Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Особенности подросткового возраста и взаимоотношений в этот период 5
1.1 Особенности подросткового возраста 5
1.2 Проблема взаимоотношений подростков со сверстниками 9
Глава 2 Консультирование по проблемам межличностных отношений подростков со сверстниками 13
2.1 Анализ понятия психологического консультирования 13
2.2 Особенности консультативной работы с подростками 18
2.3 Рекомендации 23
Заключение 26
Литература 27
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет, в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.
Предмет: проблемы межличностных отношений подростков со сверстниками.
Объект: консультирование по проблемам межличностных отношений подростков со сверстниками.
Цель: рассмотреть особенности консультирования по проблемам межличностных отношений подростков со сверстниками.
Задачи:
1.Рассмотреть особенности подросткового возраста
2. Выделить проблему взаимоотношений подростков со сверстниками
3. Провести анализ понятия психологического консультирования
4. Рассмотреть особенности консультативной работы с подростками
Глава 1 Особенности подросткового возраста и взаимоотношений в этот период
1.1 Особенности подросткового возраста
В первую очередь подростковый возраст характеризуется интенсивными изменениями как в физическом плане, так и с точки зрения психологии. Темп роста в период подросткового возраста сравним с тем, как растет ребенок до 2 лет, при этом особенность подростков заключается в более быстром росте скелета. Мышечная ткань растет несколько медленнее, из-за чего многие подростки кажутся нескладными и неуклюжими. Внутренние системы органов также развиваются интенсивно. [10, с. 76-80]
Важным моментом является половое созревание, которое начинается именно в подростковом возрасте и сопровождается интенсивной выработкой гормонов у подростков обоих полов. Поскольку изменившийся гормональный фон влияет на настроение, для этого периода характерны резкие эмоциональные перепады, а также склонность к конфликтам и агрессии.
На первый план выходит общение со сверстниками, тогда как учеба для некоторых становится второстепенной. Под влиянием внешних факторов, а также внутреннего формирования собственного «Я» происходит переоценка ценностей и самоопределение на будущее. Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребенок стремится продемонстрировать собственное взросление, но в то же самое время не готов возложить на себя ответственность.
Период подросткового возраста охватывает временной промежуток от 12 до 17 лет. В силу того, что на протяжении этого времени происходит большое количество изменений, целесообразно разделить этот этап на два периода – младший и старший подростковый возраст.
Младший подростковый возраст подразумевает детей от 12 до 14 лет. Это время совпадает с переходом ребенка на новую систему обучения: если в начальной школе уроки проходили под руководством одного педагога, то после 5 класса ученики знакомятся с большим количеством учителей-предметников, что вызывает необходимость перестраиваться на новые условия. [16, с. 251]
Все более важным становится общение, которое в первую очередь ориентировано на сверстников. В процессе этого общения подросток усваивает определенные социальные нормы взаимодействия, а на основе обратной связи от сверстников формирует определенную самооценку.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1.Актуальные проблемы психологии образования: Материалы Третьей региональной научно-практической конференции. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. - 334 с.
2.Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: ИЦ «Академия», 2010. - 284с.
3.Аракелов Г.Г., Жариков Н.М. Учителям и родителям о психологии подростка. - М.: Изд-во УРАО, 2006. - 163 с.
4.Бедельбаева Х.Т. Влияние общения на избирательное отношение детей к социальным и несоциальным сигналам. Новые исследования в психологии. - М.: Генезис, 2005. - 205 с.
5.Бодалов А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Просвещение, 2009. - 251 с.
6.Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. - М.: Знание, 1983. - 306 с.
7.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. Знание, 1968. - 311 с.
8.Божович М. Психологическое изучение детей в школе-интернате. - М.: Знание, 1960. - 273 с.
9.Большая энциклопедия психологических тестов - М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. - 416 с.
10.Брудный А.А. Понимание и общение. - М.: ТЦ СФЕРА, 2007. - 264с.
11.Васильев И.В. Тренинг преодоления конфликтов. - СПб.: Речь, 2007. - 174 с.
12.Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. - М.: Ось-89, 2002. - 224 с.
13.Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М.: Просвещение, 1984. - 325 с.
14.Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослыми на общение детей со сверстниками. Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. - М.: Генезис, 2003. - 308 с.
15.Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В., Шкатова Л.А. Умеете ли вы общаться? - М.: Дело, 1991. - 140 с.
16.Григорьева Т.Г., Ленская Л.З. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателя. - М.: Педагогика, 2007. - 209 с.
17.Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 356 с.