Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГИДРОЦЕФАЛЬНЫЙ СИНДРОМ У ДЕТЕЙ 5
1.1 Причины, симптомы и диагностика гидроцефального синдрома у детей 5
1.2 Лечение и профилактика гидроцефального синдрома у детей 8
2 ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРИ ГИДРОЦЕФАЛЬНОМ СИНДРОМЕ У ДЕТЕЙ 11
2.1 Общая характеристика базы исследования «Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская городская детская клиническая больница № 1 имени Н.Н.Ивановой"» 11
2.2 Анализ сестринского ухода при гидроцефальном синдроме у детей 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Хотя заболевание у детей встречается чаще, чем у взрослых, тем не менее, его распространенность гораздо ниже, чем принято считать. Статистика утверждает, что один случай заболевания гидроцефалией приходится на несколько тысяч новорожденных (от 1000 до 3000 по разным источникам). Тем не менее, водянка головного мозга является одним из самых распространенных отклонений в развитии у детей. Мальчики болеют несколько чаще девочек. Наиболее часто болезнь обнаруживается в первые три месяца жизни.
На протяжении многих лет педиатры и детские неврологи списывали на повышение внутричерепного давления любые отклонения в развитии и поведенческие расстройства. В большинстве случаев при банальных жалобах родителей маленьких детей на дрожь в верхних конечностях, плохой аппетит, судороги и отставание в физическом и психоречевом развитии ставился один диагноз – внутричерепная гипертензия или гидроцефальный синдром. Гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС) представляет собой состояние, при развитии которого в желудочках головного мозга, а также под мозговыми оболочками, скапливается в большом количестве ликвор (спинномозговая жидкость).
Чаще всего единственно правильным методом лечения является хирургическое вмешательство. Какое-то время можно контролировать отток ликвора с помощью диуретиков, таких как диакарб, но лекарственные препараты не решают саму проблему. Обычно наблюдаются те больные, у которых не повышено внутричерепное давление и отсутствуют явные признаки прогрессирования болезни.
Задержка в развитии, большая тяжелая голова, постоянные давящие боли — все эти признаки рано или поздно усугубляют положение настолько, что родителям все равно приходится вести ребенка на консультацию к нейрохирургу. И чем раньше это произойдет, тем меньше будет последствий для ребенка.
Гипертензионно гидроцефальный синдром устраняется путем шунтирования. В головной мозг вставляются катетеры, по которым спинномозговая жидкость стекает в брюшную полость и поглощается в области кишечника. Снаружи катетеры не визуализируются, поскольку проведены подкожно. Во всем мире подобные операции спасли тысячи детских жизней.
Цель исследования – изучить и проанализировать особенности сестринского ухода при гидроцефальном синдроме у детей.
Задачи исследования:
1) изучить причины, симптомы и диагностика гидроцефального синдрома у детей;
2) рассмотреть лечение и профилактика гидроцефального синдрома у детей;
3) проанализировать особенности сестринского ухода при гидроцефальном синдроме у детей.
Объект исследования – гидроцефальный синдром.
Предмет исследования - особенности сестринского ухода.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованных источников.
1 ГИДРОЦЕФАЛЬНЫЙ СИНДРОМ У ДЕТЕЙ
1.1 Причины, симптомы и диагностика гидроцефального синдрома у детей
Современной медицине известны многочисленные причины развития синдрома, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными. Если в появлении заболевания виноват наследственный фактор, то спровоцировать патологию могли:
- мать ребенка имеет серьезные хронические заболевания (например, сахарный диабет);
- во время беременности женщина сталкивалась с осложнениями, которые требовали врачебного участия (в эту категорию можно отнести и перенесенные инфекции, например, цитомегаловирус, грипп или токсоплазмоз) ;
- тяжелые, запоздалые или преждевременные роды;
- у ребенка обнаружены ишемические или гипоксические повреждения головного мозга ;
- во время родовой деятельности ребенку были нанесены травмы головы;
- наблюдалось внутриутробная задержка развития плода; врожденные аномалии головного мозга.
В качестве приобретенных причин, почему у новорожденного развивается гидроцефальный синдром можно рассматривать следующие внутренние и внешние факторы:
- в организме ребенка нарушены обменные процессы;
- после получения травмы в головной мозг попали осколки;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Басанова Ц.А. Больничная гигиена. М.: Джангар, 2014. – 704с.
2. Биткаева Л.Х. (ред.). VIII Ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов Наука и молодежь. - Грозный: Чеченский государственный университет, 2014. — 360 с.
3. Гажева А. В. Индикаторы оценки качества деятельности медицинских медсестер [Текст] / А. В. Гажева, А. В. Иванов, А. В. Гречко // Проблемы стандартизации в здравоохранении. – 2013. – № 1-2. – С. 44-47
4. Злобина Г. М. Управление профессиональной компетентностью специалистов сестринского дела в лечебно-профилактическом учреждении [Текст] / Г. М. Злобина, Л. Ф. Молчанова, Н. В. Якимова // Экономика здравоохранения. – 2014. – № 3 (147). – С. 39-43.
5. Калигина Л. Г. Основы сестринского дела [Текст]: учеб. пособие / Л. Г. Калигина, В. П. Смирнов; Л. Г. Калигина, В. П. Смирнов; Минздравсоцразвития, 2012. – 430 с.
6. Качаровская Е.В. и др. «Сестринское дело в педиатрии» практическое руководство. - М., «ГЭОТАР-Медиа», 2011г.
7. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 368 с.
8. Основы сестринского дела: теория и практика. В 2-х частях. Учебник для студентов медицинских вузов / Кулешова Л. Н. – М.: Медицина, 2008. – 411с.
9. Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста. Основы воспитания детей раннего возраста /сост.: В.Г. Савватеева; ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России.- Иркутск, 2012.- 44с.
10. Петрухин А.С. Детская неврология Том 2. - М.; ГЭОТАР- Медиа, 2012, — Т. 2 — 560 с
11. Светличная Т.Г. Развитие функций сестринского персонала общественного здравоохранения // Сестринской дело. - 2007. - №7.- С. 9-12.
12. Сестринский уход при детских заболеваниях./В.Д.Тульчинская - М.,«Академцентр» - 2011г.
13. Сестринское дело: профессиональные дисциплины. / Котельников Г.П. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 698 с.
14. Тарасова Ю. А., Костюкова Э. О., Сопина З. Е. Современная организация сестринского дела. - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2010. - 576 с.
15. Яромич И.В. Сестринское дело и манипуляционная техника. Учебник. — 3-е изд. — Минск : Вышэйшая школа, 2011. — 527 с.
16. Гидроцефальный синдром: сложности диагностики и лечения. - http://neurodoc.ru/diagnostika/simptomy/gidrocefalnyj-sindrom.html