Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена двумя аспектами. Во-первых, в преподавании географии карты являются ценным источником информации и инструментом для развития географического мышления обучающихся. Успешное овладения навыками работы с географическими картами школьного атласа и учебника могут стать предпосылкой для успешного освоения курса географии. Школьные карты представляют прекрасный наглядный материал для изучения любой из тем курса географии.
От того, какими будут школьные географические карты, во многом зависит успешность обучающихся в усвоении географии.
Во-вторых, существует необходимость совершенствования школьных географических карт. Анализ карт природы Киргизии позволит выявить наиболее удачные географические карты, с которыми стоит знакомить обучающихся, обращать их внимание именно на эти карты. И напротив, выявление недочетов карт природы, даст возможность сформулировать рекомендации, какие карты, лучше не использовать или минимально использовать в преподавании географии.
Объект исследования: школьные учебные карты природы Киргизии.
Предмет исследования: качество школьных учебных карт природы Киргизии.
Основной целью курсового проекта является анализ школьных карт природы Киргизии. Исходный картографический материал для анализа карт природы – это школьный географический атлас Киргизии и карты учебника по физической географии Киргизии.
Задачи данной работы: представить краткий теоретический анализ истории развития образования и преподавания географии в Киргизии; охарактеризовать современное состояние изучения географии в Киргизии; проанализировать качество школьных учебных карт природы Киргизии.
1 Изучение географии в школах Киргизии
1.1 История образования и преподавания географии в Киргизии
Образование в Киргизии имеет давнюю историю, которая началась задолго до образования современного государства. В течение многих веков киргизское народное образование передавалось из поколения в поколение устно, при помощи сказок, песен и рассказов.
С давних пор традиции народной педагогики киргизов считались сформированными воспитательной системой. Способы воспитания детей, обучение мастерству были основаны издревле [1].
В 7-12 веках киргизское государство на Енисее (Рисунок 1) [11]. имело свою письменность.
Рисунок 1 – Карта государства Киргизстан в VI-VIII вв.
Киргизский алфавит состоял из 39 букв, и они были высечены на различных предметах (камне, железе, коже, дереве, керамической посуде, монетах и др.). На территории современной Киргизии, начиная со средних веков применялись различные виды письменности. Среди них самой распространённой была согдийская письменность. Позже была использована уйгурская письменность; чагатайская литературная письменность, арабский алфавит и др. Использование разных письменностей способствовало формированию культуры и её развитию.
В середине 10 века каганат Караханидов принял исламскую веру. В то время на территории Киргизии использовался арабский алфавит и местное население, ознакомившись с передовой культурой Востока, устремилось к знанию. Положения исламской религии призывали людей к образованию. Они принесли с собой установившиеся научные понятия. Открывались специальные медресе, школы, росло число грамотных людей.
Медресе – это традиционное учебное заведение, где изучают исламскую религию, философию, науку и искусство. В Киргизии медресе существовали еще с древних времен, когда территория современной Киргизии была частью Великой Чжоу и Согдианы.
В 10-11 вв. на территории Киргизии было несколько медресе, где изучались исламские науки. Одно из самых известных медресе того времени находилось в городе Ош.
В конце 10 и начале 11 века Баласагун и Кашгар превратились в города с многогранной культурой и в научно-образовательные центры. Уроженец города Баласагун Жусуп Баласагуни создал на тюркском языке дастан «Кутадгу билиг» – кут берч билим». Он был признан знатоком географии, истории, философии, астрономии, математики, медицины. Как видно из содержания дастана, в ту эпоху, когда жил Жусуп, большое значение в обществе придавалось образованию людей.
В 16-17 веках медресе в Киргизии были в основном находились в городах, таких как Пишкек, Ош, Таш-Рабат, Жалал-Абад. Эти медресе обеспечивали образование для будущих религиозных лидеров и правителей.
В 18-19 веках медресе в Киргизии стали развиваться еще более интенсивно. Медресе стали играть важную роль в культурной жизни Киргизии, не только в обучении, но и в сохранении и распространении культурных и исламских традиций.
Начиная с 1870-х годов, для детей русскоязычного населения открываются партикулярные (гражданские) и церковные начальные учебные заведения. Первая приходская начальная школа или училище, как тогда называли школы, была открыта в г. Токмаке 9 февраля 1870 г.
С приходом русского населения для обучения детей русских и украинских переселенцев стали создаваться начальные школы различных типов. В 1913 году при поддержке Среднеазиатского акционерного каменноугольного общества «Кизил-Кия» было открыто одноклассное трехлетнее начальное приходское министерское училище с количеством учащихся 21 мальчиков и 28 девочек. Училище полностью содержалось на средства Общества. Сюда входили оплата заведующего школой, помещения, классного инвентаря и учебных пособий [7].
