Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Тарифное регулирование (ТТР) имеет значительную роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. На ряду с нетарифным регулированием, является методом государственного воздействия на международную торговлю и выполняет две важнейшие функции: протекционистская т.е. установление ввозных пошлин делает местных производителей более конкурентоспособными, так как стоимость импортируемой продукции повышается и фискальная т.е. уплаченные пошлины идут в бюджет пополняя таким образом казну. Все элементы таможенно-тарифного регулирования в эпоху глобализации мировой экономики унифицируются международными договорами, такими как Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования продукции, и контролируются международными институтами, такими как Всемирная торговая организация (ВТО).
Объектом исследования является тарифное регулирование внешней торговли, как важнейший инструмент обеспечения экономической безопасности. Совокупность общественных отношений в сфере внешнеэкономической деятельности, касающихся правильности определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, одним из участников, которых являются таможенные органы РФ.
Предметом исследования является проблемы и пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования.
Целью работы является оценка действующей системы контроля таможенной стоимости и таможенно-тарифного регулирования, выявление основных проблем на этапе таможенного оформления с момента заявления стоимости до ее принятия таможенным органом и предложение путей совершенствования применяемой таможенными органами системы контроля таможенной стоимости и таможенного регулирования для обеспечения более эффективной экономической безопасности.
Достижение указанной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
1) Рассмотрение нормативно - правовой базы, регламентирующей порядок контроля таможенной стоимости товаров, транспортных средств и таможенно-тарифного регулирования.
2) Изучение механизма контроля таможенной стоимости и таможенно-тарифного регулирования таможенными органами.
3) Осуществление анализа деятельности таможни и отдела контроля таможенной стоимости.
4) Выявление актуальных проблем, возникающих в процессе контроля таможенной стоимости товаров и осуществлении таможенно-тарифного регулирования органами таможенного контроля, Анализ данных проблем и их решения.
5) Формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию механизма таможенно-тарифного регулирования и системы контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Методы исследования: анализ таможенно-тарифного регулирования, дедукция, классификация ТТР, аналогии и прогнозирование.
Период исследования 2020 – 2022 года
Информационная база: сеть интернет, учебники и журналы, научно-исследовательские работы, новости и интервью.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и методы тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности
В учебной и специальной литературе обычно применяют понятие таможенно-тарифное регулирование. Под таможенно-тарифным регулированием (далее – ТТР) понимается «метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путём применения ввозных и вывозных таможенных пошлин» . В теории таможенного права, по мнению доктора юридических наук К.К. Гасанова, под таможенно-тарифным регулированием понимается совокупность организационно-экономических (тарифных) и административных (нетарифных) мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, осуществляемых в целях защиты национальных производителей на внутреннем рынке, эффективного регулирования структуры экспорта и импорта товаров, обеспечение источников пополнения доходной части федерального бюджета .
Целями применения таможенно-тарифных мер регулирования является защита от иностранной конкуренции национальных производителей, обеспечение наполняемости бюджета, стимулирование развития национальной экономики.
Принципы ТТР внешней торговли можно подразделить на: общеправовые (справедливость, законность, гласность и т.п.), конституционные (равенство участников внешнеэкономической деятельности, единство таможенной территории и т.п.) и отраслевые (защита интересов национальных производителей и потребителей).
ТТР выполняет фискальную, протекционистскую (защитную), регулирующую, стимулирующую, структурно-политическую и торгово-экономическую функции. Необходимость применения метода ТТР обусловлена следующими причинами: различия между мировыми и внутренними ценами, несоответствие их структуры по ряду основных товаров отечественного экспорта; дефицит на внутреннем рынке сырьевых и иных товаров; защита правопорядка и общественной морали, охрана жизни и здоровья граждан, окружающей среды, растений и животных; обеспечение обороны страны и безопасности государства; необходимость выполнения международных обязательств и другое .
Меры ТТР реализуются путём применения таможенных пошлин, тарифных преференций, тарифных льгот и тарифных квот. Эти меры оказывают прямое влияние посредством реализации протекционистской (защита внутреннего рынка) и фискальной функции на развитие национального производства, а также через заключение преференциальных международных торговых соглашений.
Существенное значение при рассмотрении методов ТТР имеют таможенный тариф; совокупность методов определения их таможенной стоимости и взимания пошлин; механизм введения, изменения или отмены пошлин (система тарифных льгот и преференций); правила определения страны происхождения товара.
Таким образом, к системе ТТР необходимо отнести только те экономические инструменты, которые влияют на определение величины пошлины.
