Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Туризм является одним из факторов, влияющих на развитие других сфер общественного производства и удовлетворяющих рекреационные потребности населения.
В последние годы туризм стал социальным явлением. Из элитного товара он превратился в продукт, доступный для потребителей. На ранних этапах своего развития туризм рассматривался как социокультурный фактор влияния. Сегодня он рассматривается как экономическое и популярное социальное явление.
Туризм является наиболее важным и незаменимым элементом экономики демократического государства и имеет существенное значение в социально-экономических преобразованиях, сопровождающих либерализацию экономического развития. Недооценка необходимости использования новых технологий в организации туристического сектора приводит к потере возможностей использования этого сектора для увеличения богатства и благосостояния нашей страны и укрепления экономики.
Эффективность туризма зависит от его организации и управления. Менеджмент является неотъемлемой частью работы туроператора. Все туроператоры должны знать концепцию туризма, функции и принципы менеджмента, а также структуру управления туризмом. В данной статье более подробно рассматриваются все элементы успешной работы туроператора. В ней также объясняются некоторые ключевые моменты организации в сфере туризма.
Предмет исследования: туристическая деятельность.
Цель: изучить особенности организации и управления туристической деятельностью.
Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач:
1. изучить особенности туризма как предмета менеджмента
2. изучить состав и структуру менеджмента в туризме.
3. рассмотреть функции и принципы менеджмента в туризме.
Методы, используемые для достижения поставленных целей: индукция и дедукция, наблюдение, сравнение, анализ и синтез, статистика.
Основой исследования являются работы таких авторов, как Н.И. Кабушкин, Е.Н. Ильина, Н.А. Зайцева, К.Г. Борисов.
1 Менеджмент и управление туризмом
1.1 Характеристика туризма как объекта управления
Сегодня туризм признан одним из самых колоссальных явлений 20 века и одним из самых заметных явлений нашего времени, проникающим во все сферы нашей жизни и меняющим мир и ландшафт вокруг нас совершенно реальными способами. Сейчас, когда путешествия стали одним из важнейших элементов нашей экономики, мы говорим не только о поездках и отпусках. Это гораздо более широкое понятие и представляет собой совокупность отношений, единство связей и явлений, сопровождающих путешествия человека.
Туризм является одним из видов путешествий и охватывает людей, путешествующих и пребывающих вне привычной среды для отдыха, бизнеса или других целей. На первый взгляд, понятие туризма знакомо каждому. Мы все где-то путешествовали, читали статьи о туризме в газетах и смотрели телепередачи о путешествиях.
Развитие туризма породило различные интерпретации этого понятия, но следующие критерии имеют особое значение для определения этого явления
1. смена места. Это подразумевает путешествие в места за пределами привычного окружения. Однако человек, который каждый день ездит туда-сюда от дома до работы или школы, не считается туристом, поскольку он не находится вне привычной среды.
2. пребывание в другом месте. Основным условием в этом случае является то, что место пребывания не должно быть постоянным или долгосрочным местом жительства. Кроме того, оно не должно быть связано с работой (вознаграждением). Это необходимо учитывать, так как поведение лиц, занимающихся трудовой деятельностью, отличается от поведения туристов и поэтому не может быть классифицировано как туристическая деятельность. Также условием является то, что турист не остается в посещаемом месте более 12 месяцев подряд. Лицо, которое пребывает или намеревается пребывать в каком-либо месте более одного года, не может называться туристом, поскольку для целей туризма оно считается постоянным жителем.
3. Вознаграждение за работу от источника посещаемого места Суть этого критерия заключается в том, что основной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой источником посещаемого места. Лицо, въезжающее в страну и выполняющее работу за вознаграждение у источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом в этой стране. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Все лица, путешествующие в другое место (или другую страну) в пределах одной страны для выполнения деятельности, оплачиваемой у источника в этом месте (или стране), не считаются туристами в этом месте.
Определение "туризм" включает в себя не только такие элементы, как путешествия и отдых, но и название одного из секторов экономики. Туризм — это также туристический бизнес, который в первую очередь является деятельностью организаторов туризма и посредников. Не все авторы учитывают это ограничение. Наряду с организаторами и посредниками туризма к туристской деятельности могут быть отнесены и другие виды предприятий и организаций. Сюда входят различные типы организаций, а также транспортные организации, такие как железные дороги и авиакомпании.
