Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В последние десятилетия творчество Бориса Яковлевича Эйфмана стало привлекательным для исследователей. Не последнюю роль здесь сыграли, созданные им Театр балета Бориса Эйфмана и Академия балета Б.Я. Эйфмана. Спектакли Б. Эйфмана всегда вызывают живой интерес и не могут оставить зрителя равнодушным. Хотя отношение критиков к хореографу весьма неоднозначно. Как справедливо замечает А. Киссельгоф, по отношению к творчеству Б.Я. Эйфмана сегодня отношение такое же, как когда-то к его предшественникам М. Фокину и Л. Якобсону индивидуальность которых «с первых шагов и до самых последних работ всегда порождала споры, дискуссии - от восторгов до полного неприятия» [16].
Петербургский балет всегда считался цитаделью академизма и придерживался строгих классических канонов. Тем не менее, все знаменитые новаторы русского балета были выходцами этой академической школы. В их числе можно назвать М. Петипа, М. Фокина, Ф. Лопухова, Л. Якобсона. Исследовавший творчество Л. Якобсона В. Звездочкин приводит такой факт: «на вечере, когда Л. Якобсон поставил свой последний номер, он поздравил с удачей и благословил на творческие дерзания молодого Бориса Эйфмана, поставившего тогда свой первый большой балет» [11: 214].
Борис Эйфман в своем творчестве развивает, как метко высказался А. Волынский «классический танец души <…> в образах внутренней хореографии, под лучшую из музык мира, под музыку пламенеющего сердца» [8: 299]. Борис Эйфман один из тех художников, которые сами создают свою аудиторию. Как заметила Б.О. Сметанина, «можно считать, что становление его театра связано с воспитанием нового поколения зрителей балетного спектакля» [20: 4].
В наши дни театр Бориса Эйфмана достойно представляет русский балет на мировых подмостках, а сам хореограф давно получило мировое признание. Однако его творчество и педагогическая деятельность по сей день остаются малоизученными, что и определило актуальность нашего исследования.
Проблема исследования определяется тем, что творческая и педагогическая деятельность хореографа с мировым именем слабо изучены и до сих пор его творчество имеет неоднозначные оценки. Это определило тему нашего исследования – «Творческая и педагогическая деятельность Б.Я. Эйфмана».
Цель – охарактеризовать творческую и педагогическую деятельность Бориса Эйфмана.
Объект исследования – Борис Яковлевич Эйфман.
Предмет исследования – особенности творческой и педагогической деятельности Б.Я. Эйфмана.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать начальный этап становления хореографа: годы учебы.
2. Проанализировать ранние спектакли Б. Эйфмана.
3. Дать характеристику репертуара театра Бориса Эйфмана.
4. Раскрыть основные черты его педагогической деятельности.
Источниковая база исследования достаточно слаба. Нам не удалось выявить ни одного монографического исследования, раскрывающего творческий путь Бориса Эйфмана за исключением книги-альбома Ю. Чурко, в которой даются описания поставленных балетов с высказываниями самого балетмейстера, но отсутствует их анализ [24]. Большая часть материалов о творчестве хореографа представлена газетными и журнальными публикациями, и представляет собой либо небольшие заметки, посвященные премьерным спектаклям и гастролям театра, либо интервью с балетмейстером. В небольших количествах встречаются публикации, рассматривающие творчество Б.Я. Эйфмана в контексте развития хореографического искусства. Для раскрытия концепции творчества Бориса Эйфмана важной представляется его статья о современном балете [26]. Отдельные аспекты творчества Б.Я. Эйфмана отражены в статьях Н. Аркиной [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7], В. Гаевского [9, 10], Д. Катышевой [14], О. Розановой [19] и др.
В работе был использован комплексный подход, опирается на культурно-исторический, биографический методы, метод описания хореографического произведения и метод сравнительного анализа. В частности, для изучения становления творчества хореографа, вопросов культурно-исторической ситуации в развитии балета использовался культурно-исторический метод. С помощью биографического метода устанавливаются связи фактов биографии Б. Эйфмана с историческими событиями и творческими достижениями балетмейстера. Метод описания хореографического произведения используется для выявления хореографической драматургии спектаклей Б.Я. Эйфмана. И, наконец, с помощью метода сравнительного анализа проводится сравнение работ Бориса Эйфмана с творчеством других хореографов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, общим объемом страниц.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цели и задачи работы, анализируется методологическая и источниковая база.
