычно изготавливаются из виноградного сусла с высоким содержанием сахара и лишь частично превращаются в спирт в процессе брожения. В некоторых случаях их укрепляют добавлением спирта или концентрированным суслом с добавлением спирта. Десертные вина (или ликеры) включают, среди прочего, канарское, кипрское, лакрима-кристи, мадейру, малагу, марсалу, портвейн, мальвазию, самосу и шерри.
В товарную позицию 2205 включаются напитки всех видов (обычно используемые в качестве аперитивов или тоников), приготовленные из вин из свежего винограда товарной позиции 2204, ароматизированные овощными настоями (коренья, листья, фрукты и т. д.) или ароматическими веществами.
В данную товарную позицию также включаются напитки вышеуказанного типа, обогащенные витаминами или соединениями железа. Эти продукты иногда называют «пищевыми добавками» и предназначены для поддержания общего состояния здоровья [14, с.179].
В товарную позицию 2206 включаются все ферментированные напитки (см. рис. 1.1) [10, с.73].
Рисунок 1.1. Товарная позиция 2206
Все эти напитки могут быть газированными естественным путем или искусственно насыщенными углекислым газом.
Сегодня вопросы безопасности и натуральности спиртосодержащей продукции связаны с использованием различных пищевых добавок и наполнителей, используемых при производстве этой продукции — красителей, ароматизаторов, эмульгаторов, стабилизаторов цвета и вкуса, — которые не всегда соответствуют стандартам безопасности. Некоторые новые методы обработки сырья не всегда отвечают этим требованиям. По экономическим соображениям компании, производящие алкогольную продукцию известных марок, будут использовать более дешевое сырье, некачественные пищевые добавки и упрощенные технологические процессы.
Хотя вопрос качества и натуральности винодельческой продукции активно обсуждается на различных уровнях власти и СМИ, он не является приоритетным для игроков винного рынка. По данным регулятора, до 50% проверенной алкогольной продукции (включая вино) в настоящее время забракованы, поскольку они не соответствуют нормативным требованиям. Известно немало случаев реализации контрафактной и контрафактной продукции, наносящей значительный ущерб здоровью потребителей.
Идентификация и подделка — два взаимосвязанных понятия. Идентификация может выявить подделку продукта.
Идентификация продукции (ГОСТ Р 51293-22) - определение соответствия конкретного товара образцам и (или) его описанию [5].
Идентификация продукции - идентификация характеристик продукции и их существенных признаков (ФЗ «О техническом регламенте») [2]
Цели идентификации:
Защита потребителей от недобросовестных производителей (продавцов, поставщиков);
Обеспечивать безопасность продукции для жизни и здоровья человека, имущества и окружающей среды;
Подтвердить, что товар соответствует предъявляемым к нему требованиям.
Идентификация осуществляется на основании признаков, параметров, показателей и требований, которые в совокупности достаточны для подтверждения соответствия конкретного товара образцу и/или его описанию. Описаниями продукции могут служить стандарты, нормы, нормативные документы, конструкторские, эксплуатационные документы федерального управления; товаросопроводительные документы, договоры поставки, спецификации, технические описания, этикетки, бирки и другие документы, характеризующие продукцию.
Поддельный алкоголь — это производство и продажа продукции, содержащей заменители алкоголя (чистые или фальсифицированные), под видом подлинной продукции. В России чаще всего подделывают водку как один из самых популярных и легко подделываемых алкогольных напитков.
Подделка вина и другой алкогольной продукции обусловлена техническими и экономическими факторами. Учитывая высокую стоимость основного сырья, трудоемкость и длительность многих технических операций, себестоимость винодельческой продукции, как правило, выше, чем у большинства других алкогольных напитков.
В приложении 1 приводится описание методов подделки вин, использовавшихся еще в 19 веке и не утративших своей актуальности по сей день.
К основным методам фальсификации классификации вин относятся частичная или полная подмена вин винными напитками, ложная маркировка группы, к которой принадлежит вино (выдача игристых вин или газированных винных коктейлей для игристых вин, столовых вин - для вин с контролируемыми наименованиями мест происхождения). ), введение в заблуждение о происхождении вин (замена вин из Болгарии, Венгрии, Молдовы на вина из Франции, Испании, Италии), фальсификация торговых марок (публикация контрафактной продукции). Многие из перечисленных методов подделки документов носят международный характер, поскольку используются во многих странах [10, с.158].
Вино остается одним из самых популярных спиртных напитков в большинстве стран.
