Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Внешняя торговля является важным компонентом вовлечения в миро-вые экономические отношения. Странам необходимо координировать дви-жение товаров и услуг на международной арене, достигая определенных по-литических, социальных и экономических целей. С этой целью были разра-ботаны и усовершенствованы инструменты для оказания необходимого воз-действия на импорт или экспорт. На федеральном уровне основной целью внешнеэкономической политики является обеспечение экономической без-опасности, защита экономических интересов страны в целом, в частности ее субъектов, а также других российских участников внешнеэкономической дея-тельности. Во время внешнеэкономической деятельности отечественные про-изводители и в целом внутренний рынок также защищены государством. Для развития внешних связей руководство страны заключило контракты, обеспе-чивающие наиболее благоприятное развитие экономики.
Во всех вопросах внешнеэкономической деятельности Российская Фе-дерация представлена за рубежом государственными органами, называемы-ми торговыми представительствами. Они оказывают бесплатную помощь российским компаниям и регионам, желающим выйти на зарубежные рынки. В целях развития деловых отношений с другими странами Торговое пред-ставительство оказывает содействие в организации бизнес-миссий, готовит информационно-аналитические материалы (бизнес-гиды, обзоры экономики принимающей страны), следит за экономической ситуацией, способствует за-ключению и имплементации международных соглашений.
Объект исследования – Тульская область
Предметом исследования в данной работе является механизм мер раз-вития экспортной деятельности региона.
Цель данной работы – разработка мер поддержки экспортной деятель-ности региона.
Для достижения названной цели в исследовании поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие внешнеэкономической деятельности;
изучить особенности экспортной деятельности региона;
проанализировать социально-экономическое развитие Тульской области;
рассмотреть динамику экспортной деятельности региона;
определить перспективы развития экспортной деятельности реги-она.
Эмпирическая база исследования включает материалы периодической печати и ресурсы сети Интернет.
Теоретическая база исследования включает работы отечественных уче-ных и специалистов, внесших наиболее заметный вклад в исследование, ана-лиз и решение проблем в тех областях, с которыми связана тема курсовой работы.
Методы исследования. В ходе работы были использованы методы си-стемного, абстрактно-логического, сравнительного, экономического анализа.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список лите-ратуры.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности
В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику и стабильность национальной экономики. Сегодня в мире нет ни одной страны, которая могла бы развиваться без эффективной системы экономических отношений, что позволяет интегрироваться в мировую экономику. Внешняя торговля-это деятельность по проведению операций в области внешней торговли товара-ми, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью [1, с. 69].
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - это совокупность органи-зационных, экономических, производственных и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учетом из-бранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зару-бежных рынках.
Внешнеэкономическая деятельность начала активно изучаться только в конце 80-х годов, когда плановая экономика изжила себя и рухнул «желез-ный занавес». К тому времени это не представляло интереса для изучения, так как отечественные предприятия осуществляли свою деятельность только в масштабах нашей страны и не нуждались в выходе на зарубежные рынки. Сейчас ситуация в корне изменилась. Поэтому тема данного исследования представляется очень актуальной и требует изучения.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия (ВЭД) может быть представлена как совокупность функций производственных структур. На данный момент происходят глубокие изменения в структуре внешнеэконо-мической деятельности Российской Федерации, а также в экономике страны. Если раньше внешнеэкономическая деятельность была монопольной сферой государства, то сегодня ситуация меняется. В Российской Федерации либера-лизуется внешняя торговля, открывается свободный доступ для предприя-тий, организаций и других субъектов [13, с. 74].
Внешнеэкономическая деятельность проявляется:
расширением прав, ассоциаций и организаций при выходе на внешнеэкономический рынок;
расширением числа участников внешнеэкономической деятельно-сти компании;
формированием стабильной нормативной базы внешнеэкономи-ческой деятельности.
На данный момент внешнеэкономическую деятельность разрешено осуществлять ассоциациям, предприятиям и организациям промышленности, коммерческим структурам, торгово-посредническим организациям, сельско-му хозяйству и т. д. Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это сфера экономической деятельности, связанная с международной производ-ственной и научно-техническим сотрудничеством, экспортом и импортом продукции, а также выходом компании на внешний рынок. Цели внешней торговли:
изменение объема экспорта и импорта;
обеспечение страны необходимыми ресурсами;
изменение экспортных и импортных цен.
Достижение поставленных целей возможно путем решения следующих задач:
изучение теоретических основ международного разделения труда и международной торговли;
изучение приемов и методов международной торговой политики;
изучение международных методов ценообразования;
изучение организации и техники внешнеэкономических операций.
