Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Национальная идентичность или национальное самосознание - это один из компонентов идентичности человека, связанный с его предполагаемой принадлежностью к определенной этнической группе или нации. Национальная идентичность не идентична национальности или гражданству, хотя они могут быть факторами, которые сильно на них влияют.
Национальная идентичность не является естественной чертой. Это проистекает из приобретенного осознания общности культуры, истории и языка с определенной группой людей. К этому можно добавить чувство принадлежности к определенному государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам.
Национальная идентичность может быть многослойной и сложной. Малые народы, не имеющие собственной государственности, часто обладают национальной идентичностью, которая сочетает региональную этнокультурную идентичность с более широкой национальной идентичностью, связанной с политической нацией и государством. Национальная идентичность мигрантов может определяться как их происхождением, так и их идентичностью своему новому государству и его культурной среде.
Национальный код - это наша национальная идентичность, особенность нашей культуры. Например, японская культура стала культовой для всего мира, одежда в кимоно, способы борьбы, японское чаепитие и поведение известны всем. Каждая нация, каждая устоявшаяся нация имеет свой собственный культурный код. Другими словами, содержание, характеристики, признаки, особенности, особенности кода каждой нации были и остаются всегда. Код нации - это внутренняя часть этой нации, это ключ, который открывается, входя в душу, в историю, в жизнь, в сердце этого народа. Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования я установил, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей и юристов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные, на мой взгляд, аспекты, касающиеся этой темы, и систематизировать полученные данные.
Цель исследования. Целью данной работы является исследование идеи национальной идентичности, в том числе через тексты А. С. Пушкина.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть концепцию и роль идеи национального самосознания и национальной идентичности;
- изучить, как развивалось явления национального самосознания и национальной идентичности в истории России;
- выделить особенности лирики А. С. Пушкина в средней школе в аспекте проблемы национальной идентичности;
- разработать проект урока по литературе с изучением лирики А. С. Пушкина в аспекте проблемы национальной идентичности.
Объектом исследования является процесс преподавания текстов А. С. Пушкина в средней школе в аспекте проблемы национальной идентичности.
Предметом исследования является идея национальной идентичности и тексты А. С. Пушкина в аспекте проблемы национальной идентичности.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы я использовал следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников я использовал научные статьи, учебники по финансовому праву и преподаванию, статистику и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В РОССИИ
1.1 Понятие и роль национальной идентичности
и национального самосознания
Концепцию идентичности в социальных и гуманитарных знаниях можно рассматривать как минимум с трех точек зрения. Согласно хронологии его возникновения, микросоциологическое направление, сформировавшееся в 1970-х годах, можно считать первым в соответствии с теориями символического интеракционизма. В микросоциологии идентичность интерпретировалась как естественная данность или атрибут индивидуального «Я». В социологии идентичность интерпретируется как естественная данность или атрибут индивидуального «Я». В этом смысле термин был использован Э. Эриксоном, которому принадлежит заслуга введения термина «идентичность» в психологию. Так возник первый подход на стыке социологических и психологических исследований. Последующий микросоциологический антисоциалистический подход был основан на социальном конструктивизме и поэтому был особенно сосредоточен на агентах социализации, участвующих в формировании идентичности, таких как, например, расовые, этнические, национальные и другие сообщества. Динамический характер идентичности был выдвинут на первый план в соответствии с принципами социального конструктивизма, при этом ведущую роль играла когнитивная практика [5].
Представители социального конструктивизма П. Бергер и Т. Лукман отметили взаимосвязь между объективными (структурными) и субъективными (индивидуальными) факторами формирования идентичности. «Социальные процессы, связанные с формированием и поддержанием идентичности, определяются социальной структурой. И наоборот, идентичности, возникающие в результате взаимодействия организма, индивидуального сознания и социальной структуры, реагируют на эту социальную структуру, поддерживая, изменяя или даже изменяя ее. «Исторически сложившиеся социальные структуры опосредуют формирование определенных типов идентичности, которые проверяются в повседневных взаимодействиях.
Преобразования в науке и обществе привели к отказу от крайних позиций в понимании идентичности, что в настоящее время позволяет анализировать структурное разнообразие этого явления. Формирование процессуального направления связано, во-первых, с тенденцией к синтезу научных подходов (натуралистическо-эссенциалистской и антиэссенциалистской точек зрения); во-вторых, с необходимостью описания и объяснения трансформации личности и механизмов ее обновления. Теория фокусируется на категории «идентификация» - процессе поиска и обретения самоопределения.
