Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В связи с требованиями «Закона об образовании в РФ» о формировании в современной системе образования инновационной среды урок литературы становится все более техно логичным. Вопросы внедрения педагогических технологий в образовательный процесс исследовали: академик А.М. Новиков , Е.С. Полат , Г.К. Селевко , В.А. Сластенин , А.В. Хуторской , Н.Ф. Яковлева и др.
Академик А.М. Новиков считает технологию педагогическим феноменом, который в рамках современной образовательной системы способствует решению многих задач. С позиций технологического процесса ученый определяет педагогическую технологию как запрограммированный (алгоритмизованный) педагогический процесс, обеспечивающий достижение запроектированных педагогических целей .
Все более востребованной современными учителями становится проектная технология, которая является средством создания инновационной и вариативной среды. Проектная технология – это система обучения, основанная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса . Цель данной технологии – перенести акцент с обучающего учителя на познающего ученика .
Творческая проектная деятельность помогает детям не только достичь новых знаний самостоятельно, она способна вызвать огромный интерес к изучению предмета через различные приемы работы.
Через самостоятельное добывание знаний ученик открывает в себе новые способы чувствования, видения, воображения, мышления и действия. В процессе проектной деятельности ученик начинает осознавать основной принцип технологии: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить». Метод проектов делает ставку на то, что учитель – это только помощник, консультант, который направляет вектор мыслей и действий учащихся в нужную сторону, тем самым как бы идя за ними. На таком уроке ребенок чувствует себя комфортно, полноценно, свободно в лучшем смысле этого слова, он живет, а значит, чувствует, переживает, познает, мыслит, осознает, исследует, решает, воображает, творит с огромным интересом, добиваясь положительного результата.
В данной работе мы будем изучать данную тему в контексте изучения повести «Алые паруса» А. Грина на уроках литературы.
Александр Грин - «рыцарь мечты», представитель неоромантизма, автор философско-психологических произведений с элементами фантастики.
Объектом исследования является методика изучения литературных произведений.
Предметом – возможности творческих проектов в процессе освоения литературных произведений на примере повести А. Грина «Алые паруса». Александра Грина отличают прекрасный вкус, чуждый натурализму, способность простыми средствами возвысить рассказ до уровня глубокой притчи, яркий захватывающий сюжет. Перенос действия в вымышленную страну — своеобразный продуманный приём.
Цель исследования: определение возможностей творческого проектирования в процессе изучения литературного произведения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Творческое проектирование на уроках литературы
1.1. Понятия «проект», «метод проектов» в психолого-педагогической литературе
Внедрение проектной деятельности в систему высшего образования направлено не только на повышение качества учебного труда будущих специалистов, но и обновление содержания образования .
Появление проектной деятельности, как элемента отечественной педагогической практики можно проследить с начала ХХ века. Однако понятийный аппарат современного проекта видоизменился, практическая реализация проектной деятельности направлена на формирование профессиональных навыков обучающихся в различных сферах жизни в век стремительной цифровизации . Проектную деятельность в области образования относят к новому виду педагогических технологий, направленных на формирование компетенций в области проектов.
В переводе с латинского слово «проект» обозначает «брошенный вперед». В зарубежной и отечественной педагогической науке представлено много различных интерпретаций данного метода в зависимости от ракурса изучения: как метода проектного обучения, как проектирования в обучении, как моделирования в образовании.
Российская педагогическая энциклопедия трактует метод проектов как «систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения, постепенно усложняющихся практических заданий – проектов» .
Остановимся на кратком описании основных понятий проектного обучения. В работе Е. Ф. Бехтеновой, К. Е. Зверевой, О. М. Хлытиной метод проектов понимается как целенаправленная учебная или внеурочная деятельность, которая осуществляется по определенной программе для решения различного рода образовательных задач: учебных, поисково-исследовательских, практических и др. . Реализуя на предметной, межпредметной или интегрированной надпредметной основе такую деятельность, практикующие педагоги называют ее учебным проектом.
