Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных рыночных отношениях в Российской Федерации в ст. 50 ГК РФ представлено, что в качестве юридических лиц (предприятий) могут выступать такие субъекты, которыми преследуется цель извлечения прибыли либо они могут не иметь извлечение нужного размера прибыли как цель и не осуществляют распределение полученной суммы прибыли между своими участниками. К представленным группам относят разного рода общества, муниципальные и государственные компании, производ-ственные кооперативы и пр. Само функционирование сегодня в РФ ком-мерческих и некоммерческих предприятий разного рода организационно-правовых форм вызвано разного рода процессами социально-экономического характера, которые связаны с существованием рыночной экономики, что подчеркивает актуальность темы курсовой работы.
Цель работы – характеристика современных организационно-правовые форм предприятий. Задачи курсовой работы:
- представить разницу между коммерческими и некоммерческими предприятиями в РФ;
- рассмотреть факторы, которые влияют на осуществление выбора организационно-правовых форм предприятий в РФ;
- раскрыть характеристику организационно-правовых форм неком-мерческих организаций;
- определить организационно-правовые формы коммерческих орга-низаций;
- представить характеристику хозяйственного партнерства как осо-бой организационно-правовой формы.
Объект курсовой работы – предприятия в РФ, предмет – организа-ционно-правовые формы российских предприятий.
1 Теоретические основы разных форм предприятий в условиях рыночных отношений
1.1 Отличие коммерческих и некоммерческих предприятий
Сегодня предприятие выступает в качестве самостоятельной хозяй-ственной единицы, у которой имеется право юридического лица, исполь-зуются все имеющиеся ресурсы с целью производства продукции (работ и услуг), чтобы удовлетворять потребности общества и получать (если тако-вое прописано его формой) нужную прибыль [15, с.10]. Все предприятия бывают двух видов: коммерческие и некоммерческие.
Создание коммерческих предприятий может быть в различных орга-низационно-правовых формах (ОПФ). Это определяют факторы [9, с.317]:
1) какого рода собственность – база коммерческой организации (бы-вают частной, муниципальной, государственной, общей собственности);
2) на какого рода принципах было объединение собственников и пе-редача их имущества данному предприятию.
Согласно указанным факторам, создавать организации могут в тако-го рода ОПФ:
1. Хозяйственные товарищества – к ним относят полное товарище-ство и коммандитное товарищество (иначе - товарищество на вере).
2. Хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственно-стью, публичное и непубличное акционерные общества.
3. Производственные кооперативы.
4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия [5, с.126].
В условиях современной экономики важно понимать, что коммерче-скими и некоммерческими организациями ставятся перед собой разного рода миссии, у них разными являются целевые аудитории и стратегии по разрешению проблем, которые возникают в процессе ведения деятельно-сти.
Нужно представить подробнее ключевые отличия в коммерческих организациях и в некоммерческих в РФ по признакам (рис. 1).
Рисунок 1 – Признаки отличия коммерческих от некоммерческих
организаций в РФ [14, с.60]
Далее представлены признаки с рисунка 1 более подробным обра-зом.
1. Цель. Как особо важное различие различий между коммерческой и некоммерческой организацией можно отметить направленность деятель-ности таких субъектов. Хоть коммерческие организации могут ставить пе-ред собой большое количество целей, все же их главная задача – извлече-ние прибыли и разработка товаров и услуг с эффектом по максимуму, ко-торые будут иметь определенного рода ценность для потребителей [5, с.58]. В некоммерческой организации при этом не является приоритетом извлечение прибыли. Вместо этого их деятельность носит цели нематери-ального характера.
2. Финансовое обеспечение. Коммерческие организации, как прави-ло, финансируют собственные усилия на начальных этапах при помощи заемного капитала, доходов от продажи, долевого участия в капиталах иных субъектов экономики. Некоммерческие организации при этом полу-чают денежные средства от фондов, государства, от взносов членов данной же организации, от доходов от аренды помещений и пр. [12, с.297].
3. Разнообразие аудитории. У некоммерческих организаций целевая аудитория может быть гораздо шире, чем у коммерческих, по причине то-го, что коммерческие организации имеют стремление достигать и опреде-лять отношения с потребителями, которые будут приобретать продук-ты/услуги данной организации, способствуя тем самым получению прибы-ли [6, с.39].
4. Лидерство. Исполнительное руководство в коммерческой органи-зации, как правило, совершенно четко определено. При этом руководство некоммерческой организацией осуществляет коллегиальный высший управленческий орган (если говорить об автономной некоммерческой ор-ганизации); а также общее собрание членов (если речь о некоммерческом партнерстве). Как раз они будут нести ответственность за будущее данной организации, не обладая при этом прямой властью финансового характе-ра [15, с.11].