Внешняя торговля предоставляет компании новые возможности, такие как использование преимуществ международного производственного коопе-ратива и использование свободы выбора для достижения своих производ-ственных целей.
Основными участниками внешней торговли являются: фирмы различ-ных форм собственности, занимающиеся внешней торговлей: - федеральные государственные организации и предприятия. - Участник международной мелкооптовой торговли. Юридические лица и индивидуальные предприни-матели, участвующие в рыночных отношениях, регистрируются в таможен-ных органах [5, с. 83]. Основной задачей государственного регулирования внешней торговли является создание благоприятных экономических и орга-низационных условий для развития всех видов и форм внешнеэкономической деятельности и повышение их эффективности. Задачами государства в рам-ках регулирования внешней торговли является:
обеспечение стабильного роста активов платежного баланса;
привлечение бизнеса и регионов для организации хозяйственной деятельности;
конкурентную размещения иностранных закупок среди возмож-ных поставщиков;
регулирования иностранной конкуренции на внутреннем рынке через механизм таможенных пошлин для поддержки собственных произво-дителей и улучшения структуры - для формирования роли импорта.
Не менее важна защита национального рынка государством, в котором используются такие инструменты, как:
проверка таможенных пошлин на импортируемые товары;
введение квот;
упрощенное таможенное оформление, включая автоматизирован-ное и дистанционное оказание услуг государственное регулирование внеш-ней торговли включает прямые и косвенные методы.
Прямые методы включают административный контроль:
лицензии и квоты на экспорт и импорт;
временные меры по стабилизации и насыщения внутреннего рын-ка;
государственная монополия на внешнюю торговлю;
менее эффективный тип регулирования.
Этот метод может быть использован в форме исключительных прав на осуществление отдельных зарубежных сделок государственным предприяти-ем или для поддержания внешнеэкономических связей. В целом эти меры от-носятся к методам нетарифного регулирования. Косвенные методы регули-рования более эффективны и актуальны для развития международных отно-шений. К ним относятся налоги, в том числе:
таможенные сборы;
процентные ставки по кредитам в иностранной валюте;
процентная ставка по облигациям.
Что касается современной системы управления в Российской Федера-ции, то действующая система регулирования внешней торговли в Российской Федерации была окончательно создана в 2005 году. Эта структура разделе-на на три уровня:
федеральный - принятие решений осуществляется государствен-ными органами;
региональный - решения принимаются органами власти в субъек-тах страны;
местный - внешнеторговая деятельность контролируется местны-ми органами власти.
Таможенное законодательство определяет принципы таможенного дела (порядок трансграничного перемещения товаров, таможенные сборы, испол-нение, надзор и другие инструменты для обеспечения соблюдения таможен-ной политики) на основе единства таможенной территории, таможенных по-шлин и таможенных сборов. Таможенный тариф предназначен для регули-рования иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Система импорт-ных пошлин - это защита национального производства от импорта ино-странных товаров. Этот принцип одновременно обеспечивает фискальные интересы государства с целью пополнения поступлений в государственный бюджет. Развитие международных экономических отношений требует уско-ренной разработки инвестиционных проектов с соответствующим технико-экономическим обоснованием для иностранных инвесторов и кредиторов с целью обеспечения сбалансированного социально—экономического разви-тия Российской Федерации на основе внешнеэкономических связей - развитие международных экономических отношений требует ускоренного разработка инвестиционных проектов с соответствующим технико-экономическим обос-нованием для иностранных инвесторов и кредиторов.
1.2 Содержание экспортной деятельности региона
Экспорт - это вид внешнеэкономической деятельности, который заклю-чается в продаже сырья, товаров и услуг иностранным партнерам с целью получения прибыли. Экспорт также включает операции с капиталом – вло-жение средств в производственные организации на территории других госу-дарств. Экспортные операции контролируются государственными органами и осуществляются в соответствии с таможенным законодательством страны-экспортера. Экспортная работа осуществляется в тот момент, когда продукт пересекает границу, оказывает услуги иностранным партнерам и передает права на результаты интеллектуальной собственности [12, с. 61].
Важность внешнеторговых связей для национальной экономики трудно переоценить. Как поставщик товаров и услуг на международные рынки, страна является надежным партнером, который может продемонстрировать свои возможности всему миру и построить долгосрочные доверительные от-ношения:
стимулирование производства товаров, работ и услуг;
ускорить темпы экономического развития и роста ВВП;
обеспечивает приток иностранного капитала в страну;
является источником финансирования бюджета;
укрепить позиции национальной валюты.