По мере роста располагаемых доходов в некоторых странах набирают популярность премиальные вина в дорогих упаковках и презентационных коробках. Одними из самых распостраненных вин считаются европейские, затем следуют чилийские и аргентинские.
Согласно оценкам Международной организации виноградарства и виноделия (OIV), в 2022 г. мировое производство вина составило около 258,4 млн гектолитров. Уровень производства в отчетном году пока остается на отметке ниже среднего, показав незначительные темпы роста на 0,9% по отношению к 2020 г. Низкий уровень производства в основном обуславливается изменением климатических условий и влиянием пандемии COVID-19, которые создают высокую степень волатильности и неопределенности на мировом рынке вина [9].
Импорт виноградных натуральных вин, в том числе крепленых, виноградного сока, отгруженных в Россию в 2022 году, составил 354,3 млн литров на сумму 1,09 млрд долларов США, а вес груза составил 565,44 млн тонн. Россия импортирует натуральные вина с мировых рынков со значительной (34,08%) сезонностью. Наибольший объем импорта приходится на ноябрь 2022 года, а наименьший - на январь 2022 года. Средние импортные цены на натуральные вина, включая крепленые вина, варьируются от 2,58 до 3,53 долларов США за литр виноградного сусла.
Осенью 2022 года страны ЕС увеличили экспорт вина в Россию, а импорт составил более 40% всего прошлого сезона винной торговли. Укрепление рубля компенсирует падение импорта в начале года, но эксперты пока не ожидают роста рынка [13].
С августа по октябрь 2022 года поставки вина в Россию из стран ЕС значительно увеличатся по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом говорится в статистике торговли Генерального директората по сельскому хозяйству и развитию сельских районов Европейской комиссии, которую исследовал РБК.
За три месяца нового маркетингового 2022/23 года (под которым мы понимаем период в календарном году, когда происходит продажа определенного товара) страны ЕС, начиная с августа, экспортировали в Россию около 1 млн гектолитров вина. Это на 43% больше, чем объем импорта в период с августа по октябрь прошлого года (701 500 гл). Статистика учитывает наличие тихих, игристых и других вин [15, с.98].
Всего за первые три месяца нового маркетингового года Россия импортировала на российский рынок 42,7% поставок стран ЕС за весь предыдущий маркетинговый год (12 месяцев с августа 2021 г. по июль 2022 г.) - 2,35 млн кг.
В прошлом году странами, экспортировавшими больше всего фруктовых вин в Россию, были Болгария с 44,3% (8,2 млн литров), Литва, поставившая на наш рынок винные напитки с 27,7% (5,1 млн литров), Италия - 7,9% (1,5 млн литров). . На эти три страны пришлось 79,9% [13].
В целом рынок импортного вина в 2022 году в основном сохранился на уровне 2021 года, тогда как объем импорта во втором и третьем кварталах колебался по месяцам. Во многом это будет связано с перелицензированием участников алкогольного рынка, что для одних приведет к временному прекращению деятельности и, соответственно, торговли вином, а для других потребует выхода из бизнеса и фактического прекращения торговли.
Такая ситуация заставит игроков рынка импортного вина искать новые возможности для заработка, что постепенно приведет к реструктуризации дистрибьюторской сети, на что потребуется время, что приведет к колебаниям объемов импорта вина. Кроме того, результатом реструктуризации станет увеличение долей участников всех уровней.
Что касается появления на российском рынке новых винных брендов, то в этом году оно будет столь же вялым, как и в 2020 году. В результате львиная доля ассортиментного ряда импортера будет приходиться на те же марки и вина, что и в предыдущие годы. При этом ведущие экспортеры сохранят свое лидерство.
Также в 2023 году стоимость импортного вина продолжит расти из-за повышения акцизов.
1.2 Товароведная, промышленная и таможенная классификация винодельческой продукции
При осуществлении документооборота уполномоченное должностное лицо выполняет ряд операций по проверке выполнения условий выпуска товаров.
При сверке сведений о наименовании товаров, заявленных в таможенной декларации, и его количественных данных (количество мест, вес и т.п.) со сведениями, содержащимися в документах, представляемых в таможенный пост для проверки таможенной декларации, и с использованием электронных копий таможенных документов уполномоченные должностные лица осуществляют:
1. Проверка количественных данных (количество мест, вес и т.д.);
2. Проверка данных о затратах;
3. Проверить информацию о контрактных, коммерческих, товаросопроводительных и таможенных документах.