Так, по мнению С. Б. Барашкиной, О. Н. Васиной, Т. А. Галаховой, О. Н. Пономарёвой, учебный проект предполагает самостоятельную деятельность обучающихся и предусматривает такие виды творчества, как: поиск информации для реализации основной идеи проекта или вспомогательных задач, анализ и обобщение накопленного материала; выработка гипотез своих исследований, экспериментальная проверка или анализ экспериментальных результатов, теоретическое обоснование сформулированных идей; практическую деятельность, социально значимую и отражающую личностно-индивидуальную позицию .
По мнению М. Б. Романовской, в основе метода проектов лежит креативность, проявляющаяся в умении ориентироваться в избыточном информационном пространстве и самостоятельно формировать свои знания, которые необходимы для правильного выстраивания своих познавательных и жизненных стратегий, для принятия адекватных решений с целью адаптации в социуме, для личностной самореализации .
С. А. Гарафутдинова, Е. А. Гилева, Т. В. Гудкова, С. А. Ермолаев, М. Г. Заббарова считают, что умения, формируемые у обучающихся в процессе проектирования, в отличие от знаниевого обучения, направлены на осмысленное выполнение жизнеобеспечивающих интеллектуальных и практических действий. Другими словами, формируются ключевые компетенции обучающихся, в том числе и выявление необходимости совершенствования предметного мира, понимание учебной задачи, задания, способов взаимодействия с ровесниками и взрослыми, требований к презентации результатов выполненной работы. Ключевые компетенции обучающихся проявляются и в планировании последовательности своих действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы проекта, коррекции принятых ранее решений, умений задавать конструктивные вопросы, обращаться за компетентной помощью. По мнению М. Б. Романовской, в процессе проектной деятельности происходит динамичное развитие личностных качеств и ключевых компетенций обучающихся, свидетельствующих о качестве современного образования .
А. Н. Иоффе, рассматривая проектную деятельность, приходит к выводу, что она является совместной учебно-познавательной, творческой деятельностью обучающихся, которая имеет общую цель, методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата . Ряд исследователей (И. Н. Заева, А. Н. Иоффе, И. В. Казаченко, Н. М. Фирсова) полагает, что проектная деятельность всегда практико-ориентирована и направлена на формирование у обучающихся навыков практической деятельности, достижения, в процессе работы над проектом, поставленных целей и задач .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Аранская О. С., Бурая И. В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8-11 классы: методическое пособие. – Москва : Вентана-Граф, 2005. – 288 с.
3. Бехтенова Е. Ф., Зверева К. Е., Хлытина О. М. Проектная деятельность школьников на уроках региональной истории: методическое пособие. – Новосибирск : Издательство Новосибирского государственного педагогического университета, 2004
4. Бондаренко М.А. Подготовка учебного проекта по русскому языку как методическая проблема // Проблемы современного филологического образования: Сборник научных статей. Выпуск XV / Отв. ред. В.А. Коханова. – М.: МГПУ, Ярославль: Ремдер, 2017. – С. 38–44
5. Борисова Т. Г.; Кузнецова Т. Б. Ономастическое пространство феерии А. Грина «Алые паруса» // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Владикавказ, 2017. С. 157–163
6. Варламов А. Александр Грин. М., 2008
7. Васина О. Н., Пономарёва О. Н. Проектная исследовательская деятельность школьников: формирование экологической культуры // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. – 2012. – № 28. – С. 711-713
8. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963
9. Горский И. К. Об исторической поэтике Александра Веселовского // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989. С. 11–32
10. Грин А. С. Алые паруса; Бегущая по волнам; Золотая цепь. Новосибирск, 1991
11. Гринландия. Жизнь и творчество Александра Грина. URL: http:// grinlandia.narod.ru
12. Громинова А.; Барковская Н. В. Образ родной земли в современной поэзии Словакии и Урала // Филологический класс. 2016. Vol. 46, iss. 4. С. 27–35
13. Дегтярева Т. О. Художественный мир А. С. Грина в литературоведческом дискурсе // Філологічні трактати. 2011. Т. 3. № 2. С. 16–21
14. Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов притч и задач / Сост. Д.Н. Садовников. – СПб.: Типография Н.А. Лебедева, 1876. – 332 с. URL: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=42416
15. Иоффе А. Н. Гражданские предрасположенности и ценности российских школьников: программа оценки граждановедческого образования в России (VIII класс) // Преподавание истории в школе. – 2015. – № 4. – С. 4-13.
