Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Деятельность по организации туризма получила широкое распространение в России за последние десять лет. Граждане нуждаются в соответствующих услугах в личных и семейных целях, а юридические лица, включая государственные органы и учреждения, оказывают услуги для нужд страны и организуют различные поездки сотрудников организаций или физических лиц.
Согласно данным, собранным «Российскими цифрами-2021», число россиян, выезжающих за границу, увеличилось более чем в пять раз с 2010 по 2021 год (с 6 405 0001 до 34 390 0002). За тот же период количество гостиниц и аналогичных средств размещения выросло более чем вдвое, а число клиентов российских туристических агентств удвоилось.
Развитие туризма как сферы деятельности нуждается в полной защите прав и законных интересов всех участников правоотношений в этой сфере, а законодательство, регулирующее договорные отношения в сфере туризма, не может гарантировать этого из-за существующих противоречий и непоследовательности.
Существуют проблемы в регулировании договорных отношений граждан в сфере туризма, такие как: отсутствие единой позиции относительно характера услуг, предоставляемых туристическими агентствами и туроператорами, отсутствие разделения обязанностей и ответственности туристических агентств и туроператоров, а также пробелы в правовом положения о причинах и последствиях расторжения договора.
Большинство судебных дел, связанных с сектором туризма, возбуждаются на основании исков, поданных туристами против туристических компаний, то есть они относятся к категории споров, связанных с защитой прав потребителей. С 2018 по 2021 гг. количество споров, связанных с торговлей и услугами, увеличилось более чем вдвое (с 142 2366 до 299 4007 в год), что подтверждает важность и актуальность совершенствования законодательства, касающегося договорных отношений в сфере туристической деятельности, с целью единообразного толкования и применения соответствующих законов.
Вышеизложенные вопросы правового надзора за договорными отношениями туристской деятельности в Российской Федерации и необходимость повышения правовой защищенности участников этих правоотношений, определили выбор темы курсовой работы, ее целей, задач и направлений исследований
Объект исследования: туристская деятельность и ее услуги.
Предмет исследования: правовое регулирование договорных и недоговорных отношений между субъектами (элементами) туристской деятельности.
Цель исследования: особенности правового регулирования договорных и недоговорных отношений между субъектами (элементами) туристской деятельности в современных условиях. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Раскрыть основные термины и содержание туристской деятельности и туристских услуг;
2. Изучить особенности туристской деятельности в виде предоставления туристских услуг на основе туристских ресурсов и их видов;
3. Проанализировать виды заключения договоров туристской деятельности в России;
4. Разработать способы защиты права субъектов в туристской деятельности.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, дедукция, исторический подход, наблюдение.
Практическая значимость. Разработанные предложения и рекомендации позволяют муниципальным властям объективно оценивать уровень развития внутреннего туризма в регионе, анализировать процессы и определять тенденции, имеющие место в сфере внутреннего туризма, а также направления и масштабы его развития.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику. В частности, это: Алексеева М.Б. «Анализ туристической деятельности», Андрейчиков А.В. «Организация и финансирование туристической деятельности», Афонин И.В. «Внутренний туризм», Балдин К.В. «Управление рисками в туристической деятельности России» и т.д.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база.
В первой главе исследованы теоретические аспекты туристской деятельности и ее услуг.
Во второй главе проведен анализ особенностей правового регулирования договорных и недоговорных отношений между субъектами (элементами) туристской деятельности в современных условиях
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
1.1. Основные термины и содержание туристской деятельности и туристских услуг
В настоящее время отечественная наука о туризме активно развивается. В области науки о туризме ряд проблем, связанных с туризмом, решается с помощью возможностей различных научных дисциплин. Существующие исследования подтверждают актуальность и необходимость продолжения работ в сфере туризма, определения его видов и выявления особенностей туристской деятельности .
Туризм - это сфера современной экономики, которая направлена на удовлетворение потребностей людей и улучшение качества их жизни. Туризм играет важную роль в решении социально-экономических проблем региона, стимулируя развитие малых и средних предприятий, а также влияя на развитие транспорта, связи, общественного питания, развлечений. Внутренний туризм включен в международную систему, предоставляющую услуги путешественникам с различными целями, поэтому он способствует развитию международного сотрудничества и повышению культурного уровня населения.
В статье 1 Федерального закона № 132-ФЗ «Об основных элементах туристской деятельности в Российской Федерации» под туристской деятельностью понимаются туроператоры, туристические агентства и деятельность турагентств. Проблема разграничения деятельности турагентств и турфирм имеет не только теоретическое значение, но и чисто практическое .
Согласно определению статьи 1 Федерального закона № 132-ФЗ, туристский продукт - это комплекс услуг по транспортировке и размещению, предоставляемых за полную стоимость договора купли-продажи туристского продукта.
Следовательно, сторонами настоящего договора являются, с одной стороны, туристы или заказчики туристических продуктов, с другой стороны, туроператоры (всегда при продаже туристических продуктов) и туристические агентства (при заключении договоров купли-продажи туристических продуктов, если договор заключен в соответствии с положениями в области искусства).
