Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общая характеристика нормативно-правовой базы службы документационного обеспечения управления 5
1.1 Роль службы документационного обеспечения управления в организации 5
1.2 Необходимость нормативно-правовой базы службы документационного обеспечения управления 11
2 Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность службы ДОУ 14
2.1 Федеральные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность службы ДОУ 14
2.2 Локальные нормативные акты, регулирующие деятельность службы ДОУ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ А Титульный лист инструкции по делопроизводству 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Содержание инструкции по делопроизводству 32
ПРИЛОЖЕНИЕ В Шаблон должностной инструкции делопроизводителя 33
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вся управленческая деятельность организации должна документироваться. В современных социально-экономических условиях перехода к цифровой экономике и вхождения в единое информационное пространство значительно усложняются технологические процессы организаций, связанные с документационным обеспечением деятельности. В связи с этим повышаются требования к реализации информационного взаимодействия и возрастает необходимость «информационно-документационных» компетенций сотрудников служб документационного обеспечения управления (далее – ДОУ), являющихся пользователями систем электронного документооборота. В связи с этим у служб ДОУ появляются новые направления развития, которые должны способствовать стабильности и безопасности информационной среды, сохранности информационных ресурсов организации, возможностей реализации юридически значимого документооборота, подготовленности пользователей к работе с цифровыми технологиями и др.
Актуальность темы также заключается в том, что с документацией связана деятельность всех сотрудников организации - от исполнителей до руководителей всех уровней. Все основные решения должны быть задокументированы. В организации любой организационно-правовой формы без правильной постановки документооборота, знания его нормативно-методической базы и его методической базы невозможно правильно оформить документы. Государство уделяет большое внимание вопросам правильной организации делопроизводства. Все организации в России, независимо от их организационно-правовой формы, должны руководствоваться в своей деятельности положениями и требованиями, установленными действующими положениями о документообороте и архивном деле. В связи с этим изучение нормативно-правовой базы и методологических основ делопроизводства в современной России становится одним из наиболее актуальных вопросов современности.
Цель исследования – анализ нормативно-правовой базы службы документационного обеспечения управления.
Задачи исследования:
1. Роль службы документационного обеспечения управления в организации.
2. Необходимость нормативно-правовой базы службы документационного обеспечения управления.
3. Федеральные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность службы ДОУ.
4. Локальные нормативные акты, регулирующие деятельность службы ДОУ.
Объект исследования – служба ДОУ. Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность службы ДОУ.
Методы исследования:
1. Анализ источников и литературы был использован с целью углубленного изучения темы;
2. Идеографический метод был использован с целью выявления особенностей российской нормативно-правовой базы ДОУ;
3. Метод обобщения был использован с целью изучения роли и значения современной нормативно-правовой базы ДОУ.
Этапы исследования: при написании курсовой работы был использован широкий круг источников в области документирования: нормативно-правовые акты и специальная литература по теме исследования, в которой освещены вопросы законодательного и нормативно-методического регулирования документирования.
Структура курсовой работы состоит из титульного листа, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ СЛУЖБЫ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Роль службы документационного обеспечения управления в организации
Документационное обеспечение управления (далее – ДОУ) – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами, является важным критерием работы любого предприятия: в организациях создаются документы, которые отражают результаты и ведение деятельности организации, финансовое состояние, работу с персоналом, материально-техническое обеспечение и т. д. Именно в документах отражаются все показатели деятельности любого учреждения, предприятия либо организации [38, с. 152].
В современном мире объем информации значительно растет с каждым днем. От этого зависит необходимость установления определенных правил для составления и оформления документов, которые фиксируются в специальных инструкциях.
Движение документов в организации с момента их получения и до завершения работы с ними образует документооборот организации. Документооборот в организации осуществляется в виде документопотоков, циркулирующих между переработкой информации и технической обработки документов (регистрация, копирование и тиражирование, прием, отправка, формирование дел и т. д.). Совокупность документов, движущихся по единому маршруту, составляет документопоток. Принято выделять три основных документопотока организации: входящий; исходящий; внутренний.
В процессе работы с документами в той или иной степени задействованы все работники независимо от того, к какой категории они относятся [34, с. 97]. Составлением документов непосредственно должны заниматься специалисты, технические операции по их изготовлению должны выполнять технические исполнители, работающие в учреждении. Руководители предприятия принимают решения, то есть подписывают и утверждают документы.
Схематично процесс ДОУ можно представить в виде рисунка 1.
Рисунок 1 – Схема документационного обеспечения управления [36, с. 3]
ДОУ необходимо каждой организации вне зависимости от ее направлений деятельности или организационной формы, поскольку рассматриваемый процесс непосредственно связан с деятельностью по работе с документами.
Однако не все организации ДОУ являются налаженным и упорядоченным процессом. Существует множество организаций, в которых сотрудник работает с документами, и чаще всего сама работа с документами ограничивается обработкой входящей и исходящей корреспонденции и ее передачей руководителю и руководителям структурных подразделений. Поэтому со временем организация должна наладить эффективную систему делопроизводства, введя на работу сотрудника, который непосредственно занимается систематизацией документов. Однако в зависимости от уровня компании возникает вопрос о создании соответствующего подразделения (канцелярии или отдела делопроизводства) [36, с. 3].