К этим экономическим инструментам можно отнести:
1) Ввозную и вывозную таможенную пошлину;
2) Институт определения льгот и преференций;
3) Институт определения страны происхождения товара;
4) Институт установления кодов ТН ВЭД;
5) Институт определения стоимости товара.
Основной инструмент – таможенный тариф (свод ставок таможенных пошлин, которые применяются к товарам, перемещаемых через таможенную границу, они систематизированы в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности). В основе формирования таможенного тарифа лежат два принципа: эскалация ставок таможенных пошлин (предполагает по мере роста степени обработки продукции – повышение ставок) и эффективного тарифа (установление низких ставок на товары, которые необходимы для развития производства, с высокой долей вновь создаваемой стоимости, например, на технологии, современное оборудование).
Таможенный тариф включает следующие элементы: код товара по ТН ВЭД, наименование товара, дополнительную единицу измерения и ставку таможенной пошлины.
Основа таможенного тарифа – код ТН ВЭД, который влияет на ставку, зависит от страны происхождения товара и применяется для осуществления мер таможенно-тарифного регулирования. Основа для определения размера таможенного тарифа – таможенная стоимость товара, определение которой производится с помощью следующих методов: по цене с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 26.03.2022 г) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/.
2. Решение Совета ЕЭК от 14.09.2021 г. № 80 (ред. от 11.01.2022 г.) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_397176/.
3. Закон РФ от 21.05.1993 г. № 5003-I (ред. от 22.12.2020 г.) «О таможенном тарифе» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1995/.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 г. № 2068 «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы
таможенной территории Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401724/.
5. Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/.
6. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (Марракеш, 15 апреля 1994 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/94bn0004/.
7. Решение совета Евразийской экономической комиссии от 06.04.2016 г. № 47 (ред. от 19.12.2019 г.) «Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201514/.
8. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 г. № 8 (ред. от 12.11.2021 г.) «О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_213383/.
9. Решение Совета ЕЭК от 14.06.2018 г. № 60 (ред. от 17.03.2022 г.) «Об утверждении Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_302985/.
Научная и учебная литература
10. Амирова Э.Ф. "Дорожная карта". Импортозамещение Российской Федерации [Текст] // В сборнике: Основные направления развития агробизнеса в современных условиях Сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией С.Ф. Сухановой. 2018. С. 9-12.
11. Арский А. А. Совершенствование таможенного регулирования товаров [Текст] // Вестник университета. – 2017. – № 10. – С. 119.
12. Гасанова К.К. Международное право: Учебник [Текст] ; под ред. К.К. Гасанова, Д.Д. Шалягина. – 2 – е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. – С. 444.
13. Джабиев А.П. Применение особых видов пошлин – инструмент защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции [Текст] // Таможенное дело. 2017. № 4. С. 15.
14. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии [Текст]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 671 с.
15. Рида А. Н. Дорожная карта как инновационный инструмент стратегического управления предприятиями молочного подкомплекса АПК [Текст] // Инновационное развитие экономики. 2016. № 1 (31). С. 68-74.
16. Тумалев В.В. Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический аспекты: Сборник научных статей; под общ. ред. проф. В.В. Тумалева [Текст] – 9 вып. – СПб.: НОУ ВПО Институт бизнеса и права, 2017. – С. 429.
17. Удовик Е.Э., Костенко Р.В. Роль производительности труда как фактора повышения конкурентоспособности региона [Текст] //: Повышение производительности труда как стратегический фактор конкурентоспособности. Материалы научно-практической конференции, 2017 с. 214-225.
18. Экономика таможенного дела: [Текст]: учебное пособие./ Г.И. Немирова, Ю.В. Рожкова;
19. Экономика таможенного дела: [Текст]: учебное пособие./ Г.И. Немирова, Ю.В. Рожкова; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург : ОГУ, 2017. – 358 с.
Интернет-ресурсы
20. Главные тенденции российского рынка ERP-систем [Электронный ресурс] // Аналитический портал «TAdviser». Режим доступа: http://www.tadviser.ru/.
21. Путин: Разумное импортозамещение – наш долгосрочный приоритет [Электронный ресурс] : [Публикация от 14.12.2014 г. (дата обращения 13.03.2022 г.)]. – Режим доступа: https://rg.ru/2014/12/04/importozameshchenie-anons.html/.
22. Импорт в Россию [Электронный ресурс] // Ru-stat: – Режим доступа: https://ru-stat.com/.
23. Официальный сайт Федерального центра «Агроэкспорт» Минсельхоза России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aemcx.ru/analytics/statistics/stat2021/.
24. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/.
25. Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://customs.ru/.