Фрагмент для ознакомления
2
Кардинальные изменения общества, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности, влияют на состояние и функционирование одного из основополагающих его институтов – семью.
По мысли ученых в наше время усиливается тенденция к распаду семьи как образа жизни в традиционном восприятии. Данный факт обусловлен отсутствием желания рожать и воспитывать детей, увеличением инцидентов насилия внутри семьи и уклонением от исполнения родительских обязанностей. Усугубляет сложившуюся картину ослабление преемственности в передаче опыта из-за ухудшения качества связей между поколениями. Ввиду чего современная молодежь характеризуется как не готовая к созданию семьи и выполнению своей социально значимой роли в контексте семейных отношений. Особенности реализации супружеских и родительских ролей оказывают влияние на характер внутрисемейных отношений как между мужем и женой, так и между родителями и детьми. Вид отношений с родителями в детстве влияет на формирование базовых личностных характеристик субъекта [6, С. 698]
Социальная ситуация развития ребенка становится одним из факторов, влияющих на уровень самореализации человека в будущем, что является коррелятом здоровья социума. Родители, транслируя культурные ценности своим детям, ответственны за качество передачи информации и ее понимание ребенком.
С недавнего времени ученые различных областей науки с особой настойчивостью изучают проблемы семьи и ее влияние на становление личности подрастающего поколения. В работах отечественных психологов, например, В.И. Брутман, О.В. Баженова, Панкратовой М.Г., Еникопов С.И [2, С. 31] отражены факторы, оказывающие отрицательное влияние на общее психическое здоровье человека, его личностное развитие и специфику его поведения в будущем в качестве родителя, которые являются результатом нарушенных взаимоотношений ребенка с родителями.
Проблема формирования психологической готовности к родительству у молодых женщин до настоящего времени не была предметом научного исследования, что обуславливает ее актуальность. Анализ научных работ дает право утверждать, что вопрос о том, какие психолого-педагогические условия для формирования готовности к материнству необходимо учитывать, какие психологические механизмы при этом могут быть использованы, остается нерешенным.
Цель исследования – исследовать проблему готовности к материнству: уровни, факторы формирования, рассмотреть методы диагностики и коррекции.
Задачи исследования обусловлены поставленной целью:
рассмотреть теоретический аспект понятия психологической готовности к родительству;
определить факторы формирования готовности к материнству;
определить методы диагностики и коррекции готовности к материнству.
Объект исследования – психологическая готовность к материнству у женщин. Предмет исследования – структурные компоненты психологической готовности к материнству (уровни, факторы формирования).
Гипотезой нашего исследования является утверждение, что специфика психологической готовности к материнству у женщин выражается в наличии взаимосвязей активационного, эмоционального, мотивационного и регуляторного компонентов психологической готовности к материнству.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в попытке объединить теоретический материал по данной теме готовности к материнству и подбору методов диагностики и коррекции отклоняющегося состояния.
Теоретической базой нашего исследования послужили работы: Брутман В.И., Панкратовой М.Г., Еникопова С.И., Коняевой Н.А., Крикуненко Л.Ю., Лысенко О.Ф., Мещеряковой С.Ю., Митиной Г.В., Щукиной Е.Г., Филипповой Г.Г. и др.
Методологической базой нашего исследования стали эмпирические методы (изучение и анализ научной литературы по заданной теме).
Результаты нашего исследования могут быть полезны в рамках изучения психологии, в частности, возрастной психологии, при обобщении теоретических сведений по вопросу готовности к родительству и материнству.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ
1.1. Психологическая готовность к родительству
Под психологической готовностью к родительству понимается интегральная характеристика личности, которая включает в себя следующие элементы: когнитивно-рефлексивный; личностный и эмоционально-регулятивный.
Уровень психологической готовности к тому, чтобы стать родителем, детерминируется сформированностью:
• соответствующего уровня знаний о «родительстве» как о психологическом и социальном явлении;
• понимания своих будущих родительских функций и роли своего будущего ребенка;
• личностных качеств, которые способствуют будущему эффективному родительству;
• необходимых уровней рефлексии и саморегуляции;
• положительного эмоционального фона отношения к будущему ребенку;
• положительной самооценки в роли родителя как самореализующейся и саморазвивающейся личности.