Однако странам необходимо быть осторожными, принимать обосно-ванные решения и поддерживать свой торговый баланс. Значительное пре-вышение экспорта над импортом приводит к расширению обменного курса национальной валюты и росту цен, в результате чего снижается конкуренто-способность отечественных товаров на внешних рынках.
Баланс импортных и экспортных операций является важным условием успешного развития экономики страны. В дополнение к его обширному диа-пазону, отличительными особенностями экономического пространства Рос-сии по сравнению с другими странами, сопоставимыми с Россией по площа-ди и населению, являются:
глубина - большая часть экономического потенциала страны (ми-неральные и топливные ресурсы, базовые и наукоемкие отрасли промыш-ленности) расположена в глубине Евразийского континента, а большинство ее приграничных районов расположено на Ближнем Востоке;
большая часть пространства имеет чрезвычайно низкую плот-ность населения и экономической жизни, небольшую емкость рынка;
территориальная структура российской экономики состоит из не-скольких крупных экономических районов и центров, разделенных протя-женными территориями, которые не обладают значительным экономическим потенциалом;
российское пространство имеет огромный периметр с точки зре-ния площади, который значительно отстает от центра с точки зрения эконо-мического и образовательного уровня, инфраструктуры, инвестиционной привлекательности и потенциала для саморазвития;
экономическое развитие российского пространства обязательно сопровождалось возникновением и углублением различий между его отдель-ными частями. Контраст проявляется в высокой концентрации региональных структур внешней торговли. На 10 крупнейших регионов страны приходится более 2/3 от общего объема внешнеторгового оборота страны.
Основными регионами по объему внешнеторгового оборота на душу населения являются Москва, Ханты-Мансийский автономный округ, Саха-лин, Калининградская, Ленинградская, Белгородская, Липецкая области.
Территориальная несбалансированность современной России в основ-ном обусловлена структурной, технической и финансовой изоляцией секто-ров экспорта и импортозамещения российской экономики. Большая часть финансовых ресурсов страны связана с экспортом топлива, сырья и полу-фабрикатов. При резком доминировании топливно-сырьевой отрасли в экс-порте большинство субъектов Федерации пока не нашли своего места в ми-ровой экономике [10, с. 88].
В стране насчитывается 35 регионов с большим объемом экспорта - это Москва, Санкт-Петербург, Кемеровская, Ленинградская, Самарская, Сверд-ловская, Челябинская, Тюменская области, Красноярский край, Республика Башкортостан и Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ и другие. Районы добычи и переработки нефти, а также районы с вы-соким уровнем металлургического производства отличаются большим объе-мом экспорта.
В большинстве регионов экспорт до 2022 г. во много раз превышает импорт. Самая большая разница наблюдается в менее населенных глубин-ных регионах, где емкость внутреннего рынка невелика, при высоком экс-портном потенциале. Таким образом, объем экспорта Тюменской области превышает объем импорта более чем в 80 раз, а объем экспорта Ханты-Мансийского автономного округа - в 28 раз. Кроме того, такие различия объясняются тем, что они получают импортные товары через другие регио-ны. На долю 10 крупнейших регионов стабильно приходится 85% всех ино-странных инвестиций. В то же время во многих субъектах Федерации ино-странные инвестиции не осуществляются вообще или они невелики, и их сто-имость сильно варьируется из года в год.
Более половины всех компаний с иностранными инвестициями, зареги-стрированных в России, работают в столице. Около половины иностранных инвестиций, поступающих в страну, стабильно реализуется в ней. Основная часть банков с участием иностранного капитала находится в Москве. С точки зрения института внешнеэкономических связей имеет определенный отрыв, он более развит, чем северная столица России и другие крупные города со значительным отрывом [15, с. 42].
Большинство регионов России в меньшей степени вовлечены во внеш-неэкономические связи, и в них доминируют импортозамещающие отрасли. Тем не менее, даже в этих регионах, где экономика в основном ориентирова-на на внутренний рынок, отчетливо ощущается влияние внешнеэкономиче-ских факторов – из-за конкуренции за импортные товары финансовые ресур-сы в основном направляются на прибыльное производство экспортного сы-рья, низкая привлекательность отечественной и зарубежной продукции, а следовательно, и более высокая стоимость о займах. Регионы, широко вклю-ченные во внешнеэкономические связи, имеют более благоприятные условия для социально-экономического развития, а инвестиции сконцентрированы, поэтому новые технологии привлекаются более активно. Помимо значитель-ной дифференциации с точки зрения внешнеэкономической деятельности, субъекты Федерации существенно различаются по географической структуре внешнеэкономических связей.
