Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Форсирующий научно-технический прогресс человечества и его незамедлительная интеграция в социальную структуру общества в разы улучшила качество жизни людей, однако эта синхронизация обходится и не без негативных последствий, создавая явные и скрытные угрозы. Быстрая социальная трансформация не позволяет синхронно адаптироваться людям к новым условиям, что подрывает их социально-психологический баланс, тем самым формируется новое состояние общества, определяющееся всецело вектором развития технологий, лишая людей роли соучастия в прогрессе, оставляя их зрителями.
Актуальность выбранной темы, обуславливается ее не изученностью и временем написания, так как именно сейчас мы переживаем период бурной цифровизации общества и нам еще предстоит увидеть последствия влияния цифровых технологий на социум и его индивидов.
Методологические основы изучения девиантного поведения представлены в отечественных теориях: девиантологии В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского . Некоторые ученые, такие как Ю.А. Клейберг , Н.В. Майсак , выделяющие конструктивную (позитивную) девиацию, в основном связывают её с нестандартным мышлением, творческой деятельностью и даже гениальностью. Ф. Патаки выделяет: «Ядро» девиантного поведения - стойкие формы (преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство).
Целью данной работы является рассмотрение девиантного поведения в современных коммуникациях.
Задачи:
- описать сущность и причины, формы девиантного поведения;
- рассмотреть девиантное и делинквентное поведение;
- изучить причины цифрового девиантного поведения;
- рассмотреть кибербуллинг как форму девиантного поведения в сети;
- описать вопрос профилактики киберагрессии .
Объект исследования – девиантное поведение. Предмет исследования – девиантное поведение в современных коммуникациях.
Глава 1 Теоретические основы девиации
1.1 Сущность и причины, формы девиантного поведения
Любым началом трансформации в мире, обществе, технологиях служит появление нового в основе которого лежит механизм девиации, то есть изменчивости. Теперь рассмотрим термин девиация с позиций научных школ, представленных в таблице 1.
Таблица 1 -Представления научных школ о девиации
Школа Содержание Представители
Конфликтологическая
школа
Источник девиации
конфликт социальных
групп Л. Козер, Р. Квинни
Социально-
психологическая школа
Причиной девиации
является феномен
агрессии Э. Фромм, З. Фрейд, К.
Хорни
Социологическая
школа
В центре внимания
социальный контроль в
обществе Р. Э. Парк, Э. Бёрджес,
Э. Хьюз
Понятие «девиантное поведение» глубоко проработано в работах отечественного исследователя Я. И. Гилинского. Он считал, что девиантное поведение – это социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, которые не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам .
Таким образом, в основе представленных выше концепций лежит процесс отклонения от устоявшихся норм, принципов, нравов, обычаев и возникающих, в связи с этим конфликтов.
Проблема девиации активно исследуется в различных областях социальных наук еще с конца XIX века. Но заострение внимания на девиантном поведении молодежи, его причинах и особенностях – явление относительно новое, а в свете современных событий в мире еще и очень актуальное. Важно отметить, что вместе с научно-техническим прогрессом, качественным скачком в мире технологий, развитием сети Интернет девиантное поведение приобретает все более массовый характер и привлекает в свои ряды все больше молодежи.
В научной литературе существует несколько подходов к определению девиантного поведения. В первую очередь это связано с отличающимся пониманием девиации в разных науках и культурах. Чаще всего понятие «девиация» используется в качестве универсального для обозначения целой группы внешне похожих, но по природе различных проявлений молодежного
негативизма: от элементарного непослушания до тяжких преступлений .
Обращаясь к этимологии понятия (от лат. deviatiо – отклонение) можно сделать заключение о том, что девиантное поведение – это совершение поступков, противоречащих общепринятым нормам социального поведения. Необходимо отметить, как не существует единого определения, так нет и единой классификации девиантного поведения. Спорным является и вопрос о том, может ли девиантное поведение быть лишь деструктивным (негативным), или же отклонения существуют и со знаком «плюс».
