Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность этой темы обусловлена тем, что главной целью современного общества, в том числе и России, является экономический рост. Повышенный потребительский спрос подразумевает повышение благосостояния населения, что, в свою очередь, дает стимул к расширению производства. Таким образом, спрос является ключевым фактором, влияющим на экономический рост.
Потребители, исходя из своих меняющихся потребностей, положительно влияют на производство и его развитие. Изменения в структуре потребительского спроса отражают меняющиеся особенности потребностей общества, направляют развитие производства и определяют структурные изменения в экономике страны.
Поэтому изучение спроса сейчас является приоритетом. Производство и предложение в рыночной экономике в некотором смысле зависят от регулярности и специфических характеристик формирования потребительского спроса. Поскольку потребности потребителей растут и изменяются, производители должны отслеживать динамику спроса и адаптироваться к изменениям, чтобы работать в правильном направлении. Это происходит потому, что им нужно производить только те товары, которые востребованы потребителями в определенных количествах. А зная факторы, влияющие на спрос, они могут удовлетворить потребности как можно большего числа людей. Это показывает, что успех производства зависит от постоянного мониторинга спроса и способности немедленно реагировать даже на малейшее изменение спроса.
Таким образом, учитывая, что спрос стимулирует экономический рост и в то же время служит показателем, отражающим уровень жизни людей, представляется весьма важным изучить современный спрос в России и факторы, влияющие на его формирование.
Целью курсовой работы является раскрыть экономическое содержание спроса, выявить закономерности в изменении спроса на рынке, разобраться какие факторы влияют на изменения в спросе.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-рассмотреть понятие, сущность и функции спроса;
-изучить значимые факторы, оказывающие влияние на величину и структуру совокупного спроса;
-определить роль спроса в современной экономике;
-провести анализ структуры и объемов внутреннего спроса в России;
-выявить факторы, влияющие на совокупный спрос на рынке РФ с учетом современной конъюнктуры на фоне изменения миропорядка;
-выполнить анализ и оценка эффективности мероприятий, направленных на стимулирование спроса в РФ.
Объектом исследования выступает теория спроса.
Предметом исследования ‒ совокупность социально-экономических отношений, включающих в себя механизм возникновения спроса на основе главных экономических теорий.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: синтез, анализ статистических данных, дедукция, системный и сравнительный анализ.
В качестве информационной базы исследования были использованы публикации, учебники, учебные пособия, нормативно-правовые акты, кодексы, монографии.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, приложений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «СОВОКУПНЫЙ СПРОС», ПРИМЕНИМЫЕ К РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Понятие, сущность и функции спроса
Рынок - это конкурентная форма коммуникации между экономическими агентами. Спрос, наряду с предложением, ценой и конкуренцией, является одним из компонентов рыночного механизма. Спрос - это спрос на товары и услуги со стороны покупателей, основанный на их потребностях и имеющихся у них деньгах. Таким образом, это спрос с возможностью оплаты. Спрос - это не только желание, но и способность потребителей приобретать товары в нужное время. Когда говорят о спросе на товары на рынке, необходимо использовать более точное понятие.
Величина спроса - это количество товаров и услуг, которые клиенты готовы купить в данное время, в данном месте и по цене.
На спрос влияет множество различных факторов (детерминант). На спрос влияют потребительский доход, количество потребителей, предпочтения, мода, цены на заменители и потребительские ожидания.
Цена спроса - это максимальная цена, которую клиент готов заплатить за данное количество товара или услуги.
Проводится различие между экзогенным и эндогенным спросом.
Экзогенный спрос - это спрос, который изменяется в результате вмешательства правительства или введения внешних сил.
Эндогенный спрос (endogened demand) - это спрос, который возникает внутри общества из-за факторов, существующих в этом обществе.
Его отличает влияние цены на величину спроса.
- Эластичный спрос - это спрос, при котором величина спроса сильно зависит от цены товара. Товары с эластичным спросом - это продовольственные, непродовольственные товары и комплексные товарные группы (одежда, обувь, колбасы, конфеты).
