Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема взаимодействия участников педагогического процесса становится все более острой в современных школах. Сегодня учитель должен обладать компетенциями, которые позволят предотвращать и разрешать конфликтные ситуации в образовательном пространстве.
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - «столкновение» и обозначает столкновение сил, сторон, мнений и интересов людей, вызывающее определенные действия [5, с. 120].
Педагогическая конфликтология - это специфическая область конфликтологии, целью которой является изучение закономерностей возникновения, развития и завершения конфликтов в образовании, а также разработка и практическое применение принципов, способов и приёмов их конструктивного регулирования.
Педагогическая конфликтология - это изучение того, как управлять конфликтами и разрешать их в образовательных учреждениях.
Педагогическая конфликтология - это междисциплинарная область, которая исследует конфликты в образовательных учреждениях с различных точек зрения. Вот несколько различных точек зрения и на чем они могут быть сосредоточены
1) психологическая: с этой точки зрения педагогический конфликт изучается, как когнитивные и эмоциональные процессы отдельных людей способствуют конфликтам в классе. Например, как восприятие ситуации учеником может отличаться от восприятия учителя, или как эмоциональное состояние ученика может повлиять на его способность взаимодействовать со своими одноклассниками.
2) социологическая: с этой точки зрения конфликты рассматриваются в контексте более крупных социальных структур и динамики школьной среды.
3) образовательная: с данной точки зрения, конфликты сосредоточены на разработке стратегий и методов, которые учителя могли бы использовать для разрешения конфликтов и создания позитивной учебной среды. Это может включать такие вещи, как методы управления классом, практика восстановительного правосудия или обучение учеников разрешению конфликтов.
4) педагогическая: с этой точки зрения конфликт сосредоточен на процессе преподавания и обучения и на том, как конфликты в классе могут повлиять на него. Например, как конфликты могут повлиять на мотивацию и вовлеченность учащихся или как конфликты могут повлиять на способность учителя эффективно проводить обучение.
5) юридическая: с этой точки зрения педагогический конфликт сосредоточен на законах и нормативных актах, которые регулируют конфликты в образовательных учреждениях, и на том, как их соблюдать. Например, как бороться с издевательствами или дискриминацией или как соблюдать законы, касающиеся специального образования и учащихся с ограниченными возможностями.
Цель исследования – изучение конфликтных ситуаций в образовательной среде и пути их разрешения.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие педагогического конфликта и его классификацию;
2) изучить причины педагогических конфликтов и их последствия;
3) выявить способы разрешения педагогических конфликтов в школе;
4) изучить методы профилактики педагогических конфликтов в школе.
Объект исследования – конфликты в педагогической среде.
Предмет исследования – пути разрешения конфликтов в педагогической среде (на примере конфликтов в школе).
1 Теоретические основы изучения педагогических конфликтов
1.1 Сущность и классификация педагогических конфликтов
В ситуациях социальной напряженности мы все отмечаем нарастание озлобленности, нетерпимости и даже ненависти друг к другу. Это обусловлено снижением уровня воспитанности, соблюдения норм и правил, в итоге перестройки системы ограничений и запретов, что, несомненно, приводит к проявлению ничтожных инстинктов и к вседозволенности, агрессии и враждебности. Важность решения данной проблемы связана с её многогранностью и прежде всего с тем, что, общество нуждается в образованных, нравственных людях, обладающих не только знаниями и компетенциями, но и позитивной направленностью в сообществе различных людей.
В настоящее время конфликт - это явление, встречающееся не только в социуме в целом, но и в жизни каждого отдельного человека. Поскольку конфликты возникают абсолютно во всех сферах человеческих взаимоотношений, то важным аспектом общественной жизни является осознание того, что конфликт выполняет как отрицательные, так и положительные функции. Из этого следует вывод, что конфликт, безусловно, играет важную роль в обществе.
Еще со второй половины XIX века конфликт изучался как часть обширных психологических концепций и освещался в работах А. Бандуры, А. Адлера, К. Лоренца, К. Левина, К. Юнга, Э. Фромма, З. Фрейда, Г. Спенсера и других.
Конфликтология изучает понятие «конфликт», и явление, которое его описывает. Конфликтология рассматривается многими российскими и зарубежными учеными как современная самостоятельная наука [26, с. 26].
За рубежом проблемы конфликта, его функции, а также техники его сглаживания исследовали социологи и психологи: К. Левин, Л. Козер, Ф. Ломанн, Ч. Ликсон, К. Хрони, А. Хертель и другие.
