Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы определяется значительной необходимостью специальной спортивной подготовки на этапе спортивного совершенствования. В современном футболе происходят постоянные изменения, связанные с расширением зон действия игроков и возможностей взаимозамены, совершенствованием технико-тактических действий спортсмена. Естественно, это не могло не повлиять на организацию учебно-тренировочного процесса на этапе совершенствования подготовленности футболиста, поскольку игровая деятельность футболиста зависит от спортивной подготовленности, которая, в конечном итоге, является показателем спортивного мастерства. Отметим и тот факт, что футболисты бывают с различным уровнем развития двигательных способностей, которые зависят, в первую очередь от игрового амплуа. Все это обуславливает специфику индивидуализации спортивной деятельности на всех этапах тренировочного процесса.
Анализ ряда исследований в области индивидуализации спортивной подготовленности футболистов (А. Беляков, К. Вихров, С. Голомазов и др.) позволил нам утверждать, что подготовка резерва для профессионального футбола требует индивидуального подхода к игрокам. Вместе с тем, вопрос методики, позволяющей приблизить учебно-тренировочный процесс на этапе спортивного совершенствования к модели игрового процесса разработан недостаточно.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что исследования, направленные на повышение эффективности тренировочного процесса футболистов различной квалификации являются достаточно актуальными.
В последние годы футбол стал еще более скоростным и мощным. В связи с этим, ряд специалистов З.Б. Аль, Э.К. Ахмеров, М.Д. Ашибоков, А. Белич, Е.Н. Бобкова отмечают, что уровень техники передачи мяча внутренней стороной стопы у футболистов является одним из основных факторов, влияющим на достижение высокого результата в данном виде спорта.
Рабочая гипотеза: предполагалось, что специальная Спортивная подготовленность футболистов позволяет подобрать адекватные средства и методы тренировочных воздействий на этапе спортивного совершенствования, а также сделает процесс тренировки индивидуальным, независимо от игрового амплуа футболиста.
Объект исследований – Спортивная подготовка футболистов на этапе спортивного совершенствования.
Предмет исследования – особенности спортивной подготовки футболистов на этапе спортивного совершенствования.
Цель исследования: изучение комплексный контроль процесса спортивной подготовки в футболе.
Задачи исследования:
рассмотреть спортивную подготовку в футболе, ее особенности и виды;
изучить комплексный контроль и управление тренировочным процессом в футболе;
определить организацию исследования;
охарактеризовать результаты комплексного контроля на различных этапах спортивной подготовки футболистов.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы: для коррекции основной направленности тренировочного процесса юных футболистов; для контроля, за уровнем физического развития, функциональной и двигательной подготовленности спортсменов.
Структура работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ФУТБОЛЕ
1.1. Спортивная подготовка в футболе, ее особенности и виды
Как мы все знаем, интенсивное развитие спорта высших достижений связано с усилением конкуренции на международных стадионах, и перед спортсменами, тренерами и исследователями были предложены конкретные задачи по повышению эффективности тренировочного процесса. Это положение также распространяется на сферу подготовки детей и юношества, так называемые резервные виды спорта, которые в равной степени применимы к тренировкам в видах спорта высоких достижений. В трудах Ю. В. Верхошанского, М. Я. Набатниковой, Ф. П. Суслова, В. П. Филина и др., стремится к дальнейшему совершенствованию теоретических и методологических основ спортивной подготовки. В качестве наиболее важного вопроса мнения четко выражают необходимость повышения надежности управления [9, с. 14].
Анализ литературы и обобщение практического управленческого опыта позволяют нам сделать основной вывод о том, что управленческие характеристики, средства и методы контроля спортсменов на разных этапах многолетней подготовки существенно различаются. Эти различия логически вытекают из особых целей, задач и характеристик тренировочных стратегий спортсменов на разных этапах тренировочного процесса.