Таким образом, М. Кастель понимает идентичность как «процесс, посредством которого социальный фактор осознает себя и конструирует ценности в основном на основе данного культурного наследия или набора характеристик, исключая более широкую корреляцию с другими социальными структурами». Специфика современного информационного общества, по мнению автора, определяется преобладанием в нем социального фактора, который формирует ценности, в первую очередь, на основе данного культурного наследия или набора характеристик, исключая более широкую корреляцию с другими социальными структурами».
Всестороннее понимание феномена предполагает добавление процессного подхода к онтологическому. Целесообразно признать изначальный, оригинальный характер поиска самоопределения в его взаимосвязи со структурой личных потребностей. Архаический характер идентичности коррелирует с особой ролью аффективных, бессознательных компонентов, которые отличают ее от самосознания. И. В. Малыгина связывает возникновение идентичности с действием двух сил: прогрессивной и регрессивной. Исторически сложилось так, что первый - прогрессивный - направлен на отделение человеческой личности от рождения. Второй признает необходимость контакта с культурой, ее ценностно-символическим пространством, посредством которого достигается новая форма единства с окружающей средой.
Сложность и разнообразие социальных и культурных изменений в современном обществе обусловливают формирование ряда подходов, каждый из которых стремится объяснить особенности и закономерности этих изменений в определенной перспективе. Одним из ведущих направлений в понимании особенностей современного этапа развития с конца 60-х годов 20-го века является концепция информационного общества. Это позволяет нам выявить важные тенденции в трансформации национальной идентичности, общие для группы стран, с точки зрения процесса информатизации [14].
Теория информационного общества внутренне неоднородна и отличается разнообразием акцентов, неоднозначностью критериев, позволяющих различать современный тип социальной структуры. Д. Белл в 1980-х годах наделил информационное общество всеми характеристиками постиндустриального, а сам термин использовался для описания конкретных изменений в социальной структуре, вызванных растущим значением информации и знаний и интенсивным развитием информационных и
Фрагмент для ознакомления
3
1 Барканова, Ольга Национальное самосознание личности / Ольга Барканова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 176 c.
2 Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. М.: ГИХЛ, 1943. 642 с.
3 Белоус, В. Г. Вольфила, или Кризис культуры в зеркале общественного самосознания / В.Г. Белоус. - М.: Мiръ, 2007. - 432 c.
4 Благой, Д. Классовое самосознание Пушкина. Введение в социологию творчества Пушкина / Д. Благой. - М.: Всероссийский союз поэтов, 2003. - 229 c.
5 Бэлза И.Ф. Универсализм Пушкина // Творчество А.С. Пушкина. Материалы советско-американского симпозиума в Москве. М.: АН СССР, ИМЛИ им. А.М. Горького, 1985. С. 68-103.
6 Введенский, А.И. Общественное самосознание в Русской литературе / А.И. Введенский. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 320 c.
7 Волгин, И. Возвращение билета. Парадоксы национального самосознания / И. Волгин. - Москва: Машиностроение, 2004. - 768 c.
8 Григорьев А. Воспоминания. Л.: Наука, 1980. 792 с.
9 Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л.: Наука, 1978. 424 с.
10 Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л.: Наука, 1979. 495 с.
11 Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. СПб.: ИРЛИ, 1999. 200 с.
12 Киреевский И.В. Избранные статьи. М.: Современник, 1984. 384 с.
13 Ключевский, В.О. История Русского Самосознания По Историческим Памятникам И Научным Сочинениям: моногр. / В.О. Ключевский. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 650 c.
14 Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 c.
15 Коялович, М. О. История русского самосознания / М.О. Коялович. - М.: Лучи Софии, 1997. - 688 c.
16 Коялович, М.И. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям / М.И. Коялович. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 640 c.
17 Лихачев, Д.С. Национальное самосознание Древней Руси: / Д.С. Лихачев. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 116 c.
18 Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики. Л.: Наука, 1986. 165 с.
19 Михневич, О. А. Национальное самосознание как интегративный признак нации / О.А. Михневич, В.Г. Япринцев. - М.: Харвест, 2007. - 320
20 Палиевский П.В. Русские классики. М.: Художественная литература, 1987. 387 с.
21 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 т. Т. XIII. М.: Воскресение, 1994–1997 (репринт 1949).
22 Сквозников В.Д. Пушкин. Историческая мысль поэта. М.: Наследие, 1999. 232 с.
23 Скворцов, Л. В. Культура самосознания / Л.В. Скворцов. - М.: Издательство политической литературы, 1989. - 320 c.
24 Смирнов А.А. Романтическая лирика А.С. Пушкина как художественная целостность. М., 2007. 309 с.
25 Урнов Д.М. Пушкин и Шекспир. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1966. 25 с.
26 Эйдельман Н.Я. Статьи о Пушкине. М.: Новое литературное обозрение. 2000. 457 с.