Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы тематических экскурсий 5
1.1. Признаки, функции тематических экскурсий 5
1.2. История улиц города как особый потенциал в экскурсионном обслуживании 12
Выводы по Главе 1. 15
Глава 2. Разработка тематической экскурсии по городу "Слога и строки о Череповце, литературный Череповец" 16
2.1. Определение маршрута тематической экскурсии "Слога и строки о Череповце, литературный Череповец" 16
2.2 Разработка технологической карты экскурсии 19
Выводы по Главе 2. 21
Заключение 22
Список литературы 24
Приложение 26
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из главных педагогических задач современного образования является актуализация среды непрерывного развития личности (ребенка, подростка, студента, педагога), опирающаяся на деятельностный подход. При этом неотъемлемой частью данной среды является окружающая среда не только локального социума, но и пространственная среда (села, города, страны). Познание окружающей среды посредством экскурсий представляет собой системный образовательный процесс в учебное и внеучебное время, существенно дополняющий федеральный государственный образовательный стандарт.
Одна из базовых и наиболее популярных форм культурно-образовательной деятельности музея и основная форма организации культурно-познавательного туризма – экскурсия. Среди разнообразных видов экскурсий выделяются литературные экскурсии. Как и другие, литературные экскурсии имеют особенности в организации и методике проведения. Знание этой специфики является очень актуальным, поскольку напрямую влияет на эффективность и даже эффектность экскурсии.
Образовательная литературная экскурсия, посвященная знакомству с жизнью и творчеством выдающихся писателей и поэтов, является одним из самых распространенных подвидов современного туризма. Популярность литературных экскурсий в России и за рубежом обусловлена присущим им комплексом биографических, исторических, художественных и краеведческих материалов.
По сложившейся в российском экскурсоведении традиции литературные экскурсии принято делить на литературно-биографические (монографические), историко-литературные (обзорные), литературно-художественные (поэтико-текстовые) и литературно-краеведческие. Однако развитие типов экскурсионного обслуживания в последнее десятилетие позволяет говорить о наличии некоторых изменений, напрямую связанных со структурой содержания литературных экскурсий.
Каждый город, большой или маленький, гордится своими земляками, тем людьми, кто жил и творил на этой земле. Не является исключением и Череповец. Среди известных поэтов и писателей можно назвать Николая Рубцова, В. Хлебова, К. Батюшкова, Игоря Северянина, С. Орлова, П. Засодимского, В. Гиляровского, А Яшина и других.
Цель данного исследования: изучение возможностей разработки тематической экскурсии «Слога и строки о Череповце, литературный Череповец».
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть признаки и функции тематических экскурсий;
• Изучить истории улиц города как особый потенциал в экскурсионном обслуживании;
• Разработать тематическую экскурсию «Слога и строки о Череповце, литературный Череповец».
Объект исследования: тематическая экскурсия.
Предмет исследования: экскурсия ««Слога и строки о Череповце, литературный Череповец»».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы тематических экскурсий
1.1. Признаки, функции тематических экскурсий
Термин «экскурсия» произошел от латинского слова «экскурсио». В русском языке данный термин начал употребляться в XIX столетии и означало «военный набег», а потом - «вылазка, поездка».
Экскурсия - это процесс познания окружающего мира по заранее подобранным объектам, которые служат для раскрытия той или иной темы. Поездка или прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа .
Экскурсия - целенаправленное понимание человеком действительности при помощи всех его органов чувств и логики, в период ознакомления с тематически объединенными объектами на территории, в сопровождении экскурсовода .
Во время экскурсии осязательно должен быть не только рассказ, но и показ: если показа не будет это будет считаться не экскурсией, а простой беседой или выступлением перед публикой. Ну а если во время экскурсии не будет рассказа, то она останется просто осмотром достопримечательностей, эффективность влияния которого на сознание экскурсантов будет минимальной.
В современном обществе экскурсия представляет собой как нечто законченное, целое, содержит свои специфические признаки и функции, особую методику.
У каждой экскурсии имеется своя тема, группа перемещается по определенному маршруту согласно целям и задачам экскурсии. Ознакомление с объектами происходит согласно их месту расположения, и оно не должно идти вопреки с изначальной задумкой экскурсовода.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева, Н. Н. Формы современного прямого маркетинга и их классификация/Н. Н. Андреева//Маркетинговые коммуникации. -2018. -№ 4. -С. 236 -247.
2. Анциферов Н. О литературных экскурсиях / Н. Анциферов // Школьные экскурсии, их значение и организация : сб. науч.-пед. ст. / под общ. ред. Б.Е. Райкова. – Пб., 1921. – С. 374 – 381.
3. Балюк, Н. А. Экскурсоведение : учебное пособие для вузов / Н. А. Балюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 45 с.
4. Бараков, В.Н. Поэтическая биография Николая Рубцова: учебник. – М.,2005. – 78 с.
5. Баранов, А.С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 256 с.
6. Гавриков, В.А. В поэтической вселенной Александра Башлачёва: книга. – М.: Bull Terrier Records, 2019. – 108 с.
7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Т.4. — М.: Русский язык, 1980. — 663 с.
8. Емельянов Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. – 6-е изд. – Москва: Советский спорт, 2009. – 216 с.
9. Жираткова, Ж. В. Основы экскурсионной деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Ж. В. Жираткова, Т. В. Рассохина, Х. Ф. Очилова. — М.: Издательство Юрайт, 2020,— 189 с.
10. Коняев, Н.М. Ангел Родины: книга о биографии Николая Рубцова. – М., 2007. – 18 с.
11. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма. – М., 2015.
12. Никульцева, В.В. Словарь неологизмов Игоря Северянина: словарь. – М.: Азбуковник, 2008. – 67 с.
13. Орловская, В.П. Технология и организация предприятия туризма: Учебник / В.П. Орловская. – М., 2014. – 423 с.
14. Пауэр, К. Ю. Структура художественного пространства в русской рок-поэзии: Александр Башлачёв, Егор Летов, Янка Дягилева: книга. – М.: Выргород, 2020. – 32 с.
15. Секриеру, А.Е. Игорь Северянин: Грани стиля. Монография. – М., Ярославль: ИПК Литера, 2012. – 30 с.
16. Скобельцына, А.С. Технологии и организация экскурсионных услуг / А.С. Скобельцына, А.П. Шарухин. – М: Академия, 2014. – 357 с.
17. Соколов Н. Литературные экскурсии / Н. Соколов // Школьные экскурсии, их значение и организация : сб. науч.-пед. ст. / под общ. ред. Б.Е. Райкова. – Пб., 1921. – С.361 – 373.
18. Соловьёва М. А., Меледина И. Ю., Харченко Н. В. Литературные экскурсии: учебно-методическое пособие. – М.: : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017, – 91 с.
19. Харджиев, Н.И. Маяковский и Игорь Северянин // Харджиев Н.И. От Маяковского до Крученых. Избранные работы о русском футуризме. М.: Гилея, 2006. – 9 с.
20. Шимова, О. С. Основы устойчивого туризма / О.С. Шимова. - М.: Новое знание, Инфра-М, 2019. – 192 с.
21. Ярко, А.Н. Статьи о творчестве Александра Башлачёва: статьи. – М.: Bull Terrier Records, 2017. – 15 с.