В первой главе рассматривается ранний период в творчестве балетмейстера, начиная с юношеских увлечений и самых первых работ, где уже наметились основные приемы свойственные всему творчеству Б.Я. Эйфмана.
Во второй главе рассматривается создание и развитие театра Бориса Эйфмана с 1977 г. с момента создания труппы «Новый балет» до сегодняшних дней. Дается анализ репертуара театра, а также стилистических и хореографических особенностей балетов Бориса Эйфмана. Логическим продолжением замыслов хореографа о создании нового театра стало и открытие Академии танца Бориса Эйфмана для одаренных детей.
В заключении подводятся итоги исследования.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ХОРЕОГРАФА
В первой главе рассматривается ранний период в творчестве балетмейстера, начиная с юношеских увлечений и самых первых работ, где уже наметились основные приемы свойственные всему творчеству Б.Я. Эйфмана.
1.1. Начало творческого пути
Борис Яковлевич Эйфман родился 22 июля 1946 г. в Алтайском крае в г. Рубцовске. Туда на строительство танкового завода был направлен только что демобилизованный из армии его отец инженер Янкель Борисович Эйфман. Мать будущего хореографа – Клара Марковна Курис была врачом. Однако на Алтае семья прожила не долго. Уже в 1951 г. они вернулись в Кишинев, где Борис Яковлевич окончил вечернюю школу и начал заниматься балетом в студии «Солнышко» при Дворце пионеров. С самого раннего детства он тяготел к танцу, стремясь выражать свои чувства в пластике, в образе. Позднее он скажет: «Балет для меня не только профессия. Это способ существования, мое земное предназначение. Его средствами я должен передать то, что дается мне свыше. Я, наверное, просто захлебнулся бы своими эмоциями, если бы не имел возможности реализовать из в творчестве. Хореография для меня – это искусство глубоко религиозное в широком понимании этого слова» [22].
Свой первый хореографический номер Борис Эйфман сочинил в 13 лет. Для дальнейшей работы была заведена специальная тетрадь под названием «Мои первые спектакли».
В 1960 г., когда в Кишиневском музыкальном училище им. Штефена Няги было открыто хореографическое отделение, Борис Яковлевич был принят туда на отделение народного танца в класс Рашель Иосифовны Бромберг [2]. Р.И. Бромберг до Великой Отечественной войны была солисткой Одесского театра оперы и балета, стояла у истоков создания молдавского балета. Уже во время учебы в училище Б.Я. Эйфман начал свою творческую и педагогическую деятельность, заменив Р.И. Бромберг во главе балетной студии «Солнышко». Окончив училище в 1964 г. Борис Яковлевич артистом Кишиневского театра оперы и балета и продолжил свою работу в театральной студии при Дворце пионеров.
В 1966-1972 гг. Борис Эйфман – студент балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова. Уже с первых шагов он проявлял больше интереса к постановкам, чем к танцу. Уже к этому времени у хореографа сложилось свое видение сцены и представление о выразительных возможностях тела танцовщика. Это он и мечтал продемонстрировать зрителю. Воплотить свои идеи Б.Я. Эйфман смог уже в своих первых балетах, поставленных еще во время его учебы в консерватории. Речь идет о таких постановках, как «Жизни навстречу» (1970, муз. Кабалевского), «Икар» (1970, муз. А. Чернова, В. Арзуманова), «Блестящий дивертисмент» (1971, муз. М. Глинки) и «Фантазия» (1972, муз. А. Аренского). Эти первые спектакли вызвали восторженные отклики зрителей и встретили пристальное внимание критики [18].
Блистательной премьерой стала и его дипломная работа – Балет «Гаяне» (1972, муз. А. Хачатуряна), поставленный на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского – Михайловский театр). Необычная хореография, тонкая прочувствованность образов — все это произвело неизгладимое впечатление на публику и критику [18].
