Фрагмент для ознакомления
2
ВВВЕДЕНИЕ
Коммерческая организация создается для ведения предпринимательской деятельности, целью которой является обеспечение общественных потребностей и извлечение прибыли. По своему содержанию предпринимательская деятельность фирмы включает производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг.
В процессе осуществления предпринимательской деятельности корпорация несет расходы, которые необходимо своевременно и достоверно учитывать в своей деятельности в соответствии с действующим законодательством России.
Корпорация организуется для ведения предпринимательской деятельности, цель которой -обеспечить потребности общества и заработать прибыль. По своему содержанию предпринимательская деятельность строительной корпорации включает производство и продажу зданий и сооружений, выполнение строительно-монтажных работ. В ходе осуществления предпринимательской деятельности фирма несёт расходы, которые необходимо достоверно и своевременно отражать в соответствии с законодательством России.
Показатели расходов корпорации используются не только в сфере управления её деятельностью, но и для расчета налогооблагаемой прибыли и контролируются Налоговым и Административным Кодексами России, которыми предусмотрена ответственность за нарушение правил учета расходов.
В соответствии с вышеизложенным, данная тема курсовой работы актуальна, в связи с необходимостью своевременного и достоверного анализа расходов корпорации, позволяющего получать полную и развернутую информацию о расходах по обычным видам деятельности, находить пути оптимизации расходов корпорации.
Целью представленной работы является анализ расходов корпорации для поиска путей их оптимизации на примере АО «ТРЕСТ КОКСОХИММОНТАЖ».
Для достижения поставленной цели в работе ставится ряд задач:
-рассмотреть сущность расходов, цель, задачи, принципы оптимизации расходов корпораций;
-описать состав расходов и их группировку по элементам;
-изучить методику анализа расходов корпораций;
-дать технико-экономическую характеристику корпорации;
-провести анализ расходов корпорации;
-дать рекомендации по снижению расходов корпорации.
Предметом исследования являются расходы АО «ТРЕСТ КОКСОХИММОНТАЖ».
Объект –АО «ТРЕСТ КОКСОХИММОНТАЖ».
В работе использованы такие приемы и методы исследований, как метод сравнения, метод относительных и средних величин, индексный анализ рядов динамики, табличный, графический анализ данных и так далее.
Источниками для проведения исследования являются годовая бухгалтерская отчетность АО «ТРЕСТ КОКСОХИММОНТАЖ», законодательные и нормативно-правовые акты, научная и специальная литература, издания периодической печати.
В первой главе представлены результаты исследования теоретических и методических основ оптимизации расходов корпораций.
Вторая глава содержит технико-экономическую оценку АО «ТРЕСТ КОКСОХИММОНТАЖ», проведенный анализ её расходов и даются рекомендации по снижению расходов корпорации.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ КОРПОРАЦИЙ
1.1 Сущность расходов. Цель, задачи, принципы оптимизации расходов корпораций
С принятием и вступлением в действие Налогового кодекса РФ учет в нашей стране разделился на две части: учет для целей бухгалтерского учета и учет для целей налогообложения. С этого момента расходы корпораций также разделились на расходы для целей учета и налогообложения. Соответствующие документы выложены на сайте Министерства финансов РФ.
Расходы для целей учета регламентируются соответствующим ПБУ 10/99 «Расходы организации». Для целей налогообложения эти же экономические категории регламентируются Налоговым кодексом РФ.
Понятие «расходы» в действующих нормативных документах в целях учета и налогообложения трактуются практически одинаково.
Расходом считается уменьшение выгод экономических, которые происходят в результате выбытия имущества (денежных средств, иных активов) или возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению капитала компании, за исключением снижения вкладов по решению собственников (участников) имущества.
Понятие затрат не совпадает с понятием расходов, хотя и часто подменяется одно другим. Для ученых и экспертов затраты-стоимость потребленных ресурсов. В нормативно-правовых актах официальное определение затрат появилось в ФСБУ 5/2019 (только в отношении запасов компании) «Запасы» и ФСБУ 26/2020.
