Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что юридическая техника многократно была предметом научного изучения. Существует значительное количество работ, посвященных проблемам юридической техники, законодательной техники, юридической технологии и т.п. На данную тему пишутся монографии и статьи в научных периодических изданиях, организуются научные конференции и круглые столы, публикуются учебники, учебно-методические пособия и программы по курсу «юридическая техника», ряд вузов ввели юридическую технику в качестве одного из преподаваемых студентам-правоведам предметов. Кроме того, существует не поддающееся исчислению количество научных работ, посвященных отдельным аспектам юридической техники, а именно юридической терминологии, юридическому языку, логическим приемам в юриспруденции, правилам нормотворчества, систематизации правовых норм, их толкования и реализации, причем указанные работы имеют и общий, и отраслевой характер.
Объектом данной работы является институт юридической техники. Данный институт включает в себя различные аспекты – социальные, культурные, правовые.
Предметом настоящей работы являются нормы действующего законодательства, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью данной работы является изучение юридической техники.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть понятие юридической техники;
• Проанализировать отраслевые особенности юридической техники.
• Выявить проблемные аспекты юридической техники;
• Исследовать современные особенности юридической техники.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие и отраслевые особенности юридической техники
1.1. Понятие юридической техники
Юридическая техника - совокупность определенных приемов, применяемых как при разработке содержания и структуры правовых предписаний государства, так и при их претворении в жизнь. Такими приемами являются: юридическая терминология, юридические конструкции и способы построения нормативно-правовых актов.
Юридическую технику нередко рассматривают как ремесло важное, но подобное инструменту, который можно использовать в любых интересах, в том числе нарушающих тождество социума.
Юридическая техника рассматривается и как особые средства и навыки использования правовых знаний, особое профессиональное мастерство, которое традиционно именуется юридической техникой. Это профессиональное мастерство и индивидуальное искусство каждого юриста.
Как известно, нормативно-правовой акт является важнейшим средством правового регулирования. Являясь результатом нормотворческого процесса, он обеспечивает стабильность и упорядоченность общественных отношений, их согласованность, подчинение поведения людей единым целям и задачам. В этой связи очевидна важность соблюдения требований, предъявляемых к качеству текста нормативно-правового акта, обеспечение высокой степени его технико-юридической подготовленности. Высокая степень эффективности правового регулирования достигается за счет процесса кодификации законодательства, в котором наиболее важную роль играет подготовка кодексов, призванных регламентировать целую сферу общественных отношений. Хороший кодекс должен обладать свойством так называемой адаптационной емкости, т.е. быть способным эффективно регулировать общественные отношения хотя бы на ближайшие пять лет. К сожалению, в российской законодательной технике этого не происходит. В настоящее время наблюдается чрезмерная идеализация закона, отсутствие необходимой прогностической деятельности на стадии разработки законопроекта, создание законов на основе приоритета сугубо политических сиюминутных интересов над принципами законности, справедливости, гуманизма и демократии. Все это приводит к принятию законов по методу проб и ошибок. В таких условиях закон становится непонятным и трудным для правоприменительной деятельности, а также перестает учитывать реальные потребности общества, что в конечном итоге дестабилизирует общественные процессы, замедляет развитие всех сфер общественных отношений.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
6. Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в части 1 и 2 НК РФ и в отдельные законодательные акты в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // Собрание законодательства. 2006. N 31.
7. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ, 08.03.2010, N 10, ст. 1084.
8. Решение Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска от 25 января 2007 г. N 26-284р «Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Зеленогорска»; Решение Дудинского городского Совета депутатов от 24 декабря 2013 г. N 02-0036 «Об утверждении Правил землепользования и застройки поселка Хантайское Озеро».
9. Концепция развития российского законодательства / Отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. М.: ИЗиСП при Правительстве РФ; ИД «Юриспруденция», 2014.
10. Алексеев С.С..Общая теория права: Учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 2011.
11. Колосова В.И. Административная преюдиция как средство предупреждения преступления и совершенствования уголовного законодательства // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. N 5(1).
12. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. В.М. Лебедев. 13-е издание, переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2013 (ч. 2 ст. 7).
13. Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И. Юридическая техника: учебник. М.: Юстицинформ, 2014.
14. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. М: Проспект, 2013.
15. Радько Т.Н. Теория государства в схемах и определениях: Учебное пособие. М.: Проспект, 2011.
16. Руева Е.О. Некоторые проблемные аспекты применения административной преюдиции в уголовном законе на примере уголовной ответственности за мелкое хищение и побои // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2016. N 4. С. 6.
17. Руева Е.О. Стандарты качества текста нормативно-правового акта // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2015. N 5. С. 9.
18. Субботин А.М. Административно-деликтное законодательство: актуальные проблемы юридической техники // Юридическая техника. 2015. N 9. С. 745.
19. Теория государства и права / Под ред. А. Пиголкина, Ю. Дмитриева. М.: Юрайт, 2013.
20. Тихонова С.С. Особенности конструирования санкции в уголовном законе: теория и законотворческая практика // Юридическая техника. 2013. N 7.
21. Филиппова С. Новое слово в юридической технике // ЭЖ-Юрист. 2016. N 42. С. 3.
22. Хазова О.А. Искусство юридического письма. М. : Юрайт, 2012.
1. Юридическая техника: Учебное пособие / Под ред. Т.Я. Хабриевой и Н.А. Власенко. М.: Эксмо, 2010.
2. Яковлев В.Ф. О понятии правовой ответственности // Журнал российского права. 2014. N 1