После окончания консерватории Б.Я. Эйфман был принят балетмейстером в Ленинградское хореографическое училище им. А.Я. Вагановой (ныне 0 Академия русского балета им. А.Я. Вагановой). В это же время хореограф ставит ряд спектаклей – «Русская симфония» (1973, муз. В. Калинникова), «Встречи» (1975, муз. Р. Щедрина), «Жар-птица» (1975, муз. И. Стравинского), «Прерванная песня» (1976, муз. И. Калныньша), «...Души прекрасные порывы» (1977, муз. Р. Щедрина), которые с успехом шли на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне – Государственный академический Мариинский театр). Эти спектакли стали настоящим открытием.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аркина Н. Блестящий танец в темпе аллегро // Театральная жизнь. - 1988. - № 9. - С.6-8.
2. Аркина Н. Двенадцатая ночь или что угодно // Музыкальная жизнь. - 1984. - №23 - С.2-3.
3. Аркина Н. Житие мастера // Музыкальная жизнь. - 1987. - №11. - С.4-5.
4. Аркина Н. Жанр камерный балет // Советский балет. - 1982. - № 4. - С. 60-62;
5. Аркина Н. Жизнь и смерть подпоручика Ромашова // Советская культура. - 1986. - №46 - С.2.
6. Аркина Н. Советские балетмейстеры. Новые имена. - М., 1979. - С.34-38.
7. Аркина Н. Спектакли малых форм. М., 1979.
8. Волынский А. Статьи о балете. - СПб., 2002. - С. 299.
9. Гаевский В. Красная Жизель в голубом Париже // Коммерсант Daily. - 1997.- №174(11 октября). - С. 10.
10. Гаевский В. Судьба нашего балета зависит от того, когда мы войдем в 21 век // Литературная газета. - 1997. - №49(3 декабря). - С.8;
11. Звездочкин В. Творчество Леонида Якобсона. - СПб., 2007. - С. 214.
12. Каменская А. Борис Эйфман – о танце, Петербурге и заслуженном озарении // РБК Стиль. 25 июня 2022.
13. Касимова М.И. Инновационные технологии и методы преподавания хореографических дисциплин (на примере Академии Б.Я. Эйфмана) // Материалы международного саммита по культуре и образованию, посвященного 50-летию Казанского государственного института культуры. – Казань, 2019. – С. 525-529.
14. Катышева Д. Магия Таланта. - СПб., 2005. - С.190-195.; Продолжающийся полет Чайки» // Очень UM. - 2007. - №7. - С. 94-98.
15. Катышева Д.Н. Борис Эйфман: На пути к современному театру балета // Манускрипт. – 2021. – Т. 14. – Вып. 11. – С. 2455-2458.
16. Киссельгофф А. // Нью-Йорк Таймс. - 1998. - 10 апреля.
17. Кремшевская Г. Хореографический театр Леонида Якобсона // Театральный журнал. — М., 1971. — № 12.
18. Лисовец М. Борис Эйфман: «Я заполняю пустое пространство эмоциями, идущими от пластики тела». Интервью с Б. Эйфманом. // Невское время. 2004. - № 178. - С. 11.
19. Розанова О. Театр танцующего актера. - Д., 1990. - С.86-102.
20. Сметанина Б.О. Сценическая интерпретация литературных произведений в творчестве Б. Эйфмана: последняя треть ХХ – начало XXI в. Автореф…. Кандидата искусствоведения. – СПб., 2008.
21. Федоренко Е. Борис Эйфман: «Только в Петербурге я могу сочинять.» Интервью с Б. Эйфманом. // Культура. 2004. - №5.1. С. 16.
22. Хинич М. Течение и бег времени. Интервью с Борисом Эйфманом о прошлом, настоящем и будущем // ISRAELI CULTURE. 8 сентября 2016.
23. Целобанова В. Балетная империя Б. Эйфмана // Нева. 1997.- № 9. - С. 201.
24. Чурко Ю. Б. Эйфман. Восхождение. - СПб., 2005.
25. Эйфман Б. Онегин в режиме онлайн. 2009. URL: https://rg.ru/2009/02/20/eifman.html
26. Эйфман Б. Что останется будущим поколениям. Дискуссия: «Современное и современность на хореографической сцене // Советский балет. — 1987. - №2. - С. 9 -10.