2 АНАЛИЗ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Социально-экономическая характеристика региона
Тульская область занимает выгодное географическое положение в цен-тре Европейского региона России, гранича с Московской областью на севере и северо-востоке. По территории Тульской области проходит главная транс-портная магистраль, соединяющая юг и север России.
В структуре региональной экономики промышленность занимает важ-ное место с точки зрения ее вклада в ВРП.В то же время металлургия, маши-ностроение и химия имеют наибольший вес в структуре промышленного производства, и их доля стабильно превышает 30-35%. Вклад сельского хо-зяйства составляет 6-7%, строительства – 5-7%, транспорта и связи – 8%, торговли и общественного питания – 14-15%.
Промышленный сектор региона характеризуется следующими харак-теристиками:
машиностроение занимает лидирующие позиции среди произво-дителей России и стран СНГ по производству продукции нефте-газовых комплексов;
машины и оборудование для железнодорожного транспорта, машины и оборудование для сельского хозяйства, перерабаты-вающей промышленности, целлюлозно-бумажной промышленно-сти, Шлифовальный и режущий инструмент;
металлургическая промышленность включает в себя производ-ство черных металлов, электроферросплавов и цветных металлов - уникальную составляющую индустриального парка региона и является основным местом в Центральном федеральном округе (далее - ЦФО);
военно-промышленный комплекс России традиционно располо-жен в Тульской области, с акцентом на экспорт, аккумулирование самых передовых идей, разработок и технологий и установление высоких стандартов в производстве, управлении и завоевании перспективных рынков;
продукция химической промышленности обладает высокими конкурентоспособными свойствами (метанол, азотные удобрения, аммиак, синтетический каучук и т.д.) и экспортируется во многие страны мира;
наиболее развитый горнодобывающий комплекс в Центральном федеральном округе представлен предприятиями, производящи-ми сырье для строительства, химии, металлургии и промышлен-ности. В Тульской области аномалии драгоценных металлов, по-лимеров, кадмия, меди, серебра, цинка, свинца, бария и лития в стадии промышленной разработки, запасы минеральной воды, бурого угля, как горно-химического сырья;
легкая промышленность является важнейшим региональным производителем товаров народного потребления, объединяющим предприятия по производству текстиля, шитья, изделий из кожи и обуви.
Тульская область относится к ряду старых промышленных районов, которые определяют устоявшийся уклад экономики, стабильную рабочую силу, профессиональные навыки и традиции населения. Одним из конкурент-ных преимуществ является развитая инфраструктура транспорта и коммуни-каций, развитая рыночная инфраструктура.Это формирующаяся современ-ная инфраструктура банковских сетей и рынков ценных бумаг, страховых, консалтинговых и инвестиционных услуг, необходимое условие эффективно-го развития бизнеса и интеграции в систему общероссийских и международ-ных экономических отношений.
Основными ограничениями в социально-экономическом развитии Тульской области являются:
возрастная структура и тенденции сокращения численности насе-ления;
износ основных средств высок;
высокий износ объектов инфраструктуры, всех видов путей со-общения;
значительное количество убыточных компаний;
неблагоприятная экологическая обстановка в ряде населенных пунктов региона (основными причинами загрязнения являются промышленные предприятия и транспорт).
Кроме того, среди препятствий для притока квалифицированных тру-довых ресурсов на территорию региона следует отметить отставание дохо-дов населения от темпов роста экономики в целом, отсутствие качественных услуг дошкольного и школьного образования и медицинского обслужива-ния, низкую обеспеченность жилищно-коммунальное хозяйство, значитель-ный износ жилищного фонда.
По итогам 2021 года только в 30 регионах России индекс промышлен-ного производства (IPI) положительный. В остальных странах зафиксирован спад производства. По всей стране минус составляет 3,1%, а в Тульской об-ласти - рост на 16,6% единовременно. По этому показателю регион входит в топ-5 субъектов экономики страны, несмотря на пандемию 1. Примечатель-ной особенностью экономики является направление ее промышленности. К концу 2019 года почти 45% от общего объема регионального производства (ВРП) Тульской области было произведено обрабатывающей промышленно-стью. Это самый высокий показатель в России. Например, в Москве их всего 13,5%. Остальное - это торговля, банковское дело, лечение и развлечения.
В начале 2021 г. в регионе было 30 тыс. чел., ищущих работу, в 2022 г.- 41 000. Увеличение на 33% почти полностью обусловлено малым бизне-сом. Доля безработных среди всего населения трудоспособного возраста со-ставляет 6,5% по сравнению с 5,1% в целом по России. Число туляков, полу-чающих пособие по безработице, увеличилось в 6 раз (сегодня 24 000, ранее 4000). В регионе официально работают около 25-30 тысяч иностранцев. Из них 15 000 человек приезжают из Украины, 3-5 000 из Беларуси и Молдовы и 10 000 из стран Кавказа, Центральной Азии, Вьетнама и Китая.
