Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Сказки Пушкина, их специфика, место в творчестве автора 5
2. Фольклорные мотивы в сказках Пушкина, предпосылки их использования 9
3. Фольклорные мотивы в произведениях «Золотой петушок», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» 15
Заключение 22
Литература 24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Александр Сергеевич Пушкин великий русский писатель, которому принадлежат эксперименты со многими жанрами литературы. Ему принадлежат новаторские идеи своего времени в области языка, стремление к упрощению и увеличению легкости речевых конструкций.
Безусловно, в появлении этого стремления сыграла роль увлеченность литератора народным творчеством, в том числе сказками. Литературоведение дает нам представление о том, какое глубинное влияние произвели на Пушкина сказки, рассказываемые ему няней Ариной Родионовной. В течение творческой жизни он так же обращался к подробному изучению русского и европейского фольклора, чтобы получить новые сюжеты и сведения для сказочных творений.
Пребывая в Михайловском, Пушкин с огромным интересом собирал фольклорные сведения, обращался к первоисточникам, беседовал с крестьянами-носителями фольклора. Одновременно, в сказки он вкладывал и собственное понимание злободневных вопросов, касающихся социальной и духовной жизни общества.
История пушкинских сказок интересна и неоднозначна. Написанные изначально для взрослых, как вид фантастической сатиры, они со временем, потеряв свою социальную остроту, но сохранив общечеловеческие ценности, вошли в детское литературное чтение.
В настоящий момент пушкинские сказки – тот раздел литературы, с которого большинство детей начинают знакомство с творчеством поэта, они взращивают любовь к литературе, своей энергией, легкостью, живо разворачивающимся повествованием увлекают читателя.
Актуальность исследования заключается в том, что гуманистические идеи А. С. Пушкина, отраженные в сказках, до сих пор не потеряли своего значения, а само содержание сказок предоставляет обширный материал для анализа в сфере литературной обработки фольклора.
Объект исследования – сказки в контексте творчества А. С. Пушкина.
Предмет исследования – фольклорный компонент и его реализация в сказках Пушкина на примере отдельных произведений.
Данное исследование ставит перед собой цель рассмотреть предпосылки написания и своеобразие идейного содержания пушкинских сказок.
Согласно цели, можно сформулировать следующие задачи:
1. Рассмотреть предпосылки обращения Пушкина к жанру сказки.
2. Изучить особенности композиции и образной выразительности в произведениях сказочного цикла.
3. Оценить фольклорное содержание в контексте нескольких произведений.
Методологической базой исследования стали работы Касаровой В.Г., Меркурьевой Т.В., Путило О.О., Санникова В.З. и других.
Исследование состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.
1. Сказки Пушкина, их специфика, место в творчестве автора
А. И. Никифоров, один из крупнейших отечественных фольклористов, давая определение сказке, считает необходимым акцентировать целеустановку на развлекательность в качестве существенного жанрового признака: «Сказки — это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением» [24, 36].
В то же время фольклористы единодушны в восприятии сказки как жанра, ориентированного на художественное выражение весьма существенных сторон социального и исторического бытия народа.
В.Я. Пропп высказывается о том, что развлекательный характер «нисколько не противоречит глубокой идейности сказки» [21, 205].
Именно эти две стороны сказочного повествования сумел органично объединить в своем творчестве А.С. Пушкин.
Уже в детстве, как пишут пушкиноведы, поэт с интересом слушал сказки бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, дворового Никиты Козлова (его будущего дядьки), крестьянки-няни подмосковного Захарова.
После лицея, служа сначала в Кишиневе, потом в Одессе, «он выходил на торговую площадь, чтобы послушать народных певцов - кобзарей и лирников, беседовал со стариками о прошлом, слушал протяжные песни девушек».
В Михайловском «Пушкин любил ходить на кладбище, когда там «голосили» над могилами бабы, и прислушиваться к бабьему причитанию, сидя на какой-нибудь могилке» [20, 67].
Брат Пушкина вспоминает: «Однажды Пушкин исчез и пропадал несколько дней. Дни эти он прокочевал с цыганским табором, и это породило поэму «Цыгане». В 30-е годы поэт знакомится с живой ф
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Агранович С.З., Рассовская Л.П. Миф, фольклор, история в трагедии Борис Годунов и в прозе А.С. Пушкина. – Самара: Самарский университет, 1992. – 218 с.
2. Азадовский М.К. История русской фольклористики. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/566226/ Дата обращения 25.04.2018.
3. Азадовский М.К. Литература и фольклор: очерки и этюды. – Л.: Художественная литература, 1988. – 297 с.
4. Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература. – Л: Наука, 1987. — 614 с.
5. Асоян А.А. Пушкин ad marginem. – СПб.: Алетейя, 2015. — 131 с.
6. Бабаев Э.Г. Творчество А.С. Пушкина. – Москва: Издательство МГУ, 1988. — 206 с.
7. Бабенко И.И., Попадейкина И.В., Галиева М.А. Миф, фольклор, литература: эстетическая проекция мира. – Вроцлав: Фонд «Русско-польский институт», 2015. — 306 с.
8. Бадестова А.В., Попова И.О. Культурологический анализ персонажей немецкой волшебной сказки «Белоснежка» и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, № 3, 2007, с. 72-76.
9. Борисов Ю.Н. О фольклоризме русских писателей. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/2315153/ Дата обращения 25.04.2018.
10. Винарская Е.Н., Анюхина А.Т. Художественные образы сказки А. С. Пушкина о рыбаке и рыбке // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, № 2, 2003, с. 34-41.
11. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. – М.: Индрик, 2005. – 1038 с.
12. Виролайнен М.Н. Исторические метаморфозы русской словесности. – СПб.: Амфора, 2007. – 495 с.
13. Гаспаров Б.М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка. – Спб., Гуманитарное агентство Академический проект, 1999. — 400 с.
14. Горчаков Г.С. Символизм в культуре. – Томск: Твердыня, 2006. – 378 с.
15. Джаубаева Ф.И. Гармония поэтического текста А.С. Монография / Под ред. профессора К.Э. Штайн. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – 256 с.
16. Зубарева Е.Е. Детская литература. – М.: Просвещение, 1989. – 399 с.
17. Касарова В.Г., Супоницкая М.Л. Основы литературоведения. Из истории русской литературы XIX века. – М.: МАДИ, 2017. – 104 с.
18. Керашева Ф.Н. Жанр сказки в творчестве А. С. Пушкина и Новалиса в аспекте проблемы мотива пути // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, № 1, 2009, с. 27-30.
19. Логова Л.Н. Празднично-мифологические мотивы в сказках А. С. Пушкина // Вестник Челябинского государственного университета, № 1, 1999, с. 111-121.
20. Ложкова Т.А., Осипов В.Н. Сказка как художественное выражение народного менталитета // Филологический класс, № 1 (39), 2015, с. 65-74.
21. Меркурьева Т.В. Особенности работы со «Сказкой о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина в опоре на ее фольклорный источник // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, № 5, 2011, с. 205-209.
22. Путило О.О. Путь в Лукоморье: «Сказки» Пушкина в исследованиях Д. Н. Медриша // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, № 9 (122), 2017, с. 120-125.
23. Пушкин А.С. Сказки. – М.: Детгиз, 1994. – 120 с.
24. Санников В.З. Русская языковая шутка: От Пушкина до наших дней. – М.: Аграф, 2003. – 560 с.