Таким образом, туризм — это сектор экономики, который включает в себя деятельность организаторов туризма и посредников, которой необходимо управлять.
Путешествие граждан одной страны в другую страну или выезд туристов из одной части страны в другую — это пассивный туризм. Пассивный туризм выступает в качестве источника оттока финансовых средств в страну или данный регион.
Рисунок 1.Виды туризма по способу передвижения
В зависимости от продолжительности поездки туристов различают краткосрочный и долгосрочный туризм.
В зависимости от характера организации тура различают индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный) и т.д.
Задача менеджмента туризма состоит не только в том, чтобы выявить эти общие тенденции и закономерности развития, но и определить их специфические характеристики. Необходимо всегда помнить, что туризм - это не волшебство, а серьезный и упорный труд этой сложной и многогранной отрасли, имеющей свои особенности и особое содержание трудовых отношений. Туризм имеет ряд присущих ему особенностей. Особенности индустрии туризма вытекают из особенностей услуг, предоставляемых туристическими предприятиями и организациями.
Первой особенностью индустрии туризма является глубина ее проникновения и сложность взаимосвязей между ее компонентами. Большинство предприятий туризма являются мелкими.
Всем понятно, что туристические организации, как и любые другие организации, несут основную ответственность за результаты своей деятельности. Туристические организации выполняют функцию координации туризма в своем регионе, а также несут ответственность за туристическую деятельность региона в целом. Для того чтобы справиться с этой двойной ответственностью, необходимо контролировать и анализировать весь туристический регион. В этих условиях стратегии развития региона в целом и отдельных туристических организаций должны быть разработаны с помощью менеджмента.
Вторая характеристика туризма как объекта управления может быть представлена тем, что его цели неясны и трудноизмеримы. Управление коммерческими частными туристическими предприятиями характеризуется четкими и измеримыми целями, такими как накопление стоимости, денежный поток и прибыль. Однако таких целей не существует для управления туристическими организациями ни на корпоративном, ни на региональном уровне. Отсутствие измеримых целей для туристических организаций делает невозможным объективную оценку их деятельности и успеха. Это связано со стохастической природой процессов, происходящих в индустрии туризма. Туристические организации не могут добиться успеха в прямом смысле этого слова, и им зачастую очень трудно добиться общественного признания своей деятельности. Туристические организации могут полагаться только на свою деятельность и экономическую эффективность, которая помогает им осуществлять свою деятельность на благо региона в целом.
Третьей особенностью управления туризмом является то, что оно имеет ограниченное влияние на регион. Руководящий состав частных туристических предприятий пользуется полномочиями, закрепленными в их уставе, и имеет право принимать решения и давать указания по всем вопросам своей хозяйственной деятельности. В отличие от этого, руководство туристской организации ограничено в том, что оно не может ни на кого влиять, ни на уровне своей организации, ни на региональном уровне.
Четвертой особенностью туризма является сильное влияние вовлеченных клиентов. Все туристические предприятия работают в среде, где существует широкий круг заинтересованных сторон и клиентов. Туристические организации работают с большим количеством заинтересованных сторон, которые оказывают сильное влияние на
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция)
2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей"
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (Все части)
4. Менеджмент в туризме : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. С. Скобкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 366 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10542-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517930 (дата обращения: 24.03.2023).
5. Организация туристской деятельности [Электронный ресурс] : электронное учебное издание (учебное пособие) / И.С. Кусов, Р.Р. Тимиргалеева, Н.В. Шабалина, Е.С. Каширина, С.В. Поспелова, И.В. Журавлева, И.Ю. Гришин, Е.А. Лукьяненко, Э.Р. Кутыева, А.Д. Никанорова (под общ. ред. Р.Р. Тимиргалеевой) – Электрон. дан. (7 Мб). – Майкоп: ЭлИТ, 2021. – Режим доступа: https://201824.selcdn.ru/elit-142/pdf/978-5-6045802-5-7.pdf .