«Преддевиантный синдром» - комплекс симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения (аффективный тип поведения; семейные конфликты; агрессивный тип поведения; ранние антисоциальные формы поведения; отрицательное отношение к учёбе; низкий уровень интеллекта).
Причины девиантного поведения индивидуальны, но существуют общие закономерности, например, такие как неудовлетворенность социально-экономическими условиями жизни; нравственный сдвиг в общественном сознании; негативное влияние окружающей среды; ослабление института и статуса семьи; социальное неравенство. неуверенность в своем будущем.
Девиантное поведение закладывается в подростковом возрасте в процессе становления личности. Некоторые отклонения от общественных норм постепенно сглаживаются и исчезают. Другие с взрослением только усиливаются и укореняются .
Одним из наиболее опасных примеров девиантного поведения может служить наркомания. В последние десятилетия стремительное распространение синтетических наркотиков в современном мире превращается в глобальное общечеловеческое бедствие. Несмотря на то, что государство всеми доступными методами борется с распространением наркотиков, распространение запрещенных веществ увеличивается в геометрической прогрессии.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Вакула И. М., Модели девиантного поведения молодежи и его профилактика // Философия права. — 2019. — № 1. — С. 42-46
2) Гутова С.Г. Особенности современной информационной молодежной культуры /Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. Д.А. Погонышев. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2019. – С. 547-550.
3) Иванова Л.Л., Харченко О.К., Харченко Е.В. Девиантное поведение в молодежной среде//ПРОБЛЕМЫ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ. Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 54-57
4) Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
5) Кобзарь-Фролова М. Н., Приемы и способы профилактики и предупреждения деликтности несовершеннолетних // Право и государство: теория и практика. — 2019. — № 5. — С. 143-146.
6) Коротков П. А., Частота самоубийств и использование времени в сферах быта и досуга // Социологические исследования. — 2019. — № 1. — С. 106-115.
7) Котова Н. С., Вареца Р. А., Линева О. Д. Психологические девиации в цифровом обществе//СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА: ОБРАЗОВАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ. Сборник по итогам научно-практической конференции с международным участием. Ростов-на-Дону, 2022. С. 262-265
8) Кузьменков В. А., Криминальная аномия как социальная проблема // Социологические исследования. — 2019. — № 1. — С. 96-105.
9) Майсак Н.В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения // Современные проблемы науки и образования. 2010. No 4. С. 78-86
10) Мягкова Е. Ю. Цифровое слабоумие: миф или реальность? // Слово и текст: психолингвистический подход. 2019. No 16. С. 68–73
11) Назарова М. Г., Проблема формирования правовой культуры и правового сознания молодежи в современном российском обществе // Право и государство: теория и практика. — 2021. — № 10. — С. 49-52.
12) Патаки Ф. Некоторые проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения //Психологический журнал. 1987. Т. 8, No 4. С. 92-102
13) Рабиков Э. Э. Влияние социальных сетей на формирование современных форм девиантного поведения молодежи//СЕВЕР И МОЛОДЕЖЬ: ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, КАРЬЕРА. Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Ханты-Мансийск, 2020. С. 536-540
14) Саитбаталова В.Т., Баймурзин А.С. Девиантное поведение//MODERN SCIENCE. 2021. № 5. С. 418-420
15) Северская О. И. Есть контакт? О коммуникативных девиациях цифровой эпохи // Коммуникативные исследования. 2020. No 4 (10). С. 107–119.
16) Терещенко О. В., Социально-философские аспекты анализа процесса криминализации современного общества // Социально-гуманитарные знания. — 2019. — № 3. — С. 322-330.
17) Филипенко Е. В., Психолого-педагогические детерминанты профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в условиях воспитания семейного социума // Право и образование. — 2022. — № 7. — С. 63-72
18) Шилов В. В., Социально-политические и педагогические аспекты формирования интернет-культуры // Власть. — 2019. — № 3. — С. 73-81.
19) Шпитцер М. Антимозг. Цифровые технологии и мозг. М.: АСТ, 2019. 288 с.
20) Cooper A. Sexuality and the Internet: Surfing into the New Millennium. Cyber Psychology & Behavior. Vol. 1, No. 2, 1998, pp. 181-187.