При осуществлении контроля за правильностью определения кодов товарной номенклатуры в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС уполномоченные должностные лица [1]:
1. Контролировать достоверность и полноту заявленных сведений в таможенной декларации для идентификации товаров и классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;
2. Проверить соответствие описания товара в таможенной декларации установленным требованиям, в том числе описание его упаковки;
Следует отметить, что для вина и других предметов первой необходимости установлены специальные требования по четкой идентификации и классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, согласно которым в числе прочих сведений даются указания по заполнению таможенной декларации на товары. Декларация и транзитная декларация
3. По делам с участием таможенных органов контролировать правильность определения классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС;
4. Проверить, соответствуют ли заявленные сведения о товарах сведениям, определенным вышестоящей таможенной службой для классификации товаров.
На данном этапе может возникнуть множество трудностей в связи с большим количеством спорных вопросов, связанных с классификацией основных видов алкогольной продукции по ТН ВЭД ЕАЭС. В этом случае целесообразно учитывать характеристики кодов ТН ВЭД ЕАЭС по определению вин и виноматериалов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г. (актуальная редакция)
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org. (дата доступа: 03.04.2023).
3. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 / СПС Консультант Плюс (дата доступа: 03.04.2023).
4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 06.08.2018, № 32 (часть I), ст. 5082. 1995 / СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата доступа: 03.04.2023).
5. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О техническом регулировании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.12.2021) / СПС Консультант Плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/ (дата доступа: 03.04.2023).
6. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 326-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»1995 / СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334303/ (дата доступа: 03.04.2023).
7. ГОСТ 32061-2013 Продукция винодельческая. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение / СПС Консультант Плюс (дата доступа: 03.04.2023).
8. ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования 01.01.2021 / СПС Консультант Плюс (дата доступа: 03.04.2023).
9. ГОСТ Р 51293-2022. Оценка соответствия. Общие правила идентификации продукции для целей подтверждения соответствия. Введен 01.06.2022 Код ОКС 03.120.10 / СПС Консультант Плюс (дата доступа: 03.04.2023).
10. Письмо ФТС России от 14.06.2019 № 0118/35247 О маркировке товаров средствами идентификации // Альфа-Софт. URL: https:// www.alta.ru/tamdoc/19p35247/.1995 (дата доступа: 03.04.2023).
11. Барабанова Е. Н. Справочник товароведа продовольственных товаров. Ч. 2 / Е. Н. Баранова– М., 2019. – 319 с.
12. Виноградова А.В., Котоменкова О.Г., Петрова Т.Б., Потина Г.В., Пятковская Е.Ю. Товароведческие, таможенные профессиональные знания: Учебник. -СПб: Троицкий мост, 2019. - 264 с.
13. Гамидуллаев С.Н., Петрова И.Н., Багрикова С.В., Федотова Г.Ю. Товароведение и таможенная экспертиза: Четыре учебника. Том II: Непродовольственные товары. - СПб: Троицкий мост, 2018. - 79 с.
14. Долганова Н. В., Газиева С. О. Хранение пищевых и непродовольственных товаров. - СПб: Троицкий мост, 2018. – 171 с.
15. Мельниченко Т. В. Маркетинг вина: Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. - 350 с.
16. Солодова Ю. Г., Корнилов Н. С. Научный справочник по виноделию в Российской Федерации. – М.: Наука, 2019. - 250 с.
17. Федоров М. В. Инспекция качества вина: Учебно-научное пособие. – М.: Экономика, 2018. – 223 с.
18. Чечеткина И. М., Путилина А. С. Товароведческая экспертиза: Учебники. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 137 с.
19. Янкевич С.В. Таможенное занятие. – М.: Наука, 2018. - 350 с.
20. Криштафович Дмитрий Валентинович, Бронникова Арина Родионовна Проблемы классификации многокомпонентных пищевых продуктов для таможенных целей // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 1 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-klassifikatsii-mnogokomponentnyh-pischevyh-produktov-v-tamozhennyh-tselyah (дата обращения: 04.03.2023).
21. Филлипс Р. История вин. – М.: ЭКСМО, 2014. – С. 11. - ISBN 5-699-06341-2 - https://search.rsl.ru/ru/record/01002492485 (дата доступа: 03.04.2023).
22. Особенности экспертизы алкогольных напитков. - https://lektsii.com/2-37503.html (дата доступа: 03.04.2023).
23. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России - https://customs.gov.ru/(дата доступа: 03.04.2023).