А. Смитт в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) впервые сформулировал конфликт как социальное явление. Он высказал мысль, что основой конфликта является разделение общества на классы и экономическое соперничество. Это деление помогает двигаться развитию общества, выполняет полезные функции [20, с. 12].
Конфликт – психологическое столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.
В общем, нужно осознавать, что конфликт можно понимать как в широком так и в узком смысле. В широком понимании конфликт является разновидностью отношений в обществе, стороны которого воспроизводят интересы, стремления и потребности в острой борьбе, через цель, лежащую в основе. В узком понимании конфликт является социальным взаимодействием, осознанным и прямым столкновением всех участников
Фрагмент для ознакомления
3
1) Абрамова Г. С. Психология в медицине: учеб. пособие / Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц. М.: ЛПА «Кафедра-М», 2020.
2) Акчурина Е., Стресс - результат конфликта // Директор школы. — 2020. — № 9. — С. 49-50
3) Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 2020. № 1. С. 31-35
4) Артемов Г. П., Алейников А. В., Пинкевич А. Г. Конфликтогенные факторы образовательной деятельности в высших учебных заведениях: принципы и методы организации мониторинга // Интеграция образования.2020.Т. 22.№2 (91). https://doi.org/10.15507/1991-9468.091.022.201802.274-289
5) Бедирханова А. Р. Проблема педагогических конфликтов//СТАРТ В НАУКЕ 2023. Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2023. С. 120-123
6) Блинова Е. Н., Психолого-педагогический семинар "Конфликт. Разрешение конфликтов в работе педагога" // Классный руководитель. — 2015. — № 2. — С. 40-45
7) Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2020.
8) Волосова Н.Ю. Понятие конфликта: этимологические, философские, социальные, психологические и юридические аспекты//ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. VIII Международная научно-практическая конференция. 2016. С. 216-220
9) Гришина, Н. В. Я и другие: общение в трудовом коллективе / Н. В. Гришина. – Л.: Лениздат, 1990.
10) Гулаева М. И. Управление конфликтами в образовательной организации // Инновационная наука. 2020. №10-3. C. 95-97
11) Иванова Е. Н., Перфекционизм как фактор конфликтов // Конфликтология. — 2021. — Т. 16, № 1. — С. 55-60
12) Иванова С. В. Развитие потенциала сотрудников: профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. — М.: Альпина Паблишерз, 2019.
13) Иголкина И., Как разрешать конфликты в трудовом коллективе // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. — 2020. — № 2. — С. 76-80
14) Качкынова, А. Т. Проблемы регулирования конфликтов в современных условиях/ А. Т. Качкынова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2018. — No 2. — С. 141-145
15) Клименских М. В., Педагогические конфликты в школе : учебное пособие для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 37.03.01 "Психология", магистратура 37.04.01 "Педагогическая конфликтология". — Москва : Издательство Уральского университета, 2020.
16) Лукьянова Л. Н. Причины возникновения конфликтов в образовательных учреждениях и пути их решения // Научные исследования в образовании. 2020. №10. C. 49-58.
17) Маслоу А.Г. Мотивация и личность/ – СПб: Питер, 2012
18) Милушкина И. В. Технология управления конфликтами в педагогическом коллективе// Талантливый педагог. 2021. № 4.
19) Николаева А. А., Савченко И. А., Степанова О. С. Роль учителя в профилактике конфликтов посредством информационной безопасности в образовательном учреждении // Научно-педагогическое обозрение. 2020. №2 (20). С. 125-130.
20) Осначёв А.А. Понятие конфликта в современной психолого-педагогической литературе// СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ. 2019. № 12. С. 12-13
21) Попов П. А., Какими должны быть личностные качества педагога? // Классный руководитель. — 2021. — № 6. — С. 60-65
22) Поташник М. М. Управление качеством образования. М.,2021.
23) Ронгинская Т. Синдром выгорания в социальных профессиях // Мир психологии. 2019. № 8. С. 57-60
24) Уварова, Л. Р. Институт классного руководства: вчера, сегодня, завтра / Л. Р. Уварова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2009. Т. 15, № 3. С. 223-230
25) Федорова Н. В. Управление персоналом организации. – М.: КноРус, 2018.
26) Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоры. - М.:Академия, 2020.
27) Форманюк Т. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дез-адаптации личности // Вопросы психологии. 2020. № 5 С. 15-20
28) Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: «Питер», 2020.