5. Сотрудники. В коммерческой организации задействованным явля-ется наемный персонал, стажеры и люди, которые работают согласно гражданско-правовым договорам. При этом в некоммерческих организа-циях работают не только те люди, что представлены выше, но и добро-вольцы, волонтеры, а также непосредственно сами участники.
6. Форма деятельности. Коммерческие организации могут осуществ-лять деятельность как АО, ООО, ПАО, МУП, ГУП, товарищества и коопе-ративы согласно ст. 50 ГК РФ [1]. Если говорить о некоммерческих орга-низациях, то в основе своей в РФ это благотворительные фонды, разного рода ассоциации, союзы и религиозные объединения и пр. согласно зако-ну.
7. Регистрация. Орган, который осуществляет регистрацию деятель-ности организации коммерческой направленности – Федеральная Налого-вая Служба. Для некоммерческих организаций для такого рода есть Ми-нистерство Юстиции [6, с.40].
8. Ограничения по правоспособности. В качестве довольно значимо-го отличия между коммерческими и некоммерческими организациями вы-ступает то, что в коммерческих организациях у участников присутствуют права и обязанности, которые установлены кодексами РФ, к примеру – в ГК РФ [1]. Некоммерческим организациям присущей является правоспо-собность ограниченного характера. Это представлено в уставе данной ор-ганизации, это и будет установлением прав и обязанностей. Конечно, дан-ного рода права и обязанности не должны вступать в противоречие дей-ствующему законодательству.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 16.04.2022). - URL: consullant.ru/ document/cons_doc_LAW_159671/(дата обращения: 19.03.2023).
2. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответствен-ностью» от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ (в ред. от 16.04.2022). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/ (дата обраще-ния: 19.03.2023).
3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпри-нимательства в РФ» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 29.12.2022). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата об-ращения: 19.03.2023).
4. Федеральный закон «О хозяйственных партнерствах» от 03.12.2011 г. №380-ФЗ (в ред. от 23.07.2013). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122730/ (дата обраще-ния: 19.03.2023).
5. Васильева А.Е. Юридическое лицо как субъект предпринима-тельской деятельности // Современные тенденции развития науки и миро-вого сообщества в эпоху цифровизации: сборник материалов междун. науч.-практ. конференции. – Махачкала: АЛЕФ, 2023. – С.125-129.
6. Васильева О.О., Тараканова Т.С. Основы предприниматель-ства: учебное пособие. – СПб.: ФГАОУ ВО «СПбПУ Петра Великого», 2021. – 154с.
7. Воржева М.А., Сидорова В.Н. Современные организационно-правовые формы функционирования бизнеса: критерии выбора и оценка эффективности // Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2019. - №3. – С.57-64.
8. Герасимова А.Е., Соколенко Е.В., Горбенко Л.И. Организаци-онно-правовые формы предприятия // Концепции устойчивого развития науки в современных условиях: сборник статей междун. науч.-практ. кон-ференции. – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2022. – С.111-113.
9. Кривоносов В.В. Выбор организационно-правовой формы для промышленного предприятия (на примере судостроения) // Образование, наука и молодежь – 2022: сборник трудов по материалам науч.-практ. конференции студентов и курсантов. – Керчь: ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2022. – С.317-320.
10. Нагдалян Д.А. Природа и проблемы организационно-правовой формы хозяйственного партнерства // Вопросы российской юстиции. – 2020. - №7. – С.247-257.
11. Паршин А.Б., Блохина И.М. Понятие финансов и определение их роли в достижении целей предприятий в различных организационно-правовых формах // Modern Science. – 2022. - №5-1. – С.69-72.
12. Рябых К.А., Виноградская О.В. Особенности организационно-правовых форм и их влияние на конкурентоспособность предприятия // Мировой опыт и экономика регионов России: Сборник студенческих науч-ных работ по материалам XVIII Всероссийской студенческой научной конференции с международным участием. – Курск: Университетская книга, 2020. – С.296-298.
13. Тарасов Ю.А., Носов Н.А. Организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц // Научно-практические исследования. – 2020. - №1-2. – С.93-97.
14. Храмов В.В. Понятие, виды, сущность коммерческих органи-заций // Юридические науки, правовое государство и современное законо-дательство: Сборник статей VII Междун. науч.-практ. конференции. – Пен-за: Наука и Просвещение, 2019. – С.59-61.
15. Шпагина А.И. Организационно-правовые формы предприни-мательской деятельности // Бенефициар. – 2020. - №62. – С.10-12.