Затратами считается уменьшение (выбытие) активов фирмы или увеличение (возникновение) ее обязательств, связанных с созданием (приобретением) запасов. При этом аванс контрагенту-поставщику не считается затратами.
Под затратами на производство ученые, эксперты и бухгалтера коммерческих организаций понимают в зависимости от позиций в учетной политике расходы фирмы, необходимые для производства и продажи готовой продукции, работ и услуг, оплаченные или неоплаченные им в зависимости от применения методов «по отгрузке» или «по оплате». Таким образом, под затратами на производство нужно понимать себестоимость производимой продукции или себестоимость реализуемого товара.
Все затраты обязательно должны иметь непосредственное отношение к производству и отражаться в первичной документации, то есть иметь подтверждение. Операции, не имеющие подтверждение являются ничтожными. Кроме того, для затраты целей бухгалтерского учета могут быть списаны в фактических объемах, то есть в себестоимость для целей бухгалтерского учета списываются затраты по фактическим величинам.
Для целей налогового учета лимитируемые затраты в составе себестоимости списываются только в пределах установленных лимитов, а превышение по ним переносится на следующие отчетные периоды.
К таким затратам относятся:
-затраты представительские;
-затраты на рекламу,
-суточные в составе командировочных и другие.
Они также подтверждаются первичными документами, но учет по ним ведется в налоговых регистрах. Залог успешного функционирования корпорации —непрерывная и постоянная работа по оптимизации затрат.
Цель оптимизации расходов-увеличение прибыли корпорации.
При этом требуется выполнить несколько задач:
-контроль расходов корпорации;
-определение эффективности расходов с помощью выручки и прибыли;
-выявление динамики и сбалансированности расходов и так далее.
Основу системы оптимизации расходов корпорации составляют:
-корректное нормирование, планирование и контроль расходования денежных средств;
-группировка всех расходов корпорации по степени значимости (влияние на размер получаемой прибыли);
-факторный анализ с выявлением обязательно отклонений в относительной абсолютной форме, определением причин появления факта расходов сверх нормы, разработка мероприятий по уменьшению отклонений.
Существует множество принципов оптимизации расходов, предлагаемых разными учеными и экспертами. Рассмотрим два самых эффективных из них.
Самой эффективной методикой снижения расходов признана по праву методика, основанная на принципе приоритетности. Она предполагает структурирование и группировку всех расходов компании по следующей схеме снижения расходов:
-самые приоритетные расходы (без них корпорация не может работать);
-расходы с высокой степенью приоритета-корпорация будет работать с большими сбоями без них;
-расходы допустимые-корпорация сможет работать без них;
-расходы ненужные-отсутствие их никак не подействует на работу корпорации.
Перед применением такого принципа нужно провести анализ каждой реальной статьи расходов на деятельность корпорации в среднесрочной и долгосрочной перспективе, оценив риски и возможные отрицательные и положительные варианты развития.
Принцип оправданности требует определить, насколько эффективно сможет работать без этих расходов корпорация, прежде чем начинать мероприятия по сокращению расходов.
Каждая корпорация выбирает нужные для себя принципы индивидуально.
1.2 Состав расходов и их группировка по элементам
Коммерческая организация в процессе своей хозяйственно-финансовой деятельности несет разные расходы (затраты). Существует несколько классификаций расходов по обычным видам деятельности, как указано на рисунке 1 ниже.
Рисунок 1-Классификация затрат на производство
Самые распространённые из них – по экономическому содержанию. Например, классификация затрат по экономическим элементам содержит следующие группы затрат:
а) затраты на оплату труда;
б) отчисления на социальные нужды;
в) амортизация;
г) прочие затраты.
Порядок записи расходов по статьям затрат коммерческая организация определяет самостоятельно с учётом своих потребностей. Экономическая наука использует несколько терминов.
