Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время наблюдаются тенденции, связанные с поиском форм организации власти, которые бы соединяли в себе позиции централизма и местного самоуправления. Не утихают споры по поводу эффективности реализации той или иной модели местного самоуправления на практике. В настоящей курсовой работе осуществлена классификация моделей органов местного самоуправления, действующих в настоящее время в РФ и за рубежом, с точки зрения функциональной специализации различных органов и должностных лиц, а также способов их формирования. Анализируются преимущества и недостатки представленных моделей.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании теоретических аспектов организационных моделей местного самоуправления.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие исследования организационные модели местного самоуправления.
Целью исследования является рассмотреть организационные модели местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. дать понятие организационной модели местного самоуправления;
2. провести классификацию организационных моделей местного самоуправления;
3. исследовать практические споры эффективности реализации той или иной организационной модели местного самоуправления.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: зарубежное законодательство, Конституция РФ; иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Бабун Р.В., Быкова А.Г., Гранкин И.В., Матвеева С.В., Нечкин А.В., Кожевников О.А., Чаннов С.Е., Шкатулла В.И. и другие авторы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты правовой сущности организационной модели местного самоуправления
1.1. Понятие организационной модели местного самоуправления
Организационная модель местного самоуправления - это отдельная система и структура органов местного самоуправления, наделенных собственными полномочиями и находящихся в определенных взаимоотношениях.
Согласно п.1 ст.131 Конституции РФ, структура местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Конституция предусматривает организационное и структурное отделение местного самоуправления от государственной власти .
Вопрос о том, что понимается под структурой местного самоуправления, является спорным. Понятие структуры местного самоуправления можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле - это система подразделений с независимым статусом, в которых осуществляются функции и полномочия местного самоуправления на соответствующей территории. В широком смысле это также внутренние подразделения созданных органов местного самоуправления. Под структурой местного самоуправления также понимается структура системы основных органов местного самоуправления, наделенных собственными полномочиями, и внутренняя организация каждого из этих органов.
По мнению И.В. Выдрина и А.Н. Кокотова, правильнее было бы говорить о системе органов местного самоуправления, действующих в границах муниципальных образований .
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ " (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) уточнил подход к формированию структуры организаций местного самоуправления. Закон оставляет возможность выбора модели, но проясняет основные положения, лежащие в основе любой организационной модели местного самоуправления.
Во-первых, принципиально уточнено понятие структуры органов местного самоуправления. Структура местного самоуправления определяется как перечень конкретных органов местного самоуправления, закрепленных в уставе муниципального образования и наделенных уникальными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Во-вторых, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ более широко регламентирует перечень возможных органов местного самоуправления в конкретной организационной модели муниципального образования, то есть фактически законодательно закрепляет систему органов местного самоуправления. В структуре местной власти должны быть три основных органа: представительный орган, глава муниципального образования и местная администрация (исполнительно-распорядительный муниципального образования). Этот перечень является открытым. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены и другие органы местного самоуправления.
В-третьих, восстановлен принцип разделения полномочий между представительным и исполнительным органами местного самоуправления. Многие авторы указывают на необходимость применения отдельных аспектов разделения властей в местном самоуправлении.
В.И. Васильев указывает, что на уровне местного самоуправления принцип разделения властей не действует, но разграничение функций необходимо.
Действительно, для эффективного функционирования местного самоуправления необходимо четкое разграничение полномочий органов местного самоуправления, взаимный контроль и наличие механизмов сдержек и противовесов, которые охраняют границы собственной компетенции и гарантируют взаимодействие органов местного самоуправления. Закон требует создания представительных органов, глав муниципальных образований и местных администраций с собственной компетенцией для решения важных региональных проблем. Представительные органы создаются не только в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек, их функции выполняют советы граждан .
В-четвертых, изменился подход к правовому регулированию ключевых вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления. Если раньше большинство вопросов, таких как формирование, полномочия, срок полномочий, подотчетность и наименование органов и служащих местного самоуправления, регулировались уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством РФ, то теперь они регулируются федеральным законодательством и уставами муниципальных образований. Возможности правового регулирования организационной структуры местного самоуправления весьма ограничены.
Все модели местного самоуправления во многом определяются нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, который, например, закрепляет ряд обязательных полномочий местной власти, таких как несколько четких способов формирования представительных органов муниципальных районов (ч.4 ст.35), глав муниципальных образований (ч.2 ст.36), глав местной администрации (ч.10 ст.35), глав муниципальных органов (ч.4 ст.36), максимальный и минимальный сроки полномочий депутатов и иных должностных лиц, избираемых органами местного самоуправления (ч.2 ст.40). Эти положения федерального законодательства должны учитываться при правовом регулировании соответствующих вопросов в уставах муниципальных образований.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 40. - Ст. 3822
3. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления. Учебное пособие. - М: КноРус, 2019. 274 с.
4. Быкова А.Г. Организационная модель формирования органов и должностных лиц муниципальных образований // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 10. С.40.
5. Гранкин И.В. Муниципальное право в вопросах и ответах. - М: Проспект. 2019. 208 с.
6. Матвеева С.В. Характеристика организационных моделей местного самоуправления / С. В. Матвеева. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). - Казань : Молодой ученый, 2019. - С. 6-10.
7. Муниципальное право России. Учебник / Под ред. Кокотов А. Н. - М: Юрайт. 2019. 460 с.
8. Нечкин А.В., Кожевников О.А. Муниципальное право. Практика высших судебных инстанций России с комментариями. Учебное пособие для вузов. - М: Юрайт, 2020. 268 с.
9. Чаннов С.Е. Муниципальное право. Учебник и практикум для СПО. - М: Юрайт. 2019. 302 с.
10. Шкатулла В.И. Комментарии к Федеральному Закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". - М: Юстицинформ, 2019. 140 с.