- Неэластичный спрос - это спрос, который в принципе не зависит от цены. Неэластичный спрос включает предметы первой необходимости (например, хлеб, мыло, соль и т.д.).
Это зависит от отношений между покупателем и товаром.
- Это требование, которое не позволяет заменять один товар другим.
- Это спрос, при котором намерение покупателя приобрести товар имеет конкретные потребительские характеристики (например, обувь, цвет и размер одежды). Удовлетворение этого спроса становится возможным благодаря стабильной и разнообразной продуктовой линейке.
-Замещающий (переменный) спрос: один продукт может быть заменен другим продуктом. Здесь намерения покупателя выражаются в общих чертах (например, зимние пальто, летняя обувь и т.д.). Цвет, стиль, отделка и т.д. в конечном счете определяются в процессе выбора товара. Этот тип спроса характерен для выбора сложного ассортимента товаров и предполагает, что в сделке доступен широкий ассортимент.
- Импульс (непредвиденный спрос) - это спрос, который возникает спонтанно под влиянием торговой рекламы, увиденных товаров или под влиянием продавца, предлагающего товар.
Она основана на реальности предложения товаров.
- Реализованный спрос - спрос, который удовлетворяется покупкой товара. Этот спрос удовлетворяется как количеством, так и объемом продаваемых товаров. Этот спрос определяется
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алферова Л.А. Экономическая теория. Ч. 1. Микроэкономика: учебное пособие - Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2020. - 249 с.
2.Аникина Е.А. Экономическая теория: учебник. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2019. - 413 с.
3.Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 528 с.
4.Бархатов В. И. Экономическая теория: учебник - М.: Финансы и статистика, 2020. - 848 с.
5.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2019. - 400 с.
6.Буров В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие- Чита.:…, 2020. - 441 с.
7.Войтов, А.Г. Экономическая теория: Учебник. - М.: Дашков и К, 2021. - 392 c.
8.Гизатуллин Х.Н. Проблемы управления структурными преобразованиями региональной экономики // Экономика региона. - 2022. - вып. 1. - С. 43–52.
9.Елисеев А. С.Экономика: учебник - М.: Дашков и Ко, 2019. - 528 с.
10.Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика -1, 2: Учебник. - M.: Дашков и К°, 2020. - 934 с.
11.Зубко Н. М. Экономическая теория: учебное пособие - М.: ТетраСистемс, 2020. - 384 с.
12.Иванов Ю. Н. Экономическая статистика: Учебник - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2022. - 584 с.
13.Кобзева, Т. Я. Современный взгляд на проблемы спроса и предложения российского рынка // Молодой ученый. - 2022. - № 2. - С. 39-42.
14.Кушлин В. И.. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник - М. : Изд-во РАГС, 2020. - 834 с.
15.Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 1028 с.
16.Макроэкономическая стабилизация и пространственное развитие экономики / А.А. Широв // Проблемы прогнозирования. - 2019. - № 5. - C. 3–15.
17.Максимова В. Ф. Микроэкономика: учебник - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2019. - 496 с.
18. Миронов В.В., Коновалова Л.Д. О взаимосвязи структурных изменений и экономического роста в мировой экономике и России // Вопросы экономики. – 2022. - № 1. - C. 54–78.
19.Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. - М. : ИНФРА-М, 2021. - 512 с.
20.Рудакова, И.Е. Макроэкономическая теория: проблемы, версии, полемика. - М.: ДиС, 2021. - 208 c.
21.Рыбалкина О.А. Потребительский спрос в условиях модернизации российской экономики // Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века: матер. II междунар. научно-практич. конф. - Самара: Изд-во РГТЭУ, 2022. - - 392 с.
22.Степанова Т.Е. Потребительский спрос в постиндустриальной экономике (теория и практика). Учеб. пособие – М.: Инфра-М, 2020. – 179 с.
23. Структурная политика в России: новые условия и возможная повестка (доклад НИУ ВШЭ) // Вопросы экономики. - 2022. - № 6. - С. 5–28.
24.Тупчиенко В.А. Государственная экономическая политика: учебное пособие .- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020.- 663 c.
25.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 16.03.2023).