Себестоимость продукции – это сумма затрат на производство и реализацию (сбыт) этой продукции, работ, услуг.
Калькуляция себестоимости – это расчет расходов на единицу продукции. К примеру, коммерческая организация занимается строительством домов. В данном случае считаются затраты на постройку одного дома.
Строительная отрасль, относящаяся к сферам материального производства, обладает рядом особенностей благодаря следующим факторам:
-характер продукта конечного;
-условия труда;
-особенности оборудования;
-технология организация и производства труда.
Ряд особенностей строительной отрасли влияют на формирование себестоимости строительной продукции:
-строительная отрасль нестационарна;
- продукция и услуги и продукция разных типов;
- ресурсы компании (трудовые и технические) подвижны;
-все действия по организации строительного процесса имеют последовательность в выполнении;
-привлекаются подрядных сторонних организаций в процесс производства;
- расход высокий материалов;
-строительный процесс выполняет под влиянием погоды и климатических условий;
- построенные объекты конструктивно сложны;
-возможны нарушения условий экологических и природных;
- характер строительных работ унифицированный и мелкомасштабный;
-разные способы определения финансовых результатов;
-вопросы ценообразования имеют сложный характер;
-уровень квалификации персонала высокий;
-к организации процесса производства предъявляются научно-технические требования.
В себестоимость включают много параметров. Калькуляция дает возможность определять затраты по каждому направлению. После этого можно проанализировать этих рациональность, а затем снизить их. Аналитик ищет наиболее эффективные методики уменьшения затрат. Структура себестоимости затрат приведена на рисунке 2.
Рисунок 2- Структура себестоимость продукции
Себестоимость –важный показатель, влияющий напрямую на качество управления строительной компанией. Он влияет на рентабельность и ценообразование. Себестоимость определяется исходя из учётной документации компании. Поэтому так важно в каждой фирме вести калькуляцию себестоимости. Нужно это не только для контролирующих государственных органов, а для менеджеров фирмы. Объективные показатели калькуляции позволяют определить рентабельность и прибыльность.
Цель менеджеров - снизить расходы корпорации, но не уменьшать качество продукции.
Также в нашей стране часто используется классификация по калькуляционным статьям, которая указана на рисунке 3.
Рисунок 3- Калькуляция затрат по статьям калькуляции
Основные принципы калькулирования:
1) обоснованная научно классификация расходов;
2)установление объективно объектов учета затрат, объектов калькулирования объектов, единиц калькуляционных и учета затрат объектов;
3) расходы и доходы, которые фирма понесла (получила) в периоде отчетном, считаются расходами и доходами этого интервала времени независимо от времени фактической выплаты (поступления) средств денежных;
4) учет раздельный по текущим расходам на производство продукции и по вложениям капитальным.
6) фирма сама выбирает и закрепляет в документах метод калькулирования себестоимости.
Калькуляция бывает нескольких видов:
а) фактическая-собирает фактические расходы на производство и продажу услуг, продукции и работ. Результат- фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) за отчетный период;
б) плановая- используются нормы расхода всех видов ресурсов (материалы, труд и так далее) применительно к плановому объему производства. Результат- средняя себестоимость продукции (работ, услуг) на плановый период;
г) нормативная – используются установленные фирмой нормы расхода всех видов ресурсов (материалы, труд и так далее) применительно к фактическом объему производства.
Фирма всегда составляет фактическую калькуляцию и может применять плановую или нормативную. Есть сметная калькуляция-разновидность нормативной. Она – это расчет себестоимости предполагаемой единицы вида нового продукции.
Также калькуляция может делиться на производственную и полную калькуляцию. Производственная калькуляция состоит только из расходов на производство, а полная-как из расходов на производство, так и на продажу продукции готовой.
Метод калькулирования является совокупностью способов учета затрат на производство по объектам калькуляционным и способов расчета себестоимости единиц калькуляционных, то есть произвести калькуляцию можно несколькими способами (методами).