В философском аспекте изучение базовых характеристик феномена родительства происходило под углом гендерного подхода О.А. Ворониной, Т.А. Клименковой, И.Т. Неудачиной, Н.М. Римашевской и др. Родительство рассматривается как гендерный фактор, определяется социальная основа явлений «отцовство», «материнство», способов адекватного взаимодействия в данной сфере отношений, особое внимание уделяется вариативности жизненного опыта. [11, С. 346]
С позиции социологического подхода феномен родительства изучается как действующий социальный институт в научных работах А.И. Антонова, О.И. Волжиной, С.И. Голода, И.Ф. Дементьевой, С.В. Захарова, М.С. Мацковского, В.М. Медкова, А.Б. Синельникова, Н.Я. Соловьева, С.В. Трушкина, А.Г. Харчева, В.Д. Шапиро, Н.Г. Юркевича и др. [10, С. 18]
В психологическом подходе рассматриваются проблемы детско-родительских отношений в формате семейной психотерапии и психологического консультирования детей и родителей с неоптимальными видами взаимодействия. Причем исследовались источники детского неблагополучия как результат родительского способа поведения; изучался феномен отторжения в отношениях родителей и детей; рассматривались понятия «Я-концепция родителя» и «родительские установки».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова К.А. Мировозренческий смысл и значение категории субъекта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2018. № 4. С. 162-168.
2. Брутман В.И., Панкратова М.Г., Еникопов С.И. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих детей // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 31-36.
3. Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб.: Питер, 2018. 234 с.
4. Кельмансон И.А. Перинатология и перинатальная психология. СПб.: Изд-во «Спец-Лит», 2019. 343 с.
5. Коняева Н.А. Социально-культурные основы материнства // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 135-137.
6. Крикуненко, Л. Ю. Исследование и формирование уровня психологической готовности к материнству у беременных в период наблюдения в районной женской консультации / Л. Ю. Крикуненко, В. А. Куташов, Т. Ю. Хабарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 698-701. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27210/ (дата обращения: 26.03.2023).
7. Крикуненко Л., Куташов В.А., Хабарова Т.Ю. Исследование и формирование уровня психологической готовности к материнству у беременных в период наблюдения в районной женской консультации // Молодой ученый. 2018. № 6. С. 698-701.
8. Лысенко О.Ф. Диагностика психологической готовности к материнству на этапе беременности // Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития: матер. конф. в рамках XV Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века». Красноярск, 18 апреля - 17 мая 2014 г. / Гордиенко Е.В. (отв. ред.); ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. С. 52-58.
9. Лысенко О.Ф. Опросник для беременных как инструмент изучения психологической готовности к материнству // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 2. С. 170-174.
10. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2020. № 5. С. 18-27.
11. Митина, Г. В. Психологическая готовность беременных женщин к материнству / Г. В. Митина, А. К. Нугуманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 346-347. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99378/ (дата обращения: 26.03.2023).
12. Минюрова С.А., Тетерлева Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства // Вопросы психологии. 2018. № 4. С. 63-75.
13. Мягкова М.А. Основные направления изучения материнства в отечественной психологии // Актуальные вопросы современной психологии: матер. междунар. науч. конф. (Челябинск, март 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2018. С. 69-72.
14. Психологическая готовность к родительству: монография / Е.Н. Васильева, А.В. Щербаков. – Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2017. – 208 С.
15. Поспелова, О. Б. Исследование представлений о реальном и идеальном материнстве у женщин, имеющих детей / О. Б. Поспелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 284-289. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98135/ (дата обращения: 26.03.2023).
16. Щукина Е.Г. Особенности психологического сопровождения современных матерей: монография. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2019. – 197 с.
17. Филиппова Г. Г. Психологическая готовность к материнству / Г. Г Филиппова // Хрестоматия по перинатальной психологии: психология беременности, родов и послеродового периода. — М.: УРАО, 2005. — 328 с.