Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения темы «Анализ школьных учебных социально-экономических карт Киргизии» обусловлена несколькими факторами. Во-первых, в современной образовательной среде актуален широкий выбор учебных материалов, которые помогут ученикам лучше понять социально-экономическую ситуацию в своей стране [4]. Важно, чтобы учителя на уроках географии отдавали предпочтение именно географическим картам, а не просмотру фильмов, например.
Во-вторых, анализ учебных карт помогает выявить возможные искажения и недочеты в оформлении, которые внесены в учебные материалы, и предложить рекомендации по их улучшению.
В-третьих, анализ учебных социально-экономических карт позволяет выявить лучшие из них, наиболее удовлетворяющие требованиям к оформлению и содержанию.
Представление ученикам лучших карт для изучения, дает возможность в полной мере реализовать развивающий потенциал социально-экономических карт в изучении географии своей страны. Социально-экономические карты на уроках географии с одной стороны обеспечивают межпредметные связи в образовании, с другой стороны характеризуют общеэкономические и социальные явления в региональном масштабе [7].
Объект данного исследования – это учебные социально-экономические карты Киргизии для 9 класса. Предмет исследования: соответствие содержания и оформления учебных социально-экономических карт Киргизии для 9 класса требованиям к учебным картам.
Цель данного исследования: изучение содержания социально-экономических карт для школьников в Киргизии.
Для решения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучить требования к содержанию и оформлению школьных учебных карт;
2. Охарактеризовать содержание и оформление социально-экономических карт для школьников 9 класса в Киргизии;
3. Проанализировать содержание и оформление школьных учебных социально-экономических карт Киргизии в соответствие с требованиями к оформлению карт.
Глава 1 Требования к оформлению и содержанию школьных
социально-экономических карт Киргизии
1.1 Социально-экономические карты Требования к оформлению
История развития социально-экономической картографии указывает на то, что качество и характер социально-экономических карт зависят от специалистов, занимающихся их разработкой. Например, в XIX веке социально-экономические карты были созданы статистиками в качестве иллюстративного материала к данным статистических исследований. В то время они имели слишком формальный вид, отображали только обобщенные характеристики территории и чаще всего использовали картограммы и картодиаграммы [6].
Социально-экономические карты стали появляться как отдельные работы в середине XIX века. Картографы и географы, основывались на общих принципах географической картографии. Благодаря их усилиям были созданы лучшие картографические произведения, атласы и социально-экономические карты. К концу прошлого века с развитием научно-технического прогресса, процесс создания карт потребовал участия большего числа специалистов, особенно при использовании ГИС-технологий.
В создании социально-экономических карт, как и других карт, участвуют специалисты различных направлений картографии и географии. Процесс включает в себя редакционные, авторские и издательские работы. Классические методы проектирования и составления социально-экономических карт изложены в учебнике О.А. Евтеева «Проектирование и составление социально-экономических карт» [5].
Все требования, предъявляемые к социально-экономическим картам, относятся и к школьным картам атласа и учебника.
При составлении социально-экономических карт важно определить требования к карте, провести анализ и оценить исходные данные. В проекте предусмотрены замысел карты, ее содержание и форма, особенности социально-экономического картографирования.
Выбор математической основы карты, включая масштаб и проекцию, зависит от охвата территории, содержания карты и специфики изображаемых объектов. Разработка математической основы включает в себя выбор масштаба, проектов и компонентов, соблюдение требований к содержанию и использованию карт.
Компоновка карты включает расположение картографического изображения, названия, легенды и других элементов карты. При разработке компоновки социально-экономических карт предусматривается место для дополнительной информации (диаграммы, графики и текстовые пояснения). Иллюстрации, включая фотографии, которые должны визуализировать картографируемые объекты или явления.
В пособии О.А. Евтеева отдельно выделены требования к атласам [5].
Требования к картам атласа.
Глубокая взаимосвязь отдельных карт в атласе, включая проведение единых «стержневых» элементов содержания через всю серию.
Возможность построения разнопланового картографического изображения для общеэкономических карт, с выделением на первый план наиболее важных элементов и объектов.
Учет различий в содержании карт узкоаналитических, структурно-аналитических и типологических, влияющих на географическую детализацию изображения.
Для узкоаналитических карт предусмотреть возможность повышения географической детальности изображения по сравнению с отображением структуры объекта.
Для карт, использующих типологический подход, обеспечить большую емкость изображения, чем для карт, использующих структурный подход.
На карте лучше избегать использования различных способов изображения, которые могут быть противоречивыми по географическим характеристикам, но похожими по внешнему виду. Например, использование значкового метода для отображения центров и картодиаграмм для территориальных ячеек может вызвать путаницу.
Не рекомендуется совмещать различные методы отображения половозрастного состава населения для городских и сельских поселений, лучше разделить эти данные на разные карты. Возможно органическое сочетание различных способов отображения одного явления, например, плотности населения в зависимости от степени освоения и равномерности расселения можно показать сочетанием картограмм и количественных ареалов в районах выборочного расселения.