Организация работы с документами
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.02.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 1 (часть I). – Ст. 1.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 3.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
7. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) «О Государственном гербе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 52 (1 ч.). – Ст. 5021.
8. Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ (ред. от 01.05.2022) «Об обязательном экземпляре документов» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 1. – Ст. 1.
9. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об архивном деле в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 43. – Ст. 4169.
10. Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ (ред. от 28.02.2023) «О государственном языке Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 23. – Ст. 2199.
11. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3448.
12. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3448.
13. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об электронной подписи» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 15. – Ст. 2036.
14. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 50. – Ст. 7344.
15. Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О стандартизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 27. – Ст. 3953.
16. Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 (ред. от 13.07.2015) «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 10. – Ст. 1127.
17. Указ Президента РФ от 22.06.2016 № 293 (ред. от 30.12.2022) «Вопросы Федерального архивного агентства» (вместе с «Положением о Федеральном архивном агентстве») // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 26 (часть 1). – Ст. 4034.
18. Постановление Правительства РФ от 27.12.1995 № 1268 (ред. от 17.03.2018) «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 2. – Ст. 123.
19. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.03.2023).
20. Постановление Минтруда РФ от 26.03.2002 № 23 «Об утверждении норм времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.03.2023).
21. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 40 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.03.2023).
22. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.05.2017 № 416н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению документацией организации». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.03.2023).
23. Приказ Росархива от 11.04.2018 № 44 «Об утверждении Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.03.2023).
24. Приказ Росархива от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.03.2023).
25. Приказ Минтруда России от 15.06.2020 № 333н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.03.2023).
26. Приказ Минтруда России от 19.05.2021 № 320н «Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.03.2023).
27. Приказ Минфина России от 11.04.2022 № 55н «Об утверждении Порядка изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.03.2023).
28. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст). – М., Стандартинформ, 2014.
29. ГОСТ Р ИСО 30300-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Системы управления документами. Основные положения и словарь (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 09.12.2015 № 2123-ст). – М., Стандартинформ, 2016.
30. ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст) (ред. от 14.05.2018). – М., Стандартинформ, 2018.
31. ГОСТ Р 7.0.101-2018/ИСО 30301:2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Системы управления документами. Требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.01.2018 № 34-ст) . – М., Стандартинформ, 2018.
32. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Управление документами. Часть 1. Понятия и принципы» (утв. Приказом Росстандарта от 26.03.2019 № 101-ст). – М., Стандартинформ, 2019.
33. ОК 011-93. Общероссийский классификатор управленческой документации (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299) (ред. от 07.11.2022). – М., ИПК Издательство стандартов, 1995.
34. Доронина Л.А., Иритикова В.С. Организация и технология документационного обеспечения управления: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2023. – 233 с.
35. Золкина М.К. Современные требования к организации системы документооборота // Студенческий вестник. – 2019. – № 46-6(96). – С. 6-7.
36. Измайлов, М. К. Документационное обеспечение управления: проблемы и перспективы / М. К. Измайлов // Бизнес и дизайн ревю. – 2020. – № 4(20). – С. 3.
37. Казакевич Т.А., Ткалич А.И. Документационное обеспечение управления: учебник и практикум. – М: Юрайт, 2023. – 177 с.
38. Кузнецов И.Н. Документационное обеспечение управления. Документооборот и делопроизводство: учебник и практикум для среднего профессионального образования. – М.: Юрайт, 2023. – 462 с.
39. Самарокова И.В. Современные подходы к регламентации деятельности работников службы делопроизводства в организации // Научная мысль: традиции и инновации: сборник научных трудов II Всероссийской научно-практической конференции, Магнитогорск, 29-30 мая 2021 года. – Магнитогорск: ИП Барышов Д.А., 2021. – С. 311-318.
40. Чепелева Л.Е. Нормативно-правовое регулирование документационного обеспечения управления библиотекой в современных условиях // Потенциал библиотеки в современном мире: трансформации, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Самара, 25 мая 2021 года. – Самара: Самарский государственный институт культуры, 2021. – С. 256-262.
41. Шарланова С.О. Вопросы организации делопроизводства // Инновационный путь развития как ответ на вызовы нового времени: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Оренбург, 23 сентября 2019 года. – Оренбург: ООО «Аэтерна», 2019. – С. 29-32.
42. Яворская Т.Н., Замиралова Е.В. Особенности документационного обеспечения управления в малой организации // Актуальные проблемы авиации и космонавтики: сборник материалов V Международной научно-практической конференции, посвященной Дню космонавтики. В 3-х томах, Красноярск, 08–12 апреля 2019 года / Под общей редакцией Ю.Ю. Логинова. Том 2. – Красноярск: ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», 2019. – С. 837-838.