Как вы знаете, эффективность процесса подготовки к любому виду спорта, включая спортивные соревнования, ограничена различными факторами. Одним из таких приоритетных факторов является внедрение эффективных комплексных методов контроля.
Использование эффективной системы контроля обеспечивает реализацию обратной связи между тренерами и спортсменами, что позволяет быстро корректировать тренировочный процесс и управлять состоянием участников.
Следует отметить, что в нашем исследовании мы опираемся на классификацию этапов многолетней подготовки, разработанную В. Н. Платоновым. По мнению В. Н. Платонова, целью контроля "... Она основана на объективной оценке всех аспектов здоровья и функциональных возможностей наиболее важных систем организма для оптимизации процесса подготовки и соревновательной деятельности спортсменов; ... Эта цель достигается путем решения различных конкретных задач, связанных с оценкой статуса спортсменов, уровня их подготовки, выполнением тренировочных планов и эффективностью соревновательной деятельности.". Известны следующие типы контроля: промежуточный, текущий и операционный [16, с. 79].
Каждый из этих типов соответствует трем типам условий для спортсменов. Итак, они назначают:
1) постоянный статус - долгосрочные изменения, от одного года к одному году, от этапа обучения к этапу;
2) ток - колеблется каждый день, что является результатом ежедневной тренировочной нагрузки;
3) операция - отражает экстренную реакцию организма на нагрузку.
В соответствии с перечисленными разновидностями состояний, по мнению В. Н. Платонова, этапный контроль "... позволяет оценить этапное состояние спортсмена, которое является следствием длительного тренировочного эффекта". Текущее состояние, то есть состояние, которое является следствием серии ежедневных тренировочных нагрузок, следует определять с помощью текущего контроля [8, с. 112].
Позволяет оценить сценический статус спортсмена, который является результатом долгосрочного тренировочного эффекта."Текущее состояние, то есть состояние в результате серии ежедневных тренировочных нагрузок, должно определяться с помощью текущего мониторинга [8, с. 112].
Для того чтобы обнаружить аварийную (оперативную) реакцию организма тех, кто задействован в нагрузке, следует использовать оперативный контроль. Существуют и другие типы средств управления, используемые для контроля процесса подготовки к спортивным соревнованиям. Например, различают глубину, избирательность и локальный контроль.
Углубленный мониторинг предполагает использование большого количества показателей для оценки готовности участников. Выборочный контроль позволяет оценить один или несколько параметров приготовления. Локальный контроль используется для определения одного или двух параметров спортивной подготовки, производительности спортсмена и отдельных функциональных систем для оценки способностей. Кроме того, преподавание, психосоциальный и медико-биологический контроль широко известны в практике спортивной подготовки.
Первый тип предусматривает использование методик обучения (в основном обучающих тестов) для определения уровней спортивной, технической, тактической и функциональной подготовленности учащихся. Психосоциальный контроль направлен на изучение личностных характеристик спортсменов и их психологического состояния. Целью медико-биологического контроля является исследование состояния всех органов и систем задействованных людей, а также определение реакции организма спортсмена на различные виды физических нагрузок и выбор наилучшего сочетания физических упражнений и отдыха [25,
Современное позиционирование футбола как вида спорта выдвигает очень высокие стандарты и требования к спортсменам. Условием успешной спортивной карьеры является то, что вам необходимо обладать большим количеством навыков и некоторыми качествами для правильного физического развития, а все системы органов должны быть в хорошем состоянии. Высокая степень профессионального владения техникой, правильная тренировка могут быть проведены только в случае регулярных систематических тренировок, и возможно увеличение сбалансированного типа нагрузки, в течение этого периода, на различные группы мышц, на всю опорно-двигательную систему
Комплексный подход может улучшить состояние спортсмена и повысить его выносливость, скорость, координацию и гибкость.
Традиционно спортивная подготовка футболистов делится на две категории: общую и специальную.
