Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Современный русский язык характеризуется быстрым ростом условного международного употребления грамматических форм, особенно в речах культурных людей. Данный аспект связан с изменением отношения носителей языка к нормам, что, в свою очередь, обусловлено отказом диктата историзмов существительных в этом отношении. Это особенно интересно, потому что в языке были накоплены различные варианты для выражения общей значимости, что, в свою очередь, оказывает определенное влияние на категорию рода.
Имя существительное - это часть речи, которая указывает на объект и выражает ее в категориях чисел и падежей, которые меняются, а также в категориях рода, которые не меняются.
Существительные делятся на следующие лексико-грамматические категории: собственные; собирательные; материальные; конкретные и абстрактные; неодушевленные. Эти категории пересекаются, например, имена собственные включают названия живых и неодушевленных объектов; материальные существительные, которые представляют однородное материальное качество, могут иметь собирательные значения (черника, виноград). В то же время слова каждой выделенной лексико-грамматической категории имеют общие морфологические характеристики, а в некоторых случаях они также обладают своим словообразованием.
Все существительные делятся на собственные и нарицательные существительные. Имена собственные - это слова, которые обозначают один объект, принадлежащий к однородному классу. Имя нарицательное - это слово, которое дает название объекту в зависимости от того, принадлежит ли он к определенному классу.
Основным фактором, определяющим одушевленность или неодушевленность в русском языке, являются грамматические факторы, то есть именительный и винительный падежи множественного числа неодушевленных существительных совпадают с окончаниями именительного и родительного падежей множественного числа одушевленных существительных.
Стоит отметить, что этот способ определения грамматического одушевления/неодушевленного является практически универсальным и не вызовет трудностей при обучении. Среди множества имен существительных есть те, которые обнаруживают колебания, относящиеся к одному из разрядов, например, некоторые названия насекомых и рыб.
Многие языковые источники указывают, что такие существительные, как молодежь, студенты и люди, являются неодушевленными существительными. Следует уточнить, что эти существительные представляют собой группу живых существ. Они относятся к категории собирательных существительных. Эти существительные численно не изменились, поэтому невозможно установить их грамматическую одушевленность/голод. Эти и другие существительные без форм множественного числа не обязательно должны быть включены в какую-либо категорию, чего достаточно, чтобы указать, что они находятся за пределами одушевленности / неодушевленности в грамматическом плане.
Объект исследования: имя существительное как часть речи.
Предмет исследования: разряды имен существительных в русском языке.
Цель исследования: проанализировать виды и особенности разрядов имен существительных в русском языке.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1.Рассмотреть основные термины и содержание имени существительного;
2. Раскрыть структуру и категории видов имени существительного;
3. Раскрыть категорию рода и ее семантическое определение;
4. Проанализировать категорию чисел и их грамматическая значимость;
5. Раскрыть систему и категории падежей в современном русском языке;
6. Проанализировать разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано на семинарах в учебных заведениях по предметам «Русский язык».
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты имени существительного.
Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведен анализ разрядов имен существительных в русском языке
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО КАК ЧАСТИ РЕЧИ
1.1 Основные термины и содержание имени существительного
Существительное - это часть речи, которая указывает на объект и выражает категориальное грамматическое значение объективности в определенных грамматических категориях рода, числа и падежа. Существительными называются объекты в широком смысле, то есть не только конкретные объекты окружающей действительности, их совокупности или компоненты, но и существа, а также действия и состояния в отвлечениях их производителей и в отвлечениях их носителей [5, с. 162-187].
Следовательно, значение объективности - это абстрактное грамматическое значение, которое применимо ко всем существительным без исключения.
Имя существительное — самостоятельная часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных лексем, может выступать в предложении в функциях подлежащего, дополнения и именной части сказуемого.
Существительное — самостоятельная часть речи, обозначающая предмет, лицо или явление и отвечающая на вопросы «кто?» или «что?». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства или сказуемого.
Существительное называет предметы в широком смысле слова; это — названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребёнок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки, кислота), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука, бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх, радость), географические положения (Россия, Байкал, Оренбург, Европа, Азия), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андрюшина, Н.П., Козлова ,Т.В. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень / Н. П. Андрюшина. - СПб.: Златоуст, 2019. - 80 с.
2. Андрюшина, Н.П. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. / Н. П. Андрюшина. - СПб.: Златоуст, 2019. - 116 с.
36. Андрюшина, Н.П., Битехтина, Г.А. Лексический минимум по русскому языку как иностранному / Н. П. Андрюшина. - СПб.: Златоуст, 2020. - 200 с.
4.Апресян, Ю.Д. Зализняк, А.А. Грамматика современного русского литературного языка / Ю. Д. Апресян. – М.: Вита, 2021. - 380 с.
5. Баранов, М.Т. Русский язык: справ. материалы: учеб.пособие для учащихся / М.Т.Баранов. – М.: Просвещение, 2021. – 288 с.
6.Введенская Л. А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным: Книга для учащихся ст. классов сред. шк. - 2-е изд. исправ. и доп. - М.: Просвещение, 2019 - 143с.
7.Галаева, О. Справочник школьника по русскому языку / О. Галаева. – М.:Наука, 2016. -158 с.
8. Галкин, Е.М. Современный русский язык / Е. М. Галкин. – М.: Наука, 2020. – 400 с.
9. Голев, Н.Д. Морфологическая сущность существительных так называемого общего рода // Виноградовские чтения: материалы межвуз. науч. конф. - 2021. - С. 107-108.
10. Горбацкая, О.Ю. Отражение гендерно-родовых отношений в системе языка и метаязы-ковом сознании носителей языка / О. Ю. Горбацкая. - Кемерово, 2019. - 229 с.
11. Дубинская, Е.В., Орлова, Т.К. Русский язык будущему инженеру: Учебник по научному стилю речи для иностранных граждан / Е. В. дубинская. - М.: Флинта: Наука, 2018. - 400 с.
12. Иванова, Е.В. Категория имени существительного в родных языках иностранных студентов подготовительного факультета. // Профессионально-направленное обучение русскому языку иностранных граждан. - 2018. - С. 184-187.
13. Касарова, В.Г., Кременецкая, Л.С. Организация целенаправленной работы над речевыми ошибками иностранных учащихся. // Международное образование и сотрудничество : сб. материалов V Международной научно-практической конференции «Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан» - 2021. - С. 214-218.
14.Касаткин, Л.Л. Русский язык: учеб.для студ. высш. пед. учеб.заведений /Л.Л.Касаткин. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 768 с.
15. Кременецкая, Л.С. Использование входного тестирования и тестирования на выходе для определения уровня лингвистических способностей и контроля развития уровня памяти иностранных студентов. // Международное образование и сотрудничество. - 2017. - С.62-70.
16. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2020. – 248 с.
17. Никишина, Ю.В. К вопросу об обучении русскому языку вьетнамских учащихся во Вьетнамо-Российском технологическом университете. // Сборник научных трудов «Международное образование и сотрудничество». - 2018. - С. 252-255.
18. Павлова, И. Б. Оценочность существительных общего рода и средства ее выражения // Русская филология. - 2020. - № 5. - С. 52-58.
19. Ременцов, А.Н., Иванова, Е.В. К вопросу интенсификации процесса обучения иностранных учащихся путём активизации их учебно-познавательной деятельности // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2019. - № 7. - С. 57-59.
20. Розенталь, Д.Э. Теленкова, М.А. Справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь. – М. : Наука, 2019. - 260 с.
21. Сахарный, Л.В. Человек и текст: две грамматики // Человек. Текст. Культура. - 2019. - С. 7-59.
22. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: Нова, 2019. - 928 с.
23.Педагогическая риторика: Учебное пособие / Н.А. Ипполитовой. - М.: МПГУ кафедра риторики и культуры речи, 2021. – 387 ьс.
24.Русская грамматика / Н.Д. Арутюнова, А.В. Бондарко, В.В. В.В. Иванов и др.. - М.: Из-во Наука, 2020. – 152 с.
25.Современный русский язык: Учебник / В.А. Белошапкова, Е.А. Земская, И.Г. Милославский, М.В. Панов; Под ред. В.А. Белошапковой - М.: Высш. шк., 2021. - 560с.