16. Казакова Е. И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования // Психологическая наука и образование. 2016. - Т. 21. - № 4. - С. 102–109.
17. Казаченко И. В. Применение возможностей системы дополнительного образования для подготовки будущих учителей технологии к руководству проектной деятельностью школьников: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Москва, 2003. – 16 с.
18. Макаревич А.М., Москвина Т.В. Творческие проекты в учебной и внеурочной деятельности в начальной школе // Творческие проекты в образовательной среде: Материалы III Горчаковского форума творческих проектов / Отв. ред. А.В. Кузьмин. – СПб.: АЙСИНГ, 2012. – С. 16–22
19. Мельникова А. Л. Лексико-семантические особенности языка произведений А. С. Грина. URL: http://grinworld.org/salvatory/ salvatory_03_06_1.htm
20. Михайлова Л. Александр Грин. Жизнь, личность, творчество. М., 1872.
21. Новиков А.М. Понятие о педагогических технологиях // Специалист. – 2009. – № 10 URL: http://anovikov.ru/artikle/ pedtech.htm
22. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (Методология образовательной деятельности). – М.: Эгвес, 2004. – 120 с.
23. Новикова З.Н. Проектная деятельность в смешанном обучении // Проблемы современного филологического образования: Сборник научных статей. Выпуск XVI / Отв. ред. В.А. Коханова. – М.: МГПУ, Ярославль: Ремдер, 2018. – С. 16–21
24. Парамонова Т. А. Система индивидуально-авторских локусов как механизм создания сверхтекстового единства прозы А. С. Грина (на примере функционирования локусов «Лисс» и «Зурбаган») // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Серии: «Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение». 2008. № 1. С. 279–287
25. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – 3-е изд., исправ. и допол. – М.: Академия, 2011. – 412 с.
26. Прасолова К. А. Фанфикшн: литературный феномен конца XX - начала XXI века (творчество поклонников ДЖ. К. Ролинг): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / К.А. Прасолова. – Калининград, 2009. – 24 с.
27. Романовская М. Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные только подходы: научно-методическое пособие для образовательной области «Технология». – Москва : Издательство АПКиПРО, 2004. – 32 с.
28. Севастьянова А.А. Учебные проекты по литературе с использованием информационных технологий // Литература в школе. – 2014. – № 6. – С. 24–27.
29. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
30. Сказки и предания Самарского края. Собраны и записаны Д.Н. Садовниковым. – СПб.: Тропа Троянова, 2003. – 447 с.
31. Сластенин В.А. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 576 с
32. Стиль писателя // ТекстоЛогия.ру: образовательный журнал. URL: https://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/stilpisatelya/?q=458&n=392
33. Тамарченко Н. Д. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008
34. Уминова Н.В. Возможности проектных технологий обучения литературе в школе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2016. – № 1. – С. 35–38.
35. Хуторской А.В. Дидактические основы эвристического обучения: Автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01 / Хуторской Андрей Викторович. – М.: Изд-во МПГУ, 1998. – 37 с
36. Челышева И.Л. Групповая проектная деятельность учащихся // Литература в школе. – 2015. – № 2. – С. 25–26
37. Черняк В.Д. Массовая литература в понятиях и терминах : учебный словарь-справочник : учебное пособие для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 44.03.01/44.04.01 "Педагогическое образование" / В. Д. Черняк, М. А. Черняк. - 3-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА : Наука, 2016. - 191 с.
38. Чечель И. Д. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. – 1998. – № 3. – С. 11-16.
39. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: Учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.
40. Янушевский В.Н. Учебный исследовательский проект в основной средней школе // Литература в школе. – 2015. – № 2. – С. 24–25.
41. Bazerman Ch. The informed Writer: Using Sources in the Disciplines. C., 2010.
42. Becker U. Slovník symbolů // Patočka P. Lexikon der Symbole. P., 2002
43. Galustyan O. V. Digital Campus as Electronic Image of the University // Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. – 2015. – Vol. VII. – № 3. – P. 263-270.
44. Huemer W. Literary Style // The routledge companion to philosophy of literature // N. Caroll, J. Gibson. N.-Y., 2016
45. Žilka T. Poetický slovník. B., 1984