Сложность для российской корпорации заключается в большом разнообразии моделей калькулирования себестоимости продукции, как и отражено на рисунке 4.
Рисунок 4- Взаимосвязь методов и моделей калькулирования
Исторически в нашей стране было принята модель полного распределения расходов единицу продукции, начиная с заработной платы основных рабочих и заканчивая расходами на управление фирмой. То есть применялась классификация затрат по способу отнесения их на себестоимость- косвенные и прямые.
Прямые расходы фирма несет прямо в процессе производства. Например, заработная плата основных рабочих, расходы на материалы, из которых изготовят готовый продукт. Их сразу по смыслу записывают на расходы по конкретному изделию.
Косвенные расходы обеспечивают деятельность фирмы в целом. Например, заработная плата директора или электроэнергия для офиса. Поэтому при калькуляции их нужно распределять- модель полного распределения затрат.
Западные страны применяют другую классификацию. Все расходы у них делят на постоянные и переменные. Величина переменных затрат зависит от объёма продукции, постоянные нет. Себестоимость продукции неполная и включает только переменные затраты (модель частичного распределения затрат).
Так как последние тридцать лет калькуляция себестоимости в российских строительных фирмах приближается к международным (западным) стандартам, то возможно применение разных методов калькулирования. Традиционные российские (советские) методы- позаказный, нормативный и другие. Некоторые из них устарели, другие востребованы и сейчас.
1.3 Методика анализа расходов корпораций
Методика анализа – это подробное описание всех условий и операций, которые обеспечивают правильность, воспроизводимость и другие регламентированные характеристики результатов анализа.
Цель анализа расходов корпорации– выяснить степень эффективности использования ресурсов и определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции.
Задачи анализа:
-анализ динамики и структуры обобщающих показателей себестоимости и факторов её изменения;
-анализ затрат на 1 руб. товарной продукции;
-анализ себестоимости важнейших изделий;
-анализ прямых материальных и трудовых затрат;
-анализ косвенных затрат;
-выявление резервов снижения себестоимости
Источники информации: данные статистической отчётности, данные бухгалтерского учёта: синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, плановые и отчётные калькуляции себестоимости продукции и прочее.
Методы анализа:
-горизонтальный;
-вертикальный;
-коэффициентный;
-факторный.
Анализ расходов корпорации начинают с анализа динамики всех расходов. При этом сравнивают фактические затраты с плановыми или с затратами базисного периода. В процессе анализа выявляют, по каким статьям расходов произошёл наибольший перерасход и как это изменение повлияло на изменение общей суммы расходов.
Изучение структуры затрат на производство и её изменений за отчётный период по отдельным элементам затрат, а также анализ статей расходов фактически выпущенной продукции составляют следующий этап анализа расходов корпорации.
Анализ структуры расходов проводится по направлениям:
-анализ состава себестоимости на основе сопоставления суммы и удельных весов каждой статьи и элементов расходов;
-анализ затрат с группировкой по их функциональной роли в производственном процессе.
-анализ прямых материальных и трудовых затрат
-анализ косвенных затрат с подразделением их на постоянные и переменные.
При помощи показателей структуры рассматривается влияние каждой статьи на сумму абсолютной и относительной экономии или перерасхода затрат. Анализ структуры затрат позволяет оценить материалоёмкость, трудоёмкость, энергоёмкость продукции, выяснить характер их изменений и влияние на себестоимость продукции.
Анализ динамики и выполнения плана по структуре и уровню затрат позволяет своевременно реагировать на отклонения от плановых, нормативных показателей себестоимости, принимать конкретные управленческие решения по их устранению или согласованию.
Следующим этапом анализа является анализ затрат на 1 рубль произведенной или товарной продукции.
Затраты на рубль произведенной продукции - показатель, характеризующий уровень издержкоемкости продукции в целом по корпорации. Во - первых, он универсален, так как может рассчитываться на любом предприятии, во-вторых, наглядно показывает связь между расходами и прибылью. Определяется отношением суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах по формуле
ИЕ=Зобщ/ВП (1)
где Зобщ-сумма всех расходов корпорации;
ВП-валовая продукция.