Предприятиям региона требуется 23-25 тысяч сотрудников в месяц. Профессии, по которым работает 80% вакансий: квалифицированный опера-тор станка, оператор химического завода, ученый-металлург, оружейник.
Проанализируем численность и состав рабочей силы региона (табл. 1):
Таблица 1 - Численность и состав рабочей силы региона, тыс. чел.
Показатель 2019 2020 2021 Изм (+/-)
Численность рабо-чей силы – всего 793,5 793,3 792,5 -1
в т.ч.:
занятые 762,9 763,4 754,4 -8,5
безработные 30,6 29,9 35,1 4,5
Мужчины 396,9 402,3 392 -4,9
в т.ч.:
занятые 382,5 385,7 375,1 -7,4
безработные 14,4 16,6 16,9 2,5
Женщины 396,6 391 400,5 3,9
в т.ч.:
занятые 380,4 377,7 382,3 1,9
безработные 16,2 13,3 18,2 2
Источник: разработано автором
За анализируемый период наблюдается незначительное сокращение численности рабочей силы в регионе, при этом, количество занятых сократи-лось на 8,5 тыс., в свою очередь, рост числа безработных за период 2019-2021 гг. составил 4,5 тыс., количество безработных мужчин выросло на 2,5 тыс., женщин – на 2 тыс.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев, А.В. Региональная экономика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучев-ская. - СПб.: Питер, 2017. - 464 c.
2. Андрианов, В. Д. Специальные экономические зоны в мировой экономике: Монография / В.Д. Андрианов, А.Н. Кузнецов, Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М.: ТОО «ТЕИС», 2017.–59 с.
3. Ахметшина, Л. Г. Особые экономические зоны: принципы и цели создания // Российское предпринимательство. 2018. - № 8. - с. 150-154.
4. Бабак Л.М., Веретеникова О.А., Осипов В.А. Оценка эффективно-сти внешнеэкономической деятельности предприятия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №7.2016. - 5 с.
5. Белокрылова, О.С. Региональная экономика и управление: Учеб-ное пособие / О.С. Белокрылова, Н.Н. Киселева, В.В. Хубулова. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 240 c.
6. Гусакова Н. П. Международные валютно-кредитные отношения. М.: ИНФРА-М, 2019. -501 с.
7. Ермошина, Г.П. Региональная экономика: Учебное пособие / Г.П. Ермошина; Под ред. В.Я. Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 576 c.
8. Звонова Е. А. Международные валютно-кредитные отношения. Учебник и семинар. М.: Знание, 2019. - 687 с.
9. Ивасенко, А.Г. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы для бакалавров / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2017. - 320 c.
10. Ильина, И.Н. Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И.Н. Ильина, К.С. Леонард, Д.Л. Лопатников и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 c.
11. Караулов В.М., Кислицына В.В., Чеглакова Л.С., Чикишева А.Н. Формирование комплексного подхода к оценке социально-экономического развития регионов // Экономика региона. - 2017. - Т. 13. - № 2. - С. 369-380.
12. Коротков, А. В. Обзор основных статистических показателей и тенденций российского рынка легковых автомобилей / А. В. Коротков, А. С. Морозова // Молодой ученый. – 2019. – № 41 (279). – С. 161-164.
13. Кузнецов, Н.Г. Региональная экономика. Демографическая и ми-грационная политика (для бакалавров): Учебное пособие / Н.Г. Кузнецов. - М.: КноРус, 2018. - 176 c.
14. Курнышев, В.В. Региональная экономика. Основы теории и мето-ды исследования: Учебное пособие / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. - М.: КноРус, 2017. - 272 c.
15. Невлева А.В., Дорохова Е.И. Эффективность деятельности внеш-неторговых предприятий и пути ее повышения // Белгород. 2017. - 120 с.
16. Огарева К. В. Международные валютно-кредитные отношения. Учебник и практикум, 2018. - 342 с.
17. Филонова, А. И. Анализ современного состояния автомобильной промышленности России / А. И. Филонова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 49 (183). – С. 211-217.
18. Фомина Н.А. государственное управление внешнеторговой дея-тельностью // Международное публичное и частное право. - М.: Юрист, 2019. - № 6. - С. 18-21
19. Халтобин А.В., Поспелова К.С., Громов К.А. Повышение внеш-неэкономической деятельности предприятия // Владивостокский Государ-ственный Университет Экономики и Сервиса». Владивосток. 2017. - 61 с.