Для атласов рекомендуется использовать типовую географическую основу. Тематические карты должны иметь, или одинаковый масштаб, или кратный масштаб, различающиеся в целое число раз. Рекомендуются одинаковые нормы генерализации, то есть одна и та же общегеографическая основа, а тематическое содержание разное.
До 2018 года действовал «Руководящий технический материал по созданию экономических карт союзных республик…» (ГКИНП-14-130-80), который определял требования к содержанию карт и к выполнению всего комплекса работ по их созданию. Например, о настенных картах в техническом материале было указано, что настенные карты предназначены для демонстрации и обучения учащихся. Они предоставляют общую экономическую информацию и комплексную характеристику хозяйства региона с учетом его историко-экономического развития. Карты не должны быть перегружены лишними деталями или мелкими контурами, и основные объекты должны быть видны на расстоянии. Также важно, чтобы вся серия карт была сопоставима и сравнима друг с другом, что может быть достигнуто использованием единого подхода к отбору содержания, условных знаков и оформления.
Кроме общих требований к оформлению социально-экономических карт, школьные карты должны соответствовать содержанию учебной программы по географии. В данной работе будут рассмотрены социально-экономические карты, используемые в 9 классе школ Республики Киргизия (другое написание: Республика Кыргыстан).
1.2 Содержание географии в 9 классе школ Киргизии
Согласно государственному образовательному стандарту школьного общего образования Кыргызской Республики, география входит в естественно-научную образовательную область, к которой кроме географии еще относятся естествознание, биология, химия, физика [3].
В 9 классе изучается «Экономическая и социальная география Кыргызской Республики». Для освоения этого предмета предусмотрено 2 ч. в неделю и 68 ч. в году (резерв 2часа). В 10 и 11 классов учащиеся продолжают изучать экономическую и социальную географию 1 час в неделю, 34 часа в год [2].
Задачи обучения предмету «География» включают в себя использование различных типов данных – текстовых, количественных и символических, таких как рисунки, графики, таблицы, диаграммы, карты и другие материалы. Учащиеся получают опыт реальных исследований, включая картографирование, опросы, интерпретацию вторичных источников информации и статистических данных.
Содержание учебного предмета «Экономическая и социальная география Кыргызской Республики» включает следующие основные разделы: введение; место Кыргызской республики в мире; география населения Кыргызской Республики; хозяйство Кыргызской Республики; стратегия по устойчивому экономическому и социальному развитию Кыргызской Республики; экономическая и социальная характеристика административно-территориальных регионов Кыргызской Республики; экономическая и социальная характеристика своей местности [2].
Развитие географической компетентности учащихся происходит через практическую деятельность. В процессе обучения необходимо дать возможность школьникам анализировать различные источники географической информации (планы, схемы местности, карты, статистические материалы и геоинформационные ресурсы). Это и является спецификой методики обучения географии в школе [2].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бараталиев О., Алымкулова Н. Экономическая и социальная география. 9класс. Б.: «Инсанат», 2012. – 272с.
2. География. Программа для 6–11 классов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики.
3. Государственный образовательный стандарт школьного общего образования Кыргызской Республики. Утвержден 22 июля 2022 года № 393. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1710609995&tld=ru&lang=ru&name=gosstandart_shkolnogo_obrazovaniya_2022 (дата обращения 15.03.2024).
4. Джунушалиева К.К. Изучение географии Кыргызской Республики в школе (8-9 классы). – Бишкек, 2012. – 135с.
5. Евтеев О.А. Проектирование и составление социально-экономических карт. Учебник. М.: МГУ, 1999. – 224с.
6. Социально – экономическая картография. (Текст лекций для студентов 5 курса кафедры картографии и геоинформатики) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/431/39099.php (дата обращения 15.03.2024).
7. Усупова Н.С., Абдыраева Ж.Д. Педагогическое образование Киргизской Республики: современное состояние и основные проблемы// Общество: философия, история, культура. 2022. – № 5. – С. 107-112.
8. Электронный атлас Кыргызской Республики [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.discoverkyrgyzstan.org/ru (дата обращения 17.03.2024).
9. Административная карта Кыргызской Республики. 1:1000000 Бишкек, 2015. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://realcom.kg/pechatnaya-produktsiya (дата обращения 17.03.2024).
10. Административно-территориальное деление (Кыргызская республика). – 1:2500000 // Атлас 9 класс. – Б.: «Новое знание», 2012. – С.2-3.
11. Атлас. Экономическая география Кыргызской республики. 9 класс. С комплектом контурных карт. – Б.: «Новое знание», 2012. – 18с.
12. Тяжелая промышленность (Кыргызская республика). – 1:2500000// Атлас 9 класс. – Б.: «Новое знание», 2012. – С. 6.