Начиная с 1876 г. было признано «полезным» преподавание в русских школах киргизского языка на основе введения русской транскрипции. В то же время запрещалось преподавание ислама. С открытием станичных сельских и городских приходских школ в них стали поступать и дети киргизов.
В 1920-х годах, после установления советской власти, медресе были закрыты, и образование стало регулироваться государством. Однако с 1990 х гг. медресе вновь начали открываться, и сегодня в Киргизии действует несколько медресе, которые обеспечивают образование в соответствии с исламскими традициями.
Одним из самых известных медресе в Киргизии является медресе Рахматулла Каримова, которая была открыта в городе Ош в 1949 году. Эта медресе была закрыта в 1960-х годах, но в 1990-х годах была восстановлена и продолжает работать по сей день [8].
Одним из первых шагов в сфере формального образования в Киргизии стало открытие Русско-киргизской школы в г. Бишкек в 1864 году.
В 1924 году Киргизская АССР становится частью Советского Союза, и начинается активная модернизация системы образования. Были открыты новые школы, университеты и другие учебные заведения.
История преподавания географии в Киргизии началась с момента создания первых образовательных учреждений в регионе. В период советской власти география была одним из обязательных предметов в школьной программе, а также изучалась в высших учебных заведениях, таких как Киргизский государственный университет.
Разработка единой программы по географии относится к 1921 г. Комиссия под руководством Д.Н. Анучина предложила стройную систему школьных курсов по географии с третьего по девятый класс. Однако эта программа, рекомендованная в качестве образца, не была обязательна для выполнения [7].
География как отдельный предмет в школьное обучение была введена в 1927 году. Она должна была играть вспомогательную роль для обществоведения. Изучалась в основном экономическая география.
В период с 1930-х по 1950-е годы было проведено масштабное обучение киргизского населения грамоте и общему образованию. В это время были созданы первые учебные программы на киргизском языке, а также киргизские учителя и преподаватели были обучены в России и других республиках Советского Союза.
Новый этап в развитии школьной географии начался в 1934 г. Было принято постановление «О преподавании географии в начальной и средней
школе», которое принципиально изменило положение географии в учебном
плане школы. С этого времени начался период работы над совершенствованием содержания географии как учебного предмета.
В 1964 году 11-е классы были ликвидированы. Из школьного обучения исчез курс экономической географии СССР.
В этот период основной упор в преподавании географии делался на изучении географических карт, топографических схем, а также физической географии, включая изучение геологии, климата, растительности и животного мира региона [8].
В 1991 году Киргизия обрела независимость, и начался переход к новой системе образования, основанной на принципах демократии и свободного выбора. С тех пор в Киргизии было проведено множество реформ в сфере образования, в том числе расширение возможностей для получения высшего образования, улучшение качества образования и повышение заработных плат учителей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Амерханова С., Ашымбаева Т, Эсенгулова М.
Этнопедагогические традиции киргизского народа // Ярославский педагогический вестник – 2017 – № 1. С. 66-68.
2. . Арсланбаев Н. Муратов А Бабанов Б. и др. География Киргизии. – Издательство: «Наука», 2011 г.
3. Карта природных ресурсов Киргизии. Токтогожаев К. Издательство: «Центр географических исследований», 2012 г.
4. Карта растительности Киргизии. Артыков Г. Издательство: "Илим", 2009 г.
5. Карта рельефа Киргизии. Бабанов Б. Издательство: «Интерпрессервис», 2006 г.
6. Карта типов климатов Киргизии. Курманов А., Жапаров Ж. Издательство: «Кыргызстан», 2014 г.
7. Карыева А.К. Развитие просветительства в Кыргыстане в начале XX века // Вестник науки и образования. 2017. № 3(27) Том 2. С. 27-30.
8. Образование в Киргизской ССР: Стат. сб. / Гос. ком. КиргССР по статистике. – Фрунзе: Мектеп, 1988. – 72 с.
9. Усупова Н.С., Абдыраева Ж.Д. Педагогическое образование Киргизской Республики: современное состояние и основные проблемы // Общество: философия, история, культура. 2022. № 5. С. 107-112.
10. Школьный атлас Киргизской Республики. Ниязов С., Исабаева Ж., Джунушалиева К. и др. Издательство: «Энциклопедия», 2016 г.
11. Электронный ресурс. URL https://foto.kg/maps/312-karta-kirgizstana-v-vi-viii-vv.html