Эта сложность в разработке контрактного законодательства выходит за рамки привлекательности для туроператоров заключения агентских (не турагентских) контрактов, поскольку это означает, что определены обязанности исполнителей договора купли-продажи туристического продукта. Согласно положениям статей 9, 10 и 10.1 вышеупомянутого Федерального закона № 132-ФЗ, как туроператоры, так и туристические агентства могут заключать договоры купли-продажи туристических продуктов от имени туроператоров или от своего имени.
Согласно статье 9 Закона от 24 ноября 1996 года, туроператоры несут ответственность перед туристами и/или другими клиентами за нарушение или ненадлежащее выполнение своих обязательств по договору купли-продажи туристического продукта, подписанному туроператором или туристическим агентством от имени туроператора.
Вопрос определения сферы ответственности туристических агентств и турфирм вызвал много проблем на практике. Туристы и заказчики туристических продуктов неизбежно повторяют претензии и притязания и подают их в туристические агентства и турфирмы, хотя ответственность двух субъектов за нарушения обычно неприемлема .
Законодатели различают следующие виды туризма: национальный, выездной, въездной, международный, социальный и любительский. В соответствии со ст. 1 настоящего Закона, под внутренним туризмом понимается туризм лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Одна из наиболее важных категорий туризма классифицируется по интенсивности продаж. В частности, проводится различие между постоянным туризмом и сезонным туризмом. Круглогодичное и относительно равномерное посещение туристических зон называется постоянным туризмом.
Характерными чертами этого вида туризма являются, прежде всего, самый известный в мире культурный, санитарный центр и центр отдыха. Это знаменитые города, курорты, места с уникальной целебной минеральной водой, целебными грязями и климатом. Некоторые районы в основном привлекают туристов в определенное время года. Этот вид туризма называется сезонным.
Г.Л. Баяндурян описывает туристские продукты как «набор услуг и товаров туристического назначения». Туристские продукты включают в себя сочетание дестинационного туризма, туристических и экскурсионных услуг, а также туризма и сувениров .
Рассматривая туризм как систему взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов, можно сделать вывод, что элементы системы связаны между собой и определенным образом управляются.
Однако отдельные элементы системы индустрии туризма могут быть описаны лишь вероятностными характеристиками. Таковы, например, спрос на отдельные туристские услуги, направления и регионы путешествий, предпочтения и т. д.
Многие исследователи туристских продуктов ссылаются на результаты деятельности, которые туристические компании продают на рынке в виде услуг или их комплексов. Кроме того, существует мнемоническое определение туристских продуктов, которое определяет туризм как «4p-транспорт, жилье, еда и выставка».
Мировая индустрия туризма основана на специфическом и рациональном использовании туристских ресурсов. Ее суть заключается в объектах, представляющих интерес в туризме, и впечатлениях, которые туристы могут получить от восприятия этих объектов.
По мнению А.В. Мельцов, туристскими услугами являются возможности предоставления туристических ресурсов таких как: культура, история, архитектура, знаковые, научные и промышленные объекты и явления; то есть все объекты, которые могут удовлетворить потребности человека во время туристических поездок .
Исторические и культурные памятники также являются важными туристическими ресурсами, которые включены в перечень туристских услуг любого региона России: уникальные культовые сооружения, пирамиды, гробницы, скульптуры, шедевры храмовой архитектуры, дворцы и парки, музейные коллекции, а также небольшие деревни, отдельные национальности и их национальности.
Места, где сосредоточены наиболее ценные туристические объекты, представляющие интерес для туризма, выделяются в качестве туристических территорий или вод. Любопытные природные явления и процессы также можно рассматривать как туристских ресурсы. Поэтому, к примеру, в регионе Мон-Сен-Мишель на севере Франции естественным и неисчерпаемым туристским ресурсом являются приливы и отливы. Для того, чтобы посмотреть на это многие туристы покупают данный вид туристской услуги в наиболее благоприятном месте.
Поскольку дно залива очень мягкое, оно характеризуется необычной высотой подъема уровня воды, а в другом случае, на реке Ченг-Ху-фа в Китае, два раза в день возникает мощная приливная волна - «речной бар» (до 7 м), которая сталкивается с реками с моря со скоростью 27 км /час. Аналогичное природное явление наблюдалось и в устье реки Меконг (высота волн до 14 метров).
Природными туристскими услугами может быть, например, возможность взглянуть на уникальный закат при погружении в море или восход солнца на необычном горном хребте, полярное сияние и т.д. К примеру, знамениты вулканическими конусами горы Фудзи и живописными пейзажами цветущей японской сакуры.
Предоставление туристских услуг, таких как ресурс Лас-Агуас, обладают особенно впечатляющей привлекательностью. Для людей, склонных к познанию или приключениям, вода всегда интересна. Большинству людей нравится любоваться бескрайними водами океана, озера или текущей реки.
В мире существует большое количество любителей дайвинга с аквалангом или масками и ластами. Например, Большой Барьерный риф является национальным достоянием Австралии и объявлен аквапарком мирового значения. Он всегда привлекает множество туристов .
Красное море предоставляет неограниченные возможности для дайвинга и размышлений о жителях морских глубин. Этот вид туристических услуг все чаще используется Египтом для развития въездного туризма. Это неотъемлемая часть туристических развлечений.