Эффективность расходов корпораций определяется с помощью рентабельности. Рентабельность представляет собой относительный показатель экономической эффективности коммерческой организации. Выражается чаще всего в процентах.
Рентабельность в общем смысле показывает относительный уровень прибыльности, что позволяет сопоставлять показатели разных компаний по объёмам и структуре.
На практике разработано и применяется много разных показателей рентабельности. Все они рассчитывается как отношение прибыли к активам или пассивам компании, что демонстрирует рисунок 5.
Рисунок 5-Основные показатели рентабельности корпорации
В заключение анализа расходов корпорации подсчитываются резервы возможного их сокращения и разрабатываются конкретные рекомендации по их освоению.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред.16.04.2022) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:www/consultant.ru/
2.Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ (ред. 17.02.2023) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:www/consultant.ru/
3.Федеральный закон от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (ред. от 05.12.2022) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:www/consultant.ru/
4. Баскакова О. В. Экономика организации: учебник для бакалавров / О. В. Баскакова, М. Ш. Мачабели. - 2-е изд., перераб. - Москва: Дашков и К, 2020. - 306 с.
5.Волков О. И. Экономика предприятия]: учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - 2-е изд. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 264 с.
6.Герасимова, В.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия. Учебное пособие / В.Д. Герасимова. - М.: КноРус,2021. -491 c.
7.Журавлева Г. П. Микроэкономика: учебник / Под ред. Г.П. Журавлевой и Л.Г. Чередниченко. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 415 с.
8.Корнеева И. В. Экономика фирмы. Практикум: учебное пособие для вузов/ И. В. Корнеева, Г. Н. Русакова.- Москва: Издательство Юрайт, 2022.- 123 с.
9.Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы: учебное пособие / В. Е. Афонина, М. Ю. Архипова, О. И. Башлакова [и др.]; под. ред. В. И. Флегонтова. - Москва: Издательство «Аспект Пресс», 2020. - 333 с.
10.Маевская Е. Б. Экономика организации: учебник / Е.Б. Маевская. - Москва: ИНФРА- М, 2022. - 351 с
11.Микроэкономика: учебное пособие / под ред. Т.А. Селищевой. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 250 с.
12.Финансовый анализ: учебник и практикум для вузов/ И. Ю. Евстафьева [и др.]; под общей редакцией И. Ю. Евстафьевой, В. А. Черненко.-Москва: Издательство Юрайт, 2022.- 337 с.
13.Шимко П.Д. Микроэкономика: учебник и практикум для вузов/ П. Д. Шимко.- Москва: Издательство Юрайт, 2021.- 240 с.
14.Экономика организации: учебник и практикум для академического бакалавриата/ Л. А. Чалдаева [и др.]; под редакцией Л. А.Чалдаевой, А. В.Шарковой.- 3-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2021.- 344 с.
15.Экономика предприятия: учебник и практикум для вузов/ А. В. Колышкин [и др.]; под редакцией А. В. Колышкина, С. А.Смирнова.- Москва: Издательство Юрайт, 2021.- 479 с.
16.Экономика предприятия (организации, фирмы): учебник / О.В. Девяткин, Н.Б. Акуленко, С.Б. Баурина [и др.]; под ред. О.В. Девяткина, А.В. Быстрова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2021.
17.Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): учебное пособие / В.К. Скляренко, В.М. Прудников, Н.Б. Акуленко, А.И. Кучеренко; под ред. проф. В.К. Скляренко, В.М. Прудникова.- Москва : ИНФРА-М, 2022.
18.Экономика фирмы (организации, предприятия): учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Т.Г. Попадюк, проф. Б.Н. Чернышева. - 2-е изд. - Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2022. - 296 с.
19.Официальный интернет-портал Министерства финансов РФ [Электронный ресурс].Режим доступа: URL: http:// minfin.gov.ru/ru/