Тренировка с общими физическими упражнениями предназначена для обеспечения всестороннего физического развития и базовой подготовки к длительным умеренным нагрузкам. Задача этого вида тренировок - обеспечить готовность спортсменов к специализированным профессиональным нагрузкам, которые разовьют личные способности и навыки, позволяющие устанавливать собственные показатели качества и развивать свою спортивную карьеру.
Качество общей спортивной подготовки зависит не только от ее регулярности и жизнеспособности, но и от правильности выбранного спортивного комплекса, используемого спортивного инвентаря и экипировки, а также от процесса, контролируемого квалифицированными тренерами для создания комфортных и мотивирующих условий тренировок для футболистов. Специальная спортивная подготовка футболистов означает целенаправленное развитие профессиональных качеств спортсмена и функциональных способностей игрока, которое учитывает его роль в команде, игру клуба и стиль техники,
Учитывая, что футбол – это игра, требующая всестороннего развития: ловкости, скорости, точной координации, выносливости, подвижности, а также важных вещей - быстрой реакции, своевременной группировки для снижения риска получения травм, важно разработать отдельный тренировочный план для каждого спортсмена, и в то же время не забывать, что это командная игра, необходимо развивать способность игроков становиться полноценной и гармоничной частью команды [19, с. 133].
Стандарты спортивной подготовки и другие спортивные стандарты людей, которые получают спортивную подготовку на этапе спортивной подготовки (далее именуемые учащимися), уровень спортивной квалификации (спортивные категории и спортивные звания) этих людей учитывают их возраст, пол и специфические обстоятельства спорта "футбол", включая:
Стандартная общая спортивно-техническая подготовка зачисление и перевод на этап предварительной подготовки по виду спорта "футбол" (Приложение 1 к ФССП).
Нормативы общей спортивно-технической подготовки, уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) зарегистрированы в виде спорта "Футбол" (Приложение 2 ФССП) и перенесены на этап подготовки (этап спортивной специализации).
Общие стандарты спортивной и технической подготовки, повышающие уровень спортивных квалификаций (спортивных разрядов), зарегистрированных и переданных на этапе развития двигательных навыков в виде спорта "футбол" (Приложение 3 к ФССП).
Стандарты общего физического воспитания и технической подготовки, уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для поступления и перевода на высшую ступень спортивного мастерства по видам спорта "футбол" (приложение 4 ФССП).
Для того чтобы качественно подготовить юных футболистов к решающим боям с мячом на футбольных полях необходима отличная Спортивная подготовка. Достижение высоких результатов в спорте требуют регулярных занятий, и соблюдения всех правил, которые диктует здоровый образ жизни. Необходимо также овладение основами тактики и техники современного футбола, освоение нужных навыков и развитие двигательных и спортивно–силовых качеств [10, с. 99].
В физическую подготовку молодых футболистов входит общая Спортивная подготовка, которая развивает у спортсменов общие физические способности, и специальная, которая занимается развитием качеств и возможностей, которые необходимы именно футболистам. В специальную подготовку включается освоение на высокой скорости сложных приемов владения мячом, улучшение подвижности и маневренности футболиста в играх. Большое внимание при подготовке молодых футболистов уделяется повышению уровня его воли и других моральных качеств.
Для молодого спортсмена футболиста особенно ценны такие качества как ловкость, быстрота, сила, гибкость и выносливость. Для развития этих навыков используются упражнения, которые способствуют общему развитию и упражнения, которые свойственны другим видам спорта, таким как легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, гимнастика и другие. В зависимости от возраста спортсмена идет воспитание определенных физических качеств. Эти упражнения укрепляют мышечный аппарат, развивают скоростно–силовые качества и двигательный аппарат. Экспериментально доказано, что от физических качеств ребенка зависит его возможность успешного освоения приемов владения мячом.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Российская газета. - 2007. - 23 декабря.
2. Акимов, А.М. Игра футбольного вратаря / А.М. Акимов. – М.: Физкультура и спорт, 2020. – 380 c.
3. Баландин, Г.А. Урок физкультуры в современной школе: Методические рекомендации. Вып. 2. Футбол. / Г.А. Баландин, Н.Н. Назарова, Т.Н. Казакова. – М.: Советский спорт, 2003. – 72 с.
4. Барчуков, И.С. Физическая культура: методики практического обучения (для бакалавров) / И.С. Барчуков. – М.: КноРус, 2018. – 62 c.
5. Быстрота. Формы проявления быстроты. Методика развития быстроты. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://doctor-v.ru/med/bystrota-formy-proyavleniya-bystroty/.
6. Виленский, М.Я. Физическая культура / М.Я. Виленский. – М.: КноРус, 2018. – 256 c.
7. Выносливость. Виды выносливости. Методика развития выносливости. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://doctor-v.ru/med/vynoslivost-vidy-vynoslivosti/.
8. Гришина, Ю.И. Физическая культура студента: учебное пособие / Ю.И. Гришина. – М.: Феникс, 2019. – 480 c.
9. Губа, В.П. Комплексный контроль интегральной функциональной подготовленности футболистов / В.П. Губа. – М.: Советский спорт, 2020. – 144 c.
10. Зайцев, А.А. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка / А.А. Зайцев. – М.: Юрайт, 2020. – 227 с.
11. Ильин, Е.П. Психология спорта: книга из серии «Мастера психологии» / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2018. – 352 с.
12. Коняхина, Г.П. Комплексный контроль в спорте : учебно-методическое пособие / Г.П. Коняхина. – Челябинск : Издательский центр «Уральская академия», 2020. – 71 с.
13. Комплексная спортивная школа олимпийского резерва г. Мурманск. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - https://ksdushor.nubex.ru/.
14. Кузнецов, В.С. Физическая культура: учебник / В.С. Кузнецов. – М.: КноРус, 2020. – 256 с.
15. Ловкость. Методика развития ловкости. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://doctor-v.ru/med/lovkost-metodikarazvitiya-lovkosti/.
16. Мировой Футбол. Энциклопедия футбола. – М.: АСТ, Кладезь, 2021. – 176 c.
17. Морозков, В.А. Футбол-магия на листе бумаги. Искусство побеждать / В.А. Морозков. – М.: Феникс, 2020. – 224 c.
18. Назимок, В.В. Скоростно-силовая подготовка учащихся старшего школьного возраста в условиях секционных занятий по футболу / В.В. Назимок // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2018. – № 5–3 (37). – С. 172-176.
19. Платонов, В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н. Платонов. – М.: Спорт, 2019. - 656 с.
20. Развитие скоростно-силовых способностей юных футболистов. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - https://lektsii.org/13-58514.html
21. Решетников, Н.В. Физическая культура: учебник / Н.В. Решетников. – М.: Академия, 2018. – 288 c.
22. Саяпина, С.Г. Актуальные проблемы исследований в области физической культуры и спорта / С.Г. Саяпина // РЭУ имени Г.В. Плеханова Кемеровский институт (филиал). Форум молодых ученных. – 2017. – С. 162- 167.
23. Собянин, Ф.И. Физическая культура / Ф.И. Собянин. – М.: Феникс, 2020. - 221 с.
24. Фаттахов, Р.В. Акценты педагогического воздействия на правильное воспитание физических качеств юных футболистов / Р.В. Фаттахов // Современный футбол: состояние, проблемы, инновации и перспективы развития. – 2018. – № 7. - С. 117-122.
25. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 2018. – 232 c.
26. Черноног, А.Н. Приоритеты государственной экономической политики и виды финансирования в физической культуре и спорте высоких достижений в России / А.Н. Черноног // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2017. - №3. – С. 185-190.
27. Шаленко, В.В. Особенности развития скоростных и скоростно-силовых качеств у юных футболистов 9-10 лет / В.В. Шаленко. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://lib.sportedu.ru /Books/XXPI/2005n8/p82-88.htm.