Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Все современные государства формируют свою социальную и экономическую политику в отношении своих граждан в соответствии с уровнем их развития, приоритетами и потенциалом. В условиях рыночной экономики одни лишь рыночные отношения не могут быть предпосылкой для социального обеспечения. Необходимо вмешательство государства в другие сферы экономики и общества. Важным основанием для такого вмешательства является определение России как социального государства (ст.7 Конституции РФ). Роль социального государства заключается в создании условий для обеспечения социальной и правовой защиты каждого человека и предоставлении мер социальной защиты нуждающимся гражданам. Особое внимание уделяется пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам и другим лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Одним из элементов социальной защиты является социальное обслуживание, которое является составной частью закрепленного в Конституции РФ права на социальное обеспечение и охватывает ежегодно около миллионов человек (пожилых людей, инвалидов и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации). Проблемы исследования стационарного социального обслуживания актуальны и требуют исследования в рамках настоящей курсовой работы.
Объектом исследования настоящей работы являются нормы права социального обеспечения, регулирующие вопросы стационарного социального обслуживания.
Предметом исследования составляют общественные отношения, регулирующие вопросы эффективности системы стационарного социального обслуживания в РФ.
Целью исследования является анализ эффективности системы стационарного социального обслуживания в РФ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть правовые основы и источники финансового обеспечения социального обслуживания граждан;
2.проанализировать порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;
3.исследовать вопросы оценки качества социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;
4.рассмотреть права и обязанности получателей социальных услуг;
5.проанализировать правовые особенности оплаты стационарных социальных услуг.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное и региональное законодательство; постановления судебных инстанций РФ и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю., Григорьев И.В., Шайхатдинов В.Ш., Косаренко Н.Н., Сулейманова Г.В., Тучкова Э.Г. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем эффективности системы стационарного социального обслуживания в РФ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере эффективности системы стационарного социального обслуживания в РФ.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка источников и литературы. Содержание работы изложено на 33 страницах машинописного текста. Библиографический список состоит из 10 источников.
Глава 1.Теоретические аспекты правого регулирования стационарного социального обслуживания в РФ
1.1.Правовые основы и источники финансового обеспечения социального обслуживания граждан
В то же время существующая правовая база и организационная система социальных служб не в полной мере удовлетворяют потребности населения в социальных услугах надлежащего качества. Развитие рыночных отношений в сфере предоставления социальных услуг требует разработки современных механизмов, новых технологий социальной работы и ее регулирования. Существующие региональные различия в количестве прав граждан на социальное обслуживание, уровне их реализации, доступности и качестве социальных услуг требуют вмешательства федерального законодателя. Уровень социальных гарантий для уязвимых категорий населения должен быть одинаковым на всей территории РФ, поэтому необходимо более четкое регулирование этих вопросов.
Несмотря на законодательно закрепленную возможность предоставления социальных услуг негосударственными социальными службами, в России они развиты недостаточно. Однако активное внедрение рыночных механизмов в сферу социального обслуживания создает конкурентную среду в предоставлении социальных услуг и позволяет гражданам самостоятельно выбирать поставщиков.
Проводимая в РФ административная реформа направлена на повышение качества и доступности государственных услуг и эффективности работы административных органов. Важным результатом этой реформы является принятие Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", который создает правовую основу для определения организационных основ предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Предоставление этих услуг в электронной форме является одним из основных компонентов в системе мер по снижению административных барьеров и повышению доступности государственных и муниципальных услуг. Это касается и социальных услуг. Развитие и внедрение телетехнологий в деятельность социальных служб повышает доступ населения к социальным услугам, но требует четкого правового регулирования процедур предоставления услуг. Эта проблема должна решаться путем принятия административных регламентов.
Развитие права социального обслуживания влияет на теоретические положения науки права социального обеспечения. Значительное расширение перечня понятий и терминов, используемых в правовом регулировании социального обеспечения, требует их теоретического осмысления и четкого определения. Требуют уточнения принципы правового регулирования социального обслуживания и вопрос о месте правовых норм о социальном обслуживании в праве социального обеспечения РФ.
Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан установлены Гражданским кодексом РФ и Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ).
Социальное обслуживание осуществляется организациями социального обслуживания, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти или субъектов РФ.
Правила организации деятельности организаций социального обслуживания и их структурных подразделений определены приказом Минтруда России от 24.11.2014 № 940н - порядок предоставления социальных услуг:
-в форме социального обслуживания на дому - приказом Минтруда России от 24.11.2014 № 939н .
-в полустационарных формах социального обслуживания - приказом Министерства труда РФ от 24.11.2014 № 938н .
-в стационарных формах социального обслуживания - приказом Минтруда России от 24.11.2014 № 935н .
Согласно ст.30 Закона № 442-ФЗ источники финансового обеспечения социальных услуг включают:
-бюджеты бюджетной системы РФ;
-благотворительные пожертвования и взносы;
-средства получателей социальных услуг, если социальные услуги предоставляются на платной или частично платной основе.
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иные источники доходов, не запрещенные законодательством.
Финансовая поддержка организаций социального обслуживания субъектов РФ осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ за счет средств бюджета субъекта РФ, а также за счет средств получателей социальных услуг в случаях, когда социальные услуги предоставляются за плату или частично за плату.
Финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, оказывающими социальные услуги, и социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ и путем закупок социальных услуг в соответствии с законодательством РФ.
Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные органы субъектов РФ вправе привлекать иные источники финансирования социальных услуг, в том числе реализовывать совместные проекты в этой сфере.
Порядок расходования средств, полученных от взимания платы за предоставление социальных услуг, устанавливается:
-для организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
-уполномоченными органами субъектов РФ - организациям социального обслуживания субъектов РФ.
Порядок использования средств, полученных в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, должен предусматривать возможность использования этих средств на текущую деятельность, развитие организаций социального обслуживания и стимулирование их работников.
1.2.Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные материалы
1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 7007.
2. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 935н (ред. от 28.09.2020) "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2014 № 35248) // Российская газета. - 2014. - № 297.
Научные и учебно-методические издания
3. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. - М: Проспект, 2020. 184 с.
4. Григорьев И.В., Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. - М: Юрайт, 2019. 428 с.
5. Комкова Г.Н., Торосян Р.А., Сычев В.Б. Право социального обеспечения. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. - М: Юрайт, 2019. 188 с.
6. Косаренко Н.Н. Право социального обеспечения. Учебник. - М: КноРус, 2019. 240 с.
7. Право социального обеспечения. Учебник и практикум / Под ред. Филиппова М. В. - М: Юрайт, 2019. 406 с.
8. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. - М: Юрайт, 2019. 430 с.
9. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект, 2020. 480 с.
Ресурсы сети Интернет
10. http